Эссе о работе старшего воспитателя в становлении молодых педагогов
Старший воспитатель
Литовкина Ирина Васильевна
МБДОУ «Детский сад №99 комбинированного вида»
Ново-Савинского района города Казани
Зимний солнечный день. Тихо падают на землю снежинки. Молодая девушка окончила педагогический колледж и быстрым шагом направляется в детский сад. Работая воспитателем, она восхищается методистом: ее речью, энергией, талантом, чутким и внимательным отношением к людям. Шло время, шаг за шагом, год за годом, молодой воспитатель превращается в опытного педагога, ее назначают старшим воспитателем. И в этой молодой девушке я узнаю себя.
Оглядываясь в прошлое – в душе тепло, на лице – улыбка: ведь работать с детьми – это большое счастье. И сейчас это счастье умножилось в разы: ведь теперь я организую не только мероприятия с дошкольниками и их родителями, а планирую деятельность всего образовательного учреждения, разрабатываю образовательные программы, составляю режимы, расписания и другую методическую документацию; контролирую и анализирую качество воспитательно-образовательного процесса; прогнозирую, планирую и организую повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов; помогаю обобщить и распространить передовой педагогический опыт; получить аттестационную категорию педагогам; сопровождаю становление молодых специалистов.
В профессиональном плане я ощущаю себя – заинтересованным своим делом специалистом и стремящимся к достижению поставленных целей. Одной из которых является приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы молодыми специалистами. На протяжении 5 лет под моим руководством функционирует Клуб молодого педагога, в рамках которого мы изучаем уровень профессиональной подготовки вновь трудоустроенных специалистов, их потребностей, затруднений (посредством анкетирования, наблюдения организации режимных моментов, организованной образовательной деятельностью); отмечаем слабые и сильные стороны каждого педагога, ищем пути и решения для их усовершенствования. Так регулярно организую семинары, круглые столы, деловые игры, творческие конкурсы для молодых педагогов, а также взаимное посещение занятий, обмен опытом с педагогами-стажистами. Разрабатываю памятки и консультации по запросам и потребностям. План работы Клуба утверждается на начало учебного года, но в течение года вносятся изменения – в связи с выявленными трудностями каждого молодого специалиста:
План работы Клуба молодого педагога
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование молодых специалистов для изучения уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель, Профсоюз |
Октябрь | Практикум «Взаимодействие педагога и музыкального руководителя на музыкальном занятии» | Музыкальный руководитель |
Ноябрь | Семинар «Совершенствование методики» | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель |
Декабрь | Памятка «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель |
Январь | Взаимное посещение занятий, обмен опытом | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель |
Семинар «Мои профессиональные мотивы и перспективы роста» | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель |
|
Февраль | Консультация «Музыка и подготовка ко сну» | Музыкальные руководители |
Март | Деловая игра «Клуб молодого воспитателя» | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель, Профсоюз |
Апрель | Лекторий «Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературой» | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель |
Смотр-конкурс «Мисс садовницы» | Зам.Зав по ВР, старший воспитатель | |
Май | Заседание актива клуба Подведение итогов работы, планирование мероприятий на следующий учебный год | Зам.Зав по ВР,
старший воспитатель, Профсоюз |
Для вновь трудоустроившихся педагогов в нашем детском саду подготовлен Путеводитель, в котором указаны имена и телефоны администрации и специалистов учреждения, Правила внутреннего распорядка, полезные советы адаптации в коллективе, правила педагогической этики.
В настоящее время в нашем Клубе молодого педагога – 8 человек, что составляет 19% педагогического коллектива. Из них:
– 4 специалиста (50%) – имеют высокую результативность, в 2023 году им присвоена 1 аттестационная категория;
– 1 воспитатель (13%) в октябре 2023г. аттестован на соответствие занимаемой должности;
– 3 педагога (37%) по плану аттестации на соответствие занимаемой должности в 2024-2025 учебном году.
Педагогические работники в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности (СЗД), согласно Положению об аттестационной комиссии МБДОУ «Детский сад №99» (в новой редакции) подвергаются персональному контролю, в который входит: изучение и анализ профессиональной документации воспитателя; анализ организации и проведения занятия; анализ эффективности работы по теме самообразования; оценка организации деятельности детей и педагога во второй половине дня (воспитатели). По итогу персонального контроля составляется аналитическая справка. Аттестационная комиссия на заседании рассматривает представление работодателя, аналитическую справку по результатам персонального контроля, а также дополнительные сведения педагогического работника, характеризующие его профессиональную деятельность. По моему мнению, такая система стимулирует целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессиональный, личностный и карьерный рост.
Перелистав страницы своей педагогической деятельности, я понимаю, что многого достигла, благодаря опыту, мудрости, лояльности, умению выслушать и услышать моего методиста. Теперь я, также при организации своей методической работы – стараюсь создать благоприятный климат в коллективе и образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, и всего педагогического коллектива.
Рассматривая свою профессиональную деятельность, уверена, что выполнение обязанностей требует постоянного саморазвития и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности. И вновь как в первый раз я спешу на работу в мой любимый детский сад, в голове вновь происходит настоящий мозговой штурм, и я, не задумываясь – уверена, что я – на правильном пути.
Теперь я стараюсь, чтобы кто-то из молодых специалистов нашего учреждения перелистывая страницы своей книги о педагогической деятельности, также, как и я когда-то, в будущем скажут: «Как хорошо, что мой методист всегда был рядом и многого помог мне достичь!».