Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №40
Проект во второй младшей группе
«Моя семья»
Воспитатель:
Сулейманова Регина Ирнисовна
Осинниковский городской округ
Краткосрочный проект для детей «Моя семья»
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой
Вид проекта: краткосрочный.
Продолжительность проекта: с 15 по 30 ноября.
Участники проекта: дети общеразвивающей группы 3-4 лет – 15 человек; воспитатели группы; родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Форма проведения: НОД, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
Актуальность проекта
Одна из актуальных проблем является взаимодействия детского сада и родителей. В наше время, большинство семей неполные либо семей в неузаконенных отношениях. В основном в семье воспитывают одного или двоих детей, бабушки и дедушки часто проживают далеко от семьи. Так же родители, в силу своей занятости, не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни», забываются семейные традиции, родители мало уделяют внимания совместной деятельности с детьми.
В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей. А ведь семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Семья – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Поэтому мы должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Формирование начальных представлений об образе Я. Развивать представление о семье, о семейных традициях. Воспитание чувства любви и привязанности к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта: Познакомить детей с понятия «семья», «имя», «фамилия»; Закреплять умение называть имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек;
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; Привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Содержание проекта.
I этап. Организационный
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации); подбор настольно – печатных и дидактических игр.
Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
Разработка информационного стенда для родителей.
II этап. Основной
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной взросло – детской деятельности.
Разделы работ
Образовательная деятельность |
Основное содержание
Познание (окружающий) «Моя семья». (ФЭМП) Конструирование: «Домик для моей семьи»; «Мебель для моей семьи (стол и стул)» Речевое развитие: Чтение русской народной сказки «Три медведя» Рассматривание картины «Коза с козлятами» Художественное творчество Рисование – «Платок для бабушки» «Моя милая мамочка» Лепка- Аппликация– «Красивый цветок для мамы» «Открытка для любимой мамочки» |
Совместная деятельность | |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы:
«С кем я живу» Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. «Маленькие помощники» Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье. «Как тебя называют дома?» Цель: подчеркнуть индивидуальные качества ребенка. «Взрослые и дети» Цель: дать представления о нравственном поведении между взрослыми и детьми. «У меня есть брат (сестра) «Как мама, папа и другие члены семьи заботится о тебе?» «Мамин праздник» Ситуативные беседы: «Что делает ваша семья утром (вечером)?» «На кого ты похож?» «В какие игры играют с вами ваши родители?» «Выходной день с семьей» «Я люблю маму (папу) потому что…» Беседы по фотоальбомам «Это я и моя семья». Цель: развивать интерес к своей семье, закреплять представления об именах родителей, других членов семьи. Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа)?» Обсуждение пословиц и поговорок о семье. Цель: развивать восприятие средств художественной выразительности Отгадывания загадок про семью. |
Пальчиковые игры «Моя Семья» «Семья» «Дружные пальчики» «Кто живёт у нас в квартире?» « Наш дом» Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук. Беседы-рассуждения: «Как вести себя на улице с членами семьи?»; «Что делать, если ты огорчил маму? » «Кем ты приходишься своим родителям?» «Кто ты для бабушки?» Дидактические игры: «Добавь словечко»; «Как зовут членов семьи»; «Назови ласково»; «Кто, что делает»; «Один – много». «Назови ласково» «Мама какая?» Театрализация по сказкам: «Репка»; «Волк и семеро козлят»; «Три медведя» Игра драматизация: Драматизация народных сказок по желанию детей («Колобок», «Теремок») Цель: развивать умение передавать в мимике, жестах, движениях разные особенности персонажей |
|
Чтение художественной литературы | Чтение потешек: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор» «Ладушки – ладушки» «Вышла курочка гулять»
Чтение сказок: «Гуси-лебеди» «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»«Крошечка – Хаврошечка С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; Чтение стихотворения: «Посидим в тишине», «Наши мамы» Е. Благининой. Разговор с дочкой», «Мама» «Младший брат» А. Барто Д.Яманаев «Про нас» Ю.Жукова «Моя дружная семья» Цель: Создание условий для воспитание у детей эмоционально-образного восприятия литературных произведений. Развитие умение оценивать поступки героев. Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, выразительность речи. Просмотр мультфильмов: «Непослушный медвежонок» «Осторожно, обезьянки» «Мама для мамонтенка» |
Игровая деятельность | Дидактические игры и упражнения
«Кто, где живёт?» «Сложи картинку» «Обязанности» (по картинкам) «Кому, что нужно?» «Чьи вещи?» Игровое упражнение: «Что умеет делать мама» «Папа какой» «Кому что подходит» Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель» Физминутки: «Семья» «Ладушки» Сюжетно – ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки – матери», «Детский сад», «Праздники в семье», «Семейный обед» Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Настольные игры «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом». Игры со строительным материалом: «Построим дом для кукол», «Сделаем мебель для кукол» Цель: развивать предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем мире |
Работа с родителями:
Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях
Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
Консультация «Как создать семейные традиции для счастливой жизни»
Выставка детских рисунков «Моя милая мамочка»
Папка – передвижка «Нашим дорогим мамочкам посвящается»
Совместное создание предметно – развивающей среды.
Предложить родителям просмотреть с детьми фотографии (альбом), провести беседу о членах семьи, назвать по именам.
Рассказать о традициях семьи, о своих профессиях.
Индивидуальные беседы-консультации
III этап. Заключительный
Анализ результатов проекта
Выставка рисунков «Моя милая мама»
Изготовление открыток на праздник «День Матери»
Выставка лэпбука «Моя семья»
Результатами нашей работы мы остались довольны. В ходе мероприятий, которые были проведены в проекте: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей дали положительный результат. После проведенной работы дети усвоили, что семья – это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Активизировалась речевая активность детей. Дети овладели игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации. Установление тёплых, дружеских, доверительных отношений в группе между родителями, детьми и воспитателями, увеличением родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей. Так же мы пополнили предметно-развивающую среду и методическую копилку разнообразными материалами по теме проекта.
Консультация «Как создать семейные традиции для счастливой жизни»
Семейные традиции и обычаи приносят огромную пользу: они укрепляют ваши семейные узы, делают жизнь в кругу родных насыщенной и интересной, украшают детство и создают прекрасные воспоминания на долгие годы.
Предлагаем вам несколько примеров семейных традиций, которые вы можете использовать в своей семье или на их основе создать собственные.
Традиции на каждый день
Какие бывают семейные традиции? Это небольшие действия, которые создают ощущение единства в семье, чувство, что родные рядом и всегда поддержат друг друга. Сейчас очень сложно приобщить детей и подростков проводить время в домашнем кругу, когда есть интернет, компьютер, смартфон. Повседневные действия этой категории призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно.
«Секретное рукопожатие»
Так издавна узнавали друг друга члены общин, организаций или кланов. Семейное рукопожатие гораздо важнее, чем просто знак того, что вы, например, «из семьи Петровых». Это ощутимое доказательство поддержки и тепла близких людей. Сложить по-особому пальцы, тряхнуть руками три раза, прихлопнуть ладонями…
Такое секретное рукопожатие придаст уверенность во время ответственного шага, когда близость родителей особенно важна — на свадебной церемонии, получения диплома и даже в трудные минуты жизни.
«Кушаем вместе»
В семейной традиции русского народа принято кушать вместе: это и обычай большого обеденного стола, и особая посуда для взрослых и детей, и семейная супница, из которой мама насыпает порцию любимого блюда. Необязательно каждый раз садиться есть всем одновременно, но один из приёмов пищи должен быть совместным.
Решите, как будет удобней в вашем лучше — это будет завтрак, обед или ужин, перекус на кухне или полноценное застолье в гостиной. Введите правила: никаких мобильных, телевизора, возможно, вы захотите наложить табу на некоторые темы за столом.
Хорошие привычки легко закрепить, если их будут выполнять все без исключения:
- мыть руки перед едой;
- опрятно одеваться к столу;
- ухаживать за столом за бабушкой и дедушкой;
- соблюдать этикет;
- помогать маме убирать посуду.
Взрослые, разумеется, подают пример детям, старшие — младшим. За едой обычно рассказывают хорошие новости, обсуждают планы на будущее и делятся впечатлениями о произошедшем за день.
Похвала и благодарность тому, кто приготовил вкусную еду, тоже может стать обязательным пунктом обеда. В некоторых семьях принято молиться перед едой — короткую молитву произносит вслух глава, чаще всего отец, но может быть старший сын, мать.
«Семейные объятия»
Психологи советуют родителям почаще обнимать своих детей, чтобы те росли спокойные и уверенные в собственных силах. По мере взросления, особенно в подростковом возрасте, дети начинают тяготиться «телячьими нежностями» заботливой матери или сестры, но если превратить объятия в традицию, то это станет ещё одним источником внутренней силы и поддержки.
Вместо обычной ласки можно обняться и сказать что-нибудь вроде «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Сначала это звучит натянуто, но если с детства приучить детей к таким проявлениям единства, это будет воспринято на ура и в старшем возрасте.
«Сказка на ночь»
Некоторые традиции семейного воспитания важны для развития личности ребёнка. Дети, чьи родители баловали их чтением на ночь, более успешны в учёбе и лучше заводят друзей в школе, чем их сверстники, лишённые этой чудесной традиции. Подбирайте сказочные истории по возрасту, садитесь на постель к малышу и с душой читайте ему по несколько страниц каждый вечер.
Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца. Прекрасные воспоминания о сказке на ночь заставляют многих взрослых возвращаться к этому обычаю, когда они создают свои семьи, так что это по-настоящему действенный способ создать связь поколений.
«Вечерняя прогулка»
В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе.
Еженедельные традиции
Целью может быть провести вместе немного больше времени, чем обычно, чтобы поддержать в доме атмосферу любви и тепла. Откажитесь от соблазна устраивать разборы полётов — критика и тон инспектора тут неуместны.
«Воскресный завтрак»
Что сделает его особенным? Другая, более нарядная посуда, блюда, любимые вашими домочадцами и требующие больше времени на приготовления, долгожданные новости и важные решения, которых с нетерпением ждут дети.
Например, за воскресным завтраком можно объявить, куда семья отправится отдыхать в этом году, кого из родственников будут принимать в доме на Новый год и прочие, обязательно хорошие новости.
«Поход за покупками»
Всем известно, что делать закупки на неделю непросто, поэтому мама может подключить к этому процессу всех домашних. Это и помощь, и возможность принять участие в выборе меню на следующую неделю, и отличная практика для детей, которым нужно понемногу учиться вести хозяйство и рассчитывать бюджет. Если у ребёнка есть собственные наличные деньги, помогите им выбрать покупку, но не давите психологически — свободный выбор всё же за ним.
«День футбола»
Или другого вида спорта. Детям легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне.
Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т.п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия.
Другие семейные ценности и традиции
Подумайте, как семья может проявить участие в школьных делах, успехах в карьере, особенных днях и праздничных датах каждого члена семьи.
«Семейный фотоальбом»
Возможно, вы не задумывались, но у нашего, русского народа, особенно принято фотографироваться на память.
Приложите усилия, чтобы оформить и сохранить приятные моменты жизни:
- фото в первый день в школе;
- фото с родственниками из других городов, которые приехали в гости;
- групповое фото всей семьёй, где у каждого члена есть своё особое место;
- снимки с соревнований, конкурсов, награждений;
- старые фотографии поколения дедушек и бабушек.
«Маленькие праздники»
Вечеринки по поводу событий, определяющих будущее кого-то из членов семьи, очень важны. Устраивайте небольшие праздники с простым угощением, обязательно собирайте всех вместе, без отговорок, когда случается нечто замечательное: поступление в институт, назначение на работе, победа на конкурсе, сдача экзаменов, помолвка и т.п.
«Вместе вне дома»
Отличной традицией могут быть семейные походы по родным местам, совместное наблюдение грандиозных явлений — затмения или звездопада. Местные празднества многие семьи любят посещать всем составом (парад, городская или сельская ярмарка, народное гуляние).
Прежде чем начать воплощать идеи, прочтите несколько советов, которые помогут вам успешно создать новые семейные традиции:
- Пройдясь по списку идей, не пугайтесь, что должны воплотить их все. В этом деле качество важнее количества, и если вам удастся завести по одной традиции из каждой категории, считайте, что вы достигли цели;
- Не спешите отбрасывать некоторые идеи под тем предлогом, что «это глупо» или «это не сработает». Некоторые идеи, которые не слишком привлекательны для взрослых, понравятся детям, делайте скидку на возраст и детские интересы.
- Подберите примеры, которые хотите использовать, в соответствии со своими предпочтениями — составом семьи, бытовыми условиями, верованиями и пр.
И помните: чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе ил усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы.
Пальчиковые игры
«Семья»
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой,
Самый главный, самый умный,
Папа, папочка родной.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – старший брат
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый славный наш малыш – это Я
Вот и вся моя семья!
«Наш дом»
Этот дом – одноэтажный (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
«Семья».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
Семья у нас крепкая, дружная!
«Дом».
У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)
У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)
У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .)
Кто его открыть бы смог? ( Покрутили скрещенными в замок пальцами.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)
«Кто живёт у нас в квартире?»
Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.)1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я-
Вот и вся моя семья!
Стихи про семью
Семья – это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
В семье все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
Кто вас будит по утрам,
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В мире нет её родней,
Справедливей и добрей.
Это кто, скажите прямо?
Ну, конечно, это… Мама
Д.Яманаев «Про нас»
Мама вкусно приготовит,
Уберется, постирает.
Ну, а если я балуюсь,
Иногда и поругает.
Папа все починит в доме,
Все исправит, все наладит,
Ну, а если он свободен,
На машине покатает.
Бабушка мне все прощает,
Водит в цирк, в кино, в театры
Мне игрушки и конфеты
Очень часто покупает.
Хорошо, что у меня
Очень дружная семья.
Ю.Жукова «Моя дружная семья»
Моя дружная семья:
Папа, мама, бабушка и я.
Папа мой большой, как слон,
Очень ласковый, родной.
Мама, мамочка моя,
Очень добрая она.
А вот без милой бабушки,
Бабулечки родной,
Не представляю жизни я,
Ну, просто никакой!
Свою семью я уважаю,
Сестру оберегаю,
Вместе с ней гуляю,
В квартире убираю.
Мы друг другу помогаем
И счастья всем желаем.
Мама, я, сестра моя –
Вместе дружная семья.
«СЕМЬЯ»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем , волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному очень сложно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Пословицы и поговорки
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а младенец матери.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Загадки
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… (Семья) |
Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» —Что получится? (Семья) |
Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой… (Братишка) |
Она лучше всех на свете Без неё прожить нельзя Есть она у Маши, Паши И конечно у меня. (Семья) |
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: – Всех милее наша… (Мама) |
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, … (Папа) |
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша… Бабушка) |
Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? – Это наша… (Бабушка |
Угостит всегда вареньем, Стол накроет с угощеньем, Лада наша ладушка, Кто? — Родная… (Бабушка) |
Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, Мамочка и я, Но все вместе мы — … (Семья) |
Новые платочки Дарит мама… (Дочке) |
Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе? От зарплаты до зарплаты Что б мы делали без … (Папы) |
Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (Сестренка) |
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша… (Бабушка) |
Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш … (Дед) |
И у мамы есть, И у папы есть, И у меня есть, И у тебя есть. Чтоб тебя узнать, Надо вслух ее назвать. (Фамилия) |
Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший … ( Брат) |
Самый смелый, самый сильный, Утром с бородою мыльной, Рулит на машине важно, В стену гвоздь забьет отважно, Любит нас и нашу маму, Это наш любимый … (Папа) |
Приготовит, постирает, Все погладит, поиграет, Всех обнимет, поцелует, Пожалеет, приголубит. Другом станет самым, самым Кто же это? Наша … (Мама) | Свяжет тёплые перчатки, Поиграет в ладушки. В волосах седые прядки, Это моя … (Бабушка) |
Самый старший он в семье, Самый мудрый во дворе, Голова вся в седине, А встает он заре. ( Дедушка) |
Мама с папой говорят, Что теперь я — старший брат, Что за куколка в коляске Плачет от ужасной тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она? (Сестра) |
Он научит вас трудиться, От души повеселиться, Всем ребятам он пример — Наш родной любимый … (Дед) |
«Нам гулять идти пора»,- Брату говорит… (Сестра) |
Дидактические игры и упражнения
« Мама какая?»
Наводящие вопросы воспитателя:
В.:- Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая? (Ласковая, добрая, милая, нежная).
– Когда мама модно одевается, какая она? ( Красивая).
– Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Весёлая).
– А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).
– Когда мама заботится о вас, какая она? (Заботливая).
– Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел, какая она? (Трудолюбивая, хозяйственная).
«Кому что подходит».
(В обруче лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые больше подходят папе, и положить их в синюю корзину, а девочки те, которые больше подходят маме, и положить их в красную корзину).
Игра – имитация« Что умеет делать мама».
-Мыть посуду.
-Варить суп, компот.
-Стирать.
-Мыть полы.
-Гладить.
-Шить.
Игра – имитация «Что умеет делать папа?»
Пилить – джик-джик;
Дрова рубить – руки в замке, махи руками;
Пылесосить – у-у-у;
Забивать гвозди – тук-тук;
Накачивать насосом колеса – ш-ш-ш;
Водить машину – имитация руками поворота руля.
«Назови ласково»
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабуличка;
Дедушка – дедуля – дедуличка.
«Кто, что делает?»
– Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
– Мама – готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей …
– Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
– Дедушка – работает на даче, помогает папе, бабушке …
– Сестра – помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …
– Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …
Физминутки
«Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).
«Ладушки»
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони. (Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
«Как у бабушки Наташи»
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
Вот какая каша! (снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).
У бабушки Наташи!