“Татарская культура”

ФИО: Саитова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2803
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Татарская культура"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Конспект занятия по знакомству с татарской культурой.

 

Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с культурой татарского народа.
  2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.
  3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.
  4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
  5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.

 

Материалы: Слайды с изображением татарских национальных костюмов, диск с записью татарской музыки, тюбитейка, блюдо: чак-чак.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой- оленевод.

Один кумыс готовит, другой- готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

Воспитатель:

-Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы и рассуждения детей.)

-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей республике Удмуртия?

Дети:

-Русские, удмурты, татары.

Воспитатель:

-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.

 

Основная часть:

Воспитатель:

-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют” майдан”, его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба “кереш”, “скачки на лошадях”, победитель получает живого барана.

-После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

-А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.

Буген безде Сабантуй

Эшлереннен барын куй!

Тизрек йегер мейданга,

Байрам башлана анда.

-Понравилось вам стихотворение?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.

(Включается отрывок песни Сабантуй.)

-Понравилась вам песня? Какая она?

Дети:

-Веселая, задорная.

Воспитатель:

-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм?

(Демонстрация слайдов.)

-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, тюльпаны, листья, веточки.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.

-Ребята, а к нам в гости пришли девочки -татарочки Ралина и Регина. У них красивые татарские имена. И по национальности они татарки. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?

Дети:

-Исенмесес.

Воспитатель:

-Во, что они одеты?

Дети:

-В татарские национальные костюмы.

Воспитатель:

– Ребята, кто скажет, что у Ралины на голове?

Дети:

-Калфак.

Воспитатель:

-Что у нее одето поверх платья?

Дети:

-Камзул.

Воспитатель:

-Ребята, девочки хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется” Тюбетейка”.

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: показывает танцевальные движения, все остальные дети повторяют)

-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?

Дети:

-Да.

Заключительная часть:

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-Какие новые слова узнали?

-Как называется любимый татарами праздник?

Дети:

-Сабантуй.

Воспитатель:

-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?

Дети:

-Калфак и тюбетейка.

Воспитатель:

-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском.

Дети:

-Сау бул!

Воспитатель:

– Ребята вы все хорошо поработали на занятии и  девочки приготовили вам сюрприз. Они хотят угостить вас татарским национальным блюдом чак – чак.