Формирование детско-взрослого коллектива
как один из наиболее эффективных путей
реализации воспитательного процесса в классе фортепиано
И.А. Карнаухова
преподаватель фортепиано ДМШ № 11
Ново-Савиновского района г. Казани
«Главная цель музыкального воспитания – воспитать не музыкантов, а людей», – писал В.А. Сухомлинский, и это должно быть девизом каждого педагога. Воспитательный момент изначально заложен в музыкальном образовании. Он включает не только эстетическое, но и нравственное, духовное воспитание личности. Эффективности такого процесса способствует индивидуальная работа с учеником, значительно более тесные контакты с родителями учеников, чем в общеобразовательной школе, что, бесспорно, является сильной стороной музыкальной школы.
В то же время именно индивидуальная форма обучения становится слабой стороной музыкальной школы для выстраивания воспитательного процесса, так как приводит к разобщённости учащихся и некоторой оторванности от общественных явлений, значимых событий, происходящих в стране. Также следует помнить, что вертикальные межличностные связи сверху вниз и снизу вверх ребёнка со взрослыми являются самыми важными для него только в младшем школьном возрасте. В возрасте 10–12 лет в жизни ребенка происходит важное изменение — все большее значение приобретает группа сверстников. И это становится ведущей деятельностью подростка, а не учёба, как было в младшем школьном возрасте.
Поэтому формирование коллектива внутри класса преподавателя индивидуальных дисциплин необходимо как для воспитания личности ребёнка, так и для усиления мотивации к занятиям в музыкальной школе. Определяющим в воспитании ученического коллектива является умение преподавателя организовывать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы.
Из опыта работы И.А. Карнауховой, преподавателя фортепиано.
Внеклассная форма работы в нашем классе становится не менее важной, чем классно-урочная. Далеко не все наши выпускники становятся профессиональными музыкантами. Но активная общественная жизнь в стенах школы, единение родителей, детей и преподавателя в сплочённый дружеский коллектив «класс-семья» оставляет яркий след на всю жизнь. Со стороны педагога это требует большого постоянного труда, но результат оправдывает все затраченные усилия.
Кроме традиционных форм внеклассной работы, принятых в музыкальной школе, таких как совместные посещения концертов, театра, проведение классных концертов, мы проводим тематические концерты с разработанным сценарием, к которым мы тщательно готовимся вместе с детьми и их родителями. Но самой интересной формой работы стали викторины. В нашем случае это не просто вопросы-ответы. Каждая викторина сопровождается видеорядом, включающим подсказки и в итоге – ответы на вопросы. Это могут быть и чисто музыкальные викторины, и викторины, затрагивающие общественно значимые события в стране. Но всегда они сопровождаются музыкальным сопровождением в исполнении детей — иллюстративным или фоновым. Родители и дети с большим энтузиазмом откликаются, готовятся к мероприятию. Особенно младшие дети сильно переживают за своих родителей, стараются проследить за их подготовкой.
Тематика мероприятий: «Кинопанорама», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», «В мире животных», «Навстречу Олимпиаде!», «На пути к Универсиаде!», «Марши в музыке», «Путешествуя по странам и континентам», «Вечер танго» (Популярная бытовая музыка предвоенных лет — часть школьного проекта «Нам жизнь завещано беречь» к 75-летию Победы), муз.сказка «День рождения ослика Иа», и др. Дети с удовольствием готовятся и участвуют в мероприятиях не только для своих родителей, но и для сверстников. Мы часто проводим мероприятия для школьных лагерей, выступаем в детских садах, перед слушателями курсов.
Этапы подготовки и проведения викторины:
- Выбор темы, выбор репертуара для учащихся
- Создание сценария. Создание видеоряда
- Обсуждение с детьми тематики мероприятия, примерный круг вопросов, индивидуальные беседы на уроках
- Подготовка детей и родителей к мероприятию
- Проведение самого мероприятия. Награждение маленькими подарками.
Каждая викторина выполняет свои задачи: образовательные, воспитательные. Но главная задача – создать для ребёнка круг друзей и единомышленников в стенах музыкальной школы и включить в этот круг родителей.
В итоге мы имеем сплочённый коллектив учащихся и их родителей, серьёзно относящихся к жизни в стенах музыкальной школы, готовых к взаимоподдержке; повышение мотивации к обучению в музыкальной школе;
расширение музыкального кругозора детей и их родителей; укрепление связи поколений (родителей и детей).
Литература
- Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1983
- Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 2004.