Конспект тематического занятия «Природа Курганской области, Катайского района»

ФИО: Симакова Л.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2831
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект тематического занятия «Природа Курганской области, Катайского района»
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)



МБДОУ Детский сад «Мечта» город Катайск.

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе «Фантазеры»

Тема: «Природа Курганской области, Катайского района»

                                                                                                        Подготовила воспитатель 

                                                                                              Симакова Людмила

                                                                                              Владимировна

Март 2023г.

 

Тема: «Природа Курганской области, Катайского района»

Цель:  Формировать представления о растительной и животной среде родного  края.

Задачи:

– Образовательные:

Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.

– Развивающие:

      Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.

– Воспитательные:

– Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

– Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок,  знакомство с произведениями М.М Пришвина,  чтение  пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.

Оборудование:   иллюстрации птиц, животных, природные памятники Катайского района, фотографии рек и озер.

Ход занятия

Воспитатель- ребята , наше занятие я хочу начать с одного стихотворения, которое написал Г. Ладонщиков, слушаем внимательно:

Родная земля 
Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

Воспитатель – о чем это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель – правильно, это стихотворение о нашей родине, а как называется наша родина?

Ответы детей

Воспитатель – Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. А как же называется наш край?

Ответы детей

Воспитатель – правильно мы с вам родились и проживаем в Курганской области в Катайском районе.

Катайский район расположен на северо-западе Курганской области. Рельеф района равнинный, с элементами предгорья и небольшими понижениями вдоль рек.

Самой необычной достопримечательностью Зауралья можно назвать памятник природы Иванов камень. Это единственное в крае обнажение скальных пород с высотой горного выступа около 40 метров. Здесь сложились необычные для лесостепного Зауралья растительные сообщества. Скала находится на правом берегу реки Синары.

Синару можно назвать самой красивой рекой области, ее отличают быстрое течение, каменистые перекаты и высокие берега. Здесь находится синарское месторождение агатов и яшмы, местные самоцветы считаются редкими и известны своим необычным медовым оттенком.

В пойме реки расположился еще один уникальный памятник природы Охонины брови. Два огромных увала, высотой около 15 метров и длиной более 200, смыкаются в одном месте, словно две брови на переносице. Склоны частично поросли березой. Место соединения увалов врезается в реку Синару.

Главной речной артерией района является Исеть. Эта вторая по величине река в области впадает в Тобол.

Немало в крае озер, в основном, они расположены в центральной части района.

Водоемы, как правило, бессточные с пресной водой, многие из них заросли по берегам тростником и кустарником. Эти озера с течением времени превращаются в болота.

Болота играют важную роль в экологической системе края. Самыми ценными из них можно назвать входящие в комплекс верховых болот, расположенный юго-западнее Катайска. Моховое, Большой и Малый Бор представляют собой сфагновые болота, местами с развившимся древостоем сосны болотной формы. Все они являются памятниками природы.

Пышминское болото возле села Шутино cчитается одним из самых крупных верховых болот Южного Зауралья. Кажется, что кочкарное болото с кустовой березой низкой и куртинами карликовой березы простирается до самого горизонта.

Оно является уникальным болотным комплексом с произрастанием более 100 видов растений, в том числе редких видов, занесенных в Красную книгу Курганской области. Комплекс относится к особо охраняемым природным территориям, так же как и сфагново-багульниковое болото Сосновое, расположенное неподалеку от села Верхние Пески.

Основной растительностью края являются разнотравные степи. Среди лесной растительности встречаются, в основном, береза и осина, чуть реже сосна обыкновенная. В подлесках обилие кустарников: шиповника, черемухи, боярышника и калины.

Особо интересны заповедные боры, расположенные близ села Верхняя Теча и деревни Бисерово. Верхнетеченский и Дубасовские сосновые леса лежат в долине реки Теча. Эти боровые массивы находятся в зоне радиоактивного загрязнения и имеют большое научное значение.

Памятниками природы считаются и насаждения дуба черешчатого у села Верхние Пески и деревни Чусовая. Дубы имеют возраст около 150 лет. Здесь же встречаются великовозрастные липа и тополь черный.

Катайский край — один из самых необычных районов Курганской области с уникальным предгорным ландшафтом и имеет большие перспективы для развития экологического туризма.


Физкультминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)

Воспитатель- а какие животные проживают в наших лесах?

Ответ детей.

Воспитатель – каких вы птиц знаете, которые обитают в наших краях?

Ответ детей.

Воспитатель- вот и подошло к завершению наше путешествие. Скажите, что вы нового узнали о нашем крае? 

Ответы детей

Воспитатель – я хочу закончить наше занятие стихотворением, которое написала Анастасия Печура.

Малая родина.

А малая родина тянет и сердце зовет.
Какой бы она не была, эта родина — наша.
Частичка души непременно в том доме живет,
Где мама кормила нас утром душистою кашей.

За сопками речка, за речкой зеленая падь,
Куда убегали веселой гурьбой за грибами.
Туда возвратиться хочу я опять и опять,
Врастать в это чудное место своими корнями.