Учрежденческий проект “Крепкая семья – крепкое государство”

ФИО: Барсукова Л.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2839
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Учрежденческий проект "Крепкая семья - крепкое государство"
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

Проект 

о воспитании в современных условиях 

«Крепкая семья – крепкое государство»

с. Лесниково, Кетовский район, Курганская область

Оглавление

Актуальность и новизна проекта……………………………………………….3

Практическая значимость проекта………………………………………………4

Цель и задачи проекта……………………………………………………………4

Принципы реализации проекта…………………………………………………4

Ожидаемые результаты проекта…………………………………………………5

Риски в реализации проекта и пути их преодоления………………………….5

Сроки и этапы реализации проекта………………………………………………6

Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………………7

Механизм реализации проекта…………………………………………………..7

Критерии эффективности реализации проекта………………………………..10

Основания для разработки проекта…………………………………………….11

Список использованных источников……………………………………………12

Актуальность проекта

«Семья – это общество в миниатюре, 

отцелостности которого зависит 

безопасностьвсего большого общества” 

Альфред Адлер

Вопрос гармоничного развития личности детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Всестороннее развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Федеральный закон об образовании определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Идеальная цель воспитания, в настоящее время,  это – всесторонне гармонично развитая личность. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения обусловили необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, социокультурных норм, ориентации на общество, правильных привычек здорового образа жизни. Однако образовательной организации не справиться со столь глобальной задачей обособленно от семей воспитанников, ведь именно окружение близких людей оказывает наибольшее воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизнедеятельности. Влияние семьи длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.  Для ребёнка дошкольного возраста родители – это самые значимые взрослые. Именно поэтому, начинать воспитывать собственным примером нужно как можно раньше. Позитивный опыт общения родителей с педагогами и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в образовательной организации, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума.

Исходя извышеизложенного актуальность темы не вызывает никаких сомнений.

Новизна проекта заключается в разработке и апробацииновой модели взаимодействия участников проекта по воспитанию гармонично развитой личности ребёнка.

Практическая значимость проекта

Проект «Крепкая семья – крепкое государство» демонстрирует  новые  механизмы организации воспитания и может быть использован образовательными учреждениями с целью повышения качества воспитания дошкольников.

Цель и задачи проекта

Цель: воспитание гармонично развитой, социально ответственной, осознанно мыслящей, духовно-нравственной личности через взаимодействие с семьёй.

Задачи:

1.Обеспечить психолого-педагогическую, методическую и консультативную поддержку семьи в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья  детей дошкольного возраста

  1. Внедрять наиболее эффективные формы взаимодействия с семьёй и социумом по воспитанию гармонично развитой личности ребёнка
  2. Обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи на основе традиционных, духовно-нравственных ценностей семьи и общества.

Принципы реализации проекта

1.Принцип системности обеспечивает единую целевую и содержательную направленность проекта.

2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.

  1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Принцип предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений, активное участие детей и взрослых в реализации проекта, возможность высказывать свои взгляды, мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. 
  2. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества  и государства. Проект предполагает, что образовательная организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и  с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению их  к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости. 

Ожидаемые результаты проекта

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  2. Включение новых социальных партнеров в  воспитательный процесс образовательной организации.
  3. Укрепление семейных отношенийна основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации.
  4. Положительная динамика личностного развития воспитанников на этапе завершения дошкольного образования (приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, достижение обучающимисяцелевых ориентиров, указанных во ФГОС ДО: формирование у обучающихся основ нравственности, положительной мотивации, стремление к здоровому образу жизни и т.д.). 

Риски в реализации проекта и пути их преодоления

Риски Пути их преодоления
1. Возможные ограничения массовых мероприятий,  связанные с  коронавирусной инфекцией, ведут к  снижению максимального участия родителей в совместных мероприятиях, заинтересованности в образовательном процессе и результативности педагогической пропаганды. 1. Снятие режима ограничения

2. Использование дистанционных форм взаимодействия с семьей

2. Позиция недоверия и непонимания важности и роли семейного воспитания  со стороны некоторых родителей способствует затруднению выработки у дошкольника динамических стереотипов, позитивной динамики развития личности. 1. Систематическое осуществление связи образовательной организации с семьей

2. Установление партнерских отношений педагогов и родителей на основе взаимного доверия, содружества, понимания нужд и интересов ребенка

 

Сроки и этапы реализации проекта

Срок реализации проекта: долгосрочный, 2021г., 2022 г.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: фронтальный

Участники проекта: детидошкольного возраста, родители, педагоги, социальные партнеры 

Целевая аудитория:дети дошкольного возраста, родители

Социальные партнёры проекта: Лесниковская поликлиника, Лесниковская детская музыкальная школа, почтовое отделение, Лесниковская сельская библиотека, Кетовский ДЮЦ, Кетовская пожарная часть.

Название этапа Цели и задачи
I этап

Подготовительный

Апрель -август 2021г.

 Цель: создание необходимых условий для реализации проекта 

Задачи: 

1.     Изучить нормативно-правовые, методические материалы. 

2.     Проанализировать материально-технические, педагогические ресурсы, необходимые для реализации проекта. 

3.     Разработать, согласовать проект «Крепкая семья – крепкое государство» по воспитанию дошкольников в современных условиях. 

4.     Разработать критерии оценки эффективности проекта

II этап 

Основной

Сентябрь 2021 г. – июнь 2022 г.

Цель: реализация проекта 

 Задачи: 

1.     Внедрить эффективные формы и методы взаимодействия с семьей по воспитанию подрастающего поколения. 

2.     Осуществлять образовательную и воспитательную деятельность, направленную на личностное развитие дошкольников

3.     Расширять и укреплять связи и отношения дошкольных групп с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.

III этап Заключительный

Июль – август 2022г.

 Цель: анализ реализации проекта. 

 Задачи: 

1.    Определить эффективность реализации проекта

2.     Определить проблемы, препятствующие достижению ожидаемого результата и пути их решения

 

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение:

В образовательной организации создана достаточная материально-техническаябаза для реализации проекта, имеются музыкальный, спортивный залы, современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, проекторы, экраны, средства наглядности. 

Методическое обеспечение:

Имеется подборка психолого-педагогической и художественной литературы, методических материалов на бумажных и электронных носителях.

Информационное обеспечение:

С целью освещения реализации проекта функционирует сайт организации. Для эффективного взаимодействия с участниками проекта планируется создание ютуб-канала «Kolosok#МЫВМЕСТЕ».

Механизм реализации проекта

Модель взаимодействия участников проекта по воспитанию гармонично развитой личности ребёнка включает 3 основных блока. Все блоки имеют по семь подпроектов, каждый из которых насыщен воспитательными мероприятиями.

1 блок  «Воспитание души»

Мероприятия Сроки  проведения Ответственные
1подпроект «Природа»
Фотовыставка «Родные просторы» Февраль 2022 Старший воспитатель

Воспитатели

Детско-родительский проект«Природа Зауралья» Февраль 2022 Воспитатели
Детско-родительский проект«Веселая грядка» Апрель-Июнь 2022 Воспитатели 
Мастер-класс «Мода из отходов» Апрель 2022 Педагог-психолог
Десант чистоты и порядка «Зеленая планета» Сентябрь 2021

Апрель 2022

Заместитель директора по ДО

Воспитатели

2подпроект «Искусство»
Тематический вечер «Шутка в музыке» Апрель 2022  Музыкальный руководитель
Клуб заинтересованных родителей «Пластилинотерапия как форма совместного досуга родителей и детей» Апрель 2022  Педагог-психолог
Театральный фестиваль «Театральные ступеньки» Апрель 2022  Воспитатели 
Совместныйпасхальный концерт «Музыкой

озаряя души» обучающихся ДМШ и воспитанников дошкольных групп для жителей поселка

Апрель 2022  Директор  ДМШ
3подпроект «Добродетель»
Акция «Поможем потеряшкам» Сентябрь 2021 Педагог-психолог
Детско-родительский проект «Наши любимые питомцы» Сентябрь 2021 Педагог-психолог

Воспитатели 

Акция «Волонтёры» В течение года Старший воспитатель
Акция «Аллея добрых дел» Май  2022  Заместитель директора по ДО
4подпроект «Психологическое здоровье»
Тренинг «В гармонии с собой» Ноябрь 2021 Педагог-психолог
Вебинар «Эмоции моего ребенка» Ноябрь 2021 Педагог-психолог
Союз единомышленников

«Профилактика компьютерной зависимости»

Ноябрь 2021 Педагог-психолог
Семинар-практикум «Кризис трех лет» Ноябрь 2021 Педагог-психолог
Мастер-класс «Вкусный букет для мамы» Ноябрь 2021 Педагог-психолог
5подпроект «Коммуникация»
Семинар-практикум «Бесконфликтное общение» Декабрь 2021 Педагог-психолог
Клубный час «Профессии наших родителей» Апрель 2022 Старший воспитатель
Квест-игра «Ключи от города» Июнь 2022 Педагог-психолог
6подпроект «Толерантность»
Клубный час «Как встречают Новый год?» Декабрь 2021 Музыкальный руководитель

Воспитатели

Виртуальное путешествие  «Мы – дети Земли» Декабрь 2021 Воспитатель по ИЗОдеятельности
7подпроект «Самооценка»
Семинар-практикум «Я смогу!» Январь 2022 Педагог-психолог
Районные творческие конкурсы, фестивали, форумы В течение года Директор Кетовского ДЮЦ
Лекция «Учимся понимать ребенка» Январь 2022 Педагог-психолог

2 блок  «Воспитание тела»

Мероприятия Сроки  проведения Ответственные
1 подпроект «Физкультура»
Акция «На зарядку становись!» Сентябрь 2021 Воспитатели
Военно-спортивная игра «Зарница» Июнь 2022 Воспитатели
2 подпроект «Питание»
Вебинар «Секреты правильного питания» Октябрь 2021 Педагог-психолог
Детско-родительский проект «Во-питание» Март 2022 Педагог-психолог

Воспитатели

Видео-конкурс «Едим дома» Март 2022 Воспитатели
3подпроект «Спорт»
Флеш-моб – спортивный  видеоролик «Быть здоровым – это стильно!» Октябрь 2021 Воспитатели 
Совместный досуг «Выходной на лыжах» Январь 2022 Воспитатели 
Детско-родительский проект «Мой любимый вид спорта» Январь 2022 Воспитатели 
4подпроект «Гигиена»
Лаборатория чистоты В течение года Воспитатели
5подпроект «Валеология»
Лекционный час 

«Резервы детского организма»

Февраль 2022 Педиатр Лесниковской поликлиники
6подпроект «Медицина»
Лекционный час 

«Профилактика вирусных заболеваний»

Октябрь 2021 Медицинская сестра Лесниковской поликлиники
Проект  «Целебная сила музыки» Октябрь 2021 Музыкальный руководитель
7подпроект «Вредные привычки»
Круглый стол «Посеешь привычку – пожнешь характер» Декабрь 2021 Воспитатели

3 блок «Воспитание духа»

1 подпроект «Вначале было слово»
Мероприятия Сроки  проведения Ответственные
Детско-родительский клуб «Читай-ка» В течение года Воспитатели 
Флешмоб «Колосок#Читающий» Март 2022 Воспитатели 
Экскурсия «Первые шаги в библиотеку» Октябрь 2021 Библиотекарь Лесниковской библиотеки
2подпроект «Моя история»
Мини-музей «Долгожитель» семьи (книга, игрушка,…) Октябрь 2021 Воспитатели 
С днем рождения, детский сад Октябрь 2021 Заместитель директора по ДО

Воспитатели

Детско-родительский проект «Генеологическая карта моей семьи» Май 2022 Воспитатели 
3подпроект «Мой край родной, тобой любуюсь!»
Краеведческая шкатулка «Неизвестные страницы истории родной земли» Февраль 2022 Библиотекарь Лесниковской библиотеки

Старший воспитатель

Видео панорама «Достопримечательности Курганской области» Февраль 2022 Воспитатели
Краеведческие посиделки «Родной земли многоголосье» (встречи с людьми творческих профессий) Февраль 2022 Музыкальный руководитель

Воспитатели

4подпроект «Я – патриот!»
Литературно-музыкальный вечер «В единстве наша сила!» Ноябрь 2021 Музыкальный руководитель

Воспитатели

Праздник с элементами квест-игры «Они ковали победу!» Май  2022 Специалисты 

Воспитатели 

Экскурсия в Лесниковскую сельскую библиотеку, к обелиску «Никто не забыт, ничто не забыто» Май  2022 Библиотекарь Лесниковской библиотеки

Старший воспитатель

Флеш-моб  «Красная гвоздика» Июнь 2022 Воспитатели
5подпроект «Туризм»
Лекционный час «Отдых на природе» Сентябрь 2021 Инспектор по  основной деятельности ПЧ №27 по охране Кетовского района 

Преподаватель Кетовского ДЮЦ

Спортивно-познавательная программа «Лесныеробинзоны» Сентябрь 2021 Специалисты 

Воспитатели 

Детско-родительский проект «Туризм – это интересно» Сентябрь 2021 Воспитатели
6подпроект «Домашний кинотеатр»
Фестиваль «Мульти-пульти» Январь 2022 Учитель-логопед

воспитатели

Детско-родительский клуб «Мир детского кино» В течение года Воспитатели 
7подпроект «Сам себе режиссер!»
Мастер-класс «В ногу со временем. Цифровые технологии» Сентябрь 2021 Учитель-логопед
Видео репортаж «Отдыхаем всей семьей!» Сентябрь 2021 Воспитатели
Видео-уроки «Вместе с мамой вышиваем, вместе с папой мастерим!» Март  2022 Воспитатели

С целью эффективности реализации проекта, планируется создание ютуб-канала «Kolosok#МЫВМЕСТЕ», где активные педагоги и специалисты будут делиться мастер-классами (наработками) по семейному воспитанию, организации совместного досуга родителей и детей. На канале будут освещены интересные места курганской области, куда можно съездить с детьми, также здесь будут транслироваться конкурсные видео-задания для семей, флеш-мобы, видеоролики из раздела «Сам себе режиссёр!» для положительного обмена опыта в вопросах семейного воспитания.

Критерии эффективности реализации проекта

Проектом предусмотрена система мониторинга динамики личностного развития детей, включающая педагогические наблюдения, связанные с оценкой общей картины развития дошкольника. Результаты реализации проекта представлены в виде ценностных представлений и мотивационных ресурсов:

  • Позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.
  • Позитивное отношение к миру, другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело
  • Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим».
  • Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности. 
  •  Уважительное отношение к  духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны.
  • Стремление к здоровому образу жизни.

Для определения эффективности взаимодействия  с семьей в ходе реализации проекта предусмотрены анкетирование, опросы, включающие следующие критерии:

– изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания и развития дошкольников

– изучение отношения родителей к участию в совместных мероприятиях

– изучение мнения родителей о наиболее эффективных формах сотрудничества

Основания для разработки проекта

При составлении данного проекта использовались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся”
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от « 17 » октября 2013 г. № 1155
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
  5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2017г. №1642

Список использованных источников

  1. Виноградова Н.Ф. Детский сад и семья/, Г.Г. Година. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.- 207с.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  3.   Фрезе, И. И. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника / И. И. Фрезе, Л. Н. Малахова, Л. Р. Суетина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 944-949.