Интеграция технологий и творческий подход в обучении информатике: развитие навыков программирования через создание игр

ФИО: Солодянкина А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2843
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Интеграция технологий и творческий подход в обучении информатике: развитие навыков программирования через создание игр
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Солодянкина Анна Андреевна, 

учитель информатики и математики,
МБОУ «СОШ №80», г. Ижевск

 

«Интеграция технологий и творческий подход в обучении информатике: развитие навыков программирования через создание игр»

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Изучение программирования через создание игр является весьма актуальным и эффективным методом обучения информатике. Вот несколько оснований, подтверждающих актуальность такого подхода:

  • Привлекательность и мотивация: Создание игр является увлекательным и мотивирующим для учеников. Игровой контекст позволяет им применять программирование к созданию чего-то визуального и интересного, что стимулирует их активное участие и увеличивает заинтересованность в предмете.
  • Обучение через практику: Разработка игр позволяет применять теоретические знания о программировании на практике. Ученики непосредственно видят результат своей работы и могут немедленно оценить, как их код влияет на процесс игры.
  • Развитие комплекса навыков: Создание игр требует не только знаний в области программирования, но и умений в проектировании, алгоритмизации, визуализации и решении проблем. Это способствует развитию множества компетенций у учащихся.
  • Стимулирование творчества и креативности: Программирование игр дает учащимся возможность выразить свою индивидуальность и креативность через создание уникальных сценариев, персонажей и игровых механик.
  • Применение множества концепций программирования: Создание игр позволяет учащимся экспериментировать с различными аспектами программирования, такими как работа с переменными, условиями, циклами, а также применение алгоритмов и структур данных.
  • Стимулирование коллаборации и командной работы: Разработка игр может быть групповым проектом, что способствует развитию навыков командной работы, обмена идеями и сотрудничества.

Изучение программирования через создание игр представляет собой не только увлекательный метод обучения, но и эффективный способ применения теоретических знаний на практике, способствуя развитию множества навыков и стимулируя творческое мышление учеников.

Задачи, направленные на развитие навыков программирования и стимулирование творческого мышления учащихся:

  1. Освоение основ программирования: Постановка цели – овладение базовыми принципами программирования. Работа над созданием игр позволяет учащимся познакомиться с базовыми концепциями программирования, такими как условия, циклы, функции, переменные и т.д.
  2. Разработка алгоритмического мышления: Цель – развитие умения рассуждать алгоритмически. Создание игр требует разбиения сложных задач на более простые шаги и последовательное их выполнение, что способствует развитию алгоритмического мышления.
  3. Практическое применение знаний: Цель – применение теоретических знаний на практике. Учащиеся, создавая игры, непосредственно применяют изученные концепции и видят результат своей работы, что помогает закрепить полученные знания.
  4. Развитие творческого мышления: Стимулирование учащихся к творческому процессу. Создание игр позволяет выразить индивидуальность учеников через разработку уникальных игровых механик, персонажей, сюжетов и дизайна.
  5. Работа в команде: Развитие навыков сотрудничества. Групповые проекты по созданию игр способствуют развитию коммуникативных навыков, обмену идеями и умению работать в коллективе.
  6. Освоение новых технологий и инструментов: Изучение различных инструментов и технологий для создания игр. Это включает в себя изучение специализированных программ и платформ для разработки игр.
  7. Стимулирование самостоятельности и исследовательского подхода: Поддержка самостоятельной работы и исследовательского подхода учащихся к решению задач, что развивает их уверенность и умение находить решения самостоятельно.

Основная цель изучения программирования через создание игр заключается в том, чтобы учащиеся приобрели не только навыки программирования, но и развили креативное мышление, аналитические способности, а также научились применять свои знания на практике.

 

  1. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Программа обучения программированию с использованием создания игр на языке Python для учеников 8 класса:

Урок 1: Введение в Python и основы программирования

– Обзор языка Python: его преимущества, области применения.

– Основы программирования на Python: вывод на экран, арифметические операции, переменные.

Урок 2: Основы разработки игр на Python

– Введение в разработку игр на Python: игровой цикл, управление, основы алгоритмов игровой логики.

– Создание простой текстовой игры на Python.

Урок 3: Графика и визуализация в играх

– Использование библиотеки Pygame для работы с графикой и визуализацией.

– Добавление графики, изображений и анимации в игровые проекты на Python.

Урок 4: Расширенные возможности разработки игр

– Работа с клавиатурой и мышью в игровых проектах на Python.

– Создание более сложных игр с использованием продвинутых функций Pygame.

Урок 5: Звук и музыка в играх

– Добавление звуковых эффектов и музыки в игровые проекты на Python.

– Использование звуков для улучшения игрового опыта.

Урок 6: Тестирование и оптимизация игр

– Тестирование созданных игр: обнаружение и исправление ошибок.

– Оптимизация игр: улучшение производительности и игрового опыта.

Урок 7: Презентация игровых проектов

– Подготовка и презентация игровых проектов учащимися перед классом или создание выставки для демонстрации игр.

Методы обучения:

– Интерактивные лекции и обсуждения основ Python и создания игр.

– Практические задания по программированию игр под руководством преподавателя.

– Индивидуальная и групповая работа над проектами.

– Обратная связь и рефлексия по результатам создания игровых проектов.

Эта программа должна обеспечить учащимся не только понимание основ программирования на Python, но и практические навыки разработки игр, что может мотивировать их продолжать изучение информатики и программирования.

 

  1. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИГРЫ

Процесс создания игры на языке программирования Python обычно включает в себя несколько этапов. Ниже представлена общая последовательность шагов:

  1. Определение концепции игры:

– Разработка идеи игры, определение ее основных механик, целей и правил.

  1. Планирование игры:

– Создание плана игры с описанием основных элементов, уровней, персонажей и взаимодействий.

  1. Настройка рабочего окружения:

– Установка Python и необходимых библиотек, такие как Pygame для создания игрового окна, управления графикой, звуком и вводом пользователя.

  1. Создание игрового окна:

– Использование Pygame для создания окна игры, где будут отображаться все игровые элементы.

  1. Добавление графики и анимации:

– Загрузка графического ресурса (изображения, спрайты) для персонажей, объектов и фонов игры.

– Реализация анимации, если необходимо, для движения персонажей или других объектов.

  1. Основная логика игры:

– Написание кода для основной логики игры, такой как управление персонажем, обработка взаимодействий между объектами, проверка условий победы или поражения.

  1. Добавление звука и музыки:

– Встраивание аудиофайлов для звуковых эффектов, фоновой музыки и других звуковых аспектов игры.

  1. Тестирование и отладка:

– Проверка игры на наличие ошибок (bugs) и неполадок (glitches), их исправление.

– Тестирование игры, необходимо убедиться, что все элементы работают правильно.

  1. Оптимизация игры:

– Оптимизирование игры для улучшения производительности и оптимального использования ресурсов компьютера.

  1. Запуск и распространение:

– Запуск игры, необходимо удостовериться, что она работает как задумано.

– распространение игры, если необходимо, чтобы другие пользователи могли сыграть.

Это общая последовательность шагов, которые могут использоваться при создании игры на языке программирования Python с использованием библиотеки, такой как Pygame. Конечно, каждый шаг может содержать более подробные и детализированные этапы в зависимости от конкретных требований и сложности игры.

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Пример урока 3 с применением методики создания игр в рамках учебного плана 7 класса «Графика и визуализация в играх».

Цель урока: Освоить основы работы с графикой и визуализацией в игровом программировании на языке Python.

Ход урока:

  1. Введение (5 мин)

– Приветствие учащихся и объявление целей урока.

– Краткое введение в важность графики и визуализации в создании игр.

  1. Обзор библиотеки Pygame (10 мин)

– Обсуждение возможностей библиотеки Pygame для создания графики в играх на Python.

– Демонстрация основных функций и возможностей библиотеки.

  1. Создание окна игры (10 мин)

– Создание базового окна игры с помощью Pygame.

– Объяснение работы с экраном: размер, заголовок, цвет фона.

 

  1. Работа с изображениями и спрайтами (15 мин)

– Загрузка изображений в игру и работа с ними в Pygame.

– Добавление спрайтов и анимаций на игровой экран.

5.Управление графикой через код (15 мин)

– Изменение положения, размера и поворота объектов.

– Объяснение базовых методов управления графикой.

  1. Практическое задание: Создание простой игровой сцены (20 мин)

– Задание учащимся на создание простой игровой сцены, используя полученные знания о графике и визуализации в Pygame.

– Помощь и поддержка учеников в процессе выполнения задания.

  1. Заключение (5 мин)

– Обсуждение результатов практического задания.

– Подведение итогов урока и перспективы дальнейшего изучения создания игр с использованием графики и визуализации.

В процессе урока можно использовать примеры кода, графические материалы для демонстрации и практические задания, чтобы стимулировать учащихся к созданию собственной игровой сцены с использованием изученных концепций графики и визуализации в Pygame.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проекты, основанные на изучении программирования через создание игр, имеют большое значение для формирования навыков работы с информацией и развития цифровой грамотности учащихся. Ниже приведены ключевые аспекты важности таких проектов:

  1. Привлекательное обучение: Создание игр является мощным мотиватором для учащихся. Оно делает процесс обучения более интересным, захватывающим и легкодоступным, что способствует активному участию и повышению мотивации для обучения.
  2. Развитие логического мышления: Создание игр требует структурирования задач, разработки логики и алгоритмического мышления. Учащиеся, работая над проектами, учатся разбивать сложные задачи на более простые и решать их шаг за шагом.
  3. Практическое применение знаний: Программирование игр предоставляет практическую возможность применить теоретические знания в реальном проекте. Это помогает закрепить изученные концепции и методы программирования.
  4. Развитие творческого мышления: Создание игр подразумевает творческий подход к решению проблем. Учащиеся придумывают сюжеты, геймплей и визуальное оформление, что способствует развитию их творческих способностей.
  5. Умение работать в команде: Многие проекты по созданию игр выполняются в группах, что способствует развитию командной работы, умению общаться, делиться идеями и решать проблемы в коллективе.
  6. Формирование цифровой грамотности: Программирование игр предоставляет учащимся возможность понять, как устроены программы и технологии, которые они ежедневно используют. Это помогает им лучше понимать и контролировать цифровое окружение.

Таким образом, проекты, ориентированные на изучение программирования через создание игр, предоставляют учащимся уникальную возможность интегрировать теоретические знания в практические проекты, развивая при этом широкий спектр навыков и компетенций, необходимых в цифровой эпохе.