Урок музыки «Бардовская песня»
Тема урока:
Авторская (бардовская) песня – прошлое и настоящее
Цель урока:
- Знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры-авторской (бардовской) песней.
- Понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона, заключённого в сочетании стихов и искренней музыки.
Задачи урока:
- Обучающие:
–помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен;
-познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни:
В. Высоцким, Ю. Визбор, Б. Окуджавой, О. Митяевым;
-ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
-определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни;
-расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
- Развивающие:
–развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать;
-развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки, эмоциональность восприятия музыкальных произведений.
- Воспитывающие:
–воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре своей страны, истории русского народа,
-воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.
Межпредметные связи
Музыка, литература, история.
Музыкальный материал:
О.Митяев «Как здорово»
В.Егоров «Облака»
Б.Окуджава «Ах, война»
Ю.Визбор «Милая моя»
Ю.Кукин «За туманом»
В.Высоцкий «Песня о друге»
Оборудование
Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация. записи авторских песен.
Ход урока
Звучит запись песни О.Митяева «Как здорово»
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Вопросы
1.Скажите.какое музыкальное произведение открыло наш урок?
- Как вы думаете, эта песня сегодняшнего времени?
3.Слышали ли вы её раньше?
- Кто её исполнял?
5.К какому жанру или виду музыки она относится?
Учитель. Прозвучала песня под названием «Как здорово» или «Изгиб гитары» в исполнении самого автора Олега Митяева. Этой песне около 30 лет. Сейчас эту песню можно услышать на различных мероприятиях, в компаниях, в машине и т п.
Сегодня наш урок мы посвятим авторской или по –другому бардовской песне, поговорим о её прошлом и настоящем. Познакомимся с выдающимися представителями этого песенного жанра и разучим авторские песни.
Вопросы
1.из чего состоит песня?
2.Что главное в песне
Учитель. А вот в авторской песне по другому.
Как правило, автор стихов. музыки, исполнитель-это одно и тоже лицо
Учитель. Обратимся к презентации и прочитаем определение слова бард и бардовская песня.
Слайд 1
Вопрос
Как вы думаете, что важнее в таких песнях?
Мелодия или стихи?
(поэзия, мелодия как дополнение.3 аккорда, тихий голос)
Учитель. Современный жанр устной поэзии, сформировавшийся на рубеже 50-60 годов в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Сравнивают с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, которые сопровождали свои стихи игрой на инструменте.
Слайд 2
Учитель. Кто же авторы-исполнители авторских песен? Чьи имена знают все?
Какова тематика авторских песен? О чём пели эти люди?
(Война, любовь, дружба, природа. юмор)
Учитель. Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)
Слайд 3
Учитель.Нам он интересен ,как писатель, поэт, автор многих песен о Великой Отечественной войне, поскольку сам фронтовик.
Давайте послушаем его голос
Звучит запись песни «Ах, война»
Ещё одна из известных песен «Нам нужна одна победа»
Учитель: Тема войны, армии всегда популярна в народе, молодые ребята, отправляясь служить, часто брали с собой гитару, сочиняли песни о своем житье-бытье, пели о себе и для себя.
Учитель.Есть такое понятие. Как солдатская песня(показ диска «Голубые береты»)
Вопрос: Чему она посвящена, почему облака, что за образ?
Учитель.Первоначально В.Егоров(1947г) посвятил песню ушедшим на войну выпускникам школы 1941г. А в 80-е г её посвящали погибшим в Афганистане.
Звучит запись песни «Облака»
Учитель.Ещё один ярчайший представитель авторской песни, о котором мы не можем сегодня не вспомнить – это Владимир Семёнович Высоцкий (1937-1980)
Слайд 4
Учитель.Что вы о нём слышали?
-он в первую очередь знаком нам как актёр кино, театра, автор стихов, повести
О нём можно говорить очень много. Это непростая противоречивая личность в нашей культуре и искусстве. Его могут любить, принимать его творчество целиком, могут не любить совсем. Но у него огромная любовь народа, потому что его герои песен, о которых он пел, были настолько достоверны, что слушатели порой принимали его героев за него самого. Будто он был военным, лётчиком, спасателем, шофёром, даже сидел в тюрьме. Просто он очень глубоко мог чувствовать и переживать вместе со своими героями. Мог проникать в самую глубину души, что слушатели ему верили.
У него особое отношение к военной теме, но мы послушаем сегодня «Песню о друге»
Учитель.- Всех ли певцов или певиц, вышедших на эстраду с гитарой и поющих свою собственную песню, можно отнести к бардовской песне? А таких сегодня полно.
(наверно, нет)
Главное. что отличает авторскую песню -личностное начало- от содержания до манеры исполнения, от сценического облика автора до характера лирического героя. Манера исполнения глубоко интимная, исповедальная, открытость иногда превосходит нормы допустимого.
В отличие от массовой эстрадной поп-музыки. Авторская песня адресована далеко не всем и каждому. Она обращена к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним «на одну волну», готов разделить его мысли и чувства, душевно расположен к нему.
Учитель Молодых людей того времени 60-70г. тянуло открывать новые места .стройки и т.д. покорять природу, они брали с собой гитару.
Звучит запись песни «За туманом» Ю.Кукина.
Слайд 5 -Грушинский фестиваль.
Слайд 6
Учитель. Ещё один яркий представитель авторской песни Юрий Визбор.
Ю.Визбора нет в живых уже много лет. Но есть традиция у его друзей-авторов, собираться по случаю его дня рождения. И всегда эти концерты заканчиваются песней «Милая моя»
Исполнение песни «Милая моя»
Учитель. Мы познакомились сегодня с разными авторами, разными их сочинениями и теперь можно составить обобщённый словесный портрет человека, которого называют – создатель авторской песни.
Вопрос: Каждого ли , взявшего в руки гитару и начавшего петь, можно назвать бардом?
( ответы детей)
Вопрос: Как вы думаете, к «лёгкой» или «серьёзной» музыке нужно отнести авторскую песню?
(ответы детей)
Учитель. Это серьёзная музыка. Бардовская песня-это не развлечение, а серьёзный разговор по душам со слушателем.
Авторы- исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя и мир. Авторская песня должна идти от сердца к сердцу. Даже инструмента ей достаточно одного – гитары.
Слайд 7
Вопрос: Нужна ли в наше время авторская – бардовская песня?
(ответы детей)
Учитель.Уже несколько лет собирает любителей и исполнителей бардовской песни
фестиваль «Рамонский родник»,где исполняются современные бардовские песни.
Учитель. Давайте почувствуем теплоту и искренность, какую-то объединяющую силу бардовской песни и вместе споём песню О.Митяева «Как здорово»
(исполнение песни «Как здорово»)
Заключение:
Музыка нужна разная: и «лёгкая» и «серьёзная».Важно, чтобы вы не только без разбора слушали то, что сейчас модно, но и понимали музыку, дающую пищу уму и сердцу, потому что жизнь наша многообразна!
Спасибо всем за урок!