Творчество Булата Окуджавы

ФИО: Григорьева С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2861
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Творчество Булата Окуджавы
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Урок музыки «Бардовская песня»

Тема урока:

Авторская (бардовская) песня – прошлое и настоящее

Цель урока:

  1. Знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры-авторской (бардовской) песней.
  2. Понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона, заключённого в сочетании стихов и искренней музыки.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен;

-познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни: 

В. Высоцким,  Ю. Визбор, Б. Окуджавой, О. Митяевым;

-ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
-определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность  авторской песни;

-расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.

  1. Развивающие:

развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать;

-развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки, эмоциональность восприятия музыкальных произведений.

  1. Воспитывающие:

воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре своей страны, истории русского народа,

-воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.

 

Межпредметные связи

Музыка, литература, история.

Музыкальный материал:

О.Митяев «Как здорово»

В.Егоров «Облака»

Б.Окуджава «Ах, война»

Ю.Визбор «Милая моя»

Ю.Кукин «За туманом»

В.Высоцкий «Песня о друге»

Оборудование

Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация. записи авторских песен. 

Ход урока

Звучит запись песни О.Митяева «Как здорово»

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Вопросы

1.Скажите.какое музыкальное произведение открыло наш урок?

  1. Как вы думаете, эта песня сегодняшнего времени?

3.Слышали ли вы её раньше?

  1. Кто её исполнял?

5.К какому жанру или виду музыки она относится?

Учитель. Прозвучала песня под названием «Как здорово» или «Изгиб гитары» в исполнении самого автора Олега Митяева. Этой песне около 30 лет. Сейчас эту песню можно услышать на различных мероприятиях, в компаниях, в машине и т п.

Сегодня наш урок мы посвятим авторской или по –другому бардовской песне, поговорим о её прошлом и настоящем. Познакомимся с выдающимися представителями этого песенного жанра и разучим авторские песни.

Вопросы

1.из чего состоит песня?

2.Что главное в песне

Учитель. А вот в авторской песне по другому.

Как правило, автор стихов. музыки, исполнитель-это одно и тоже лицо

Учитель. Обратимся к презентации и прочитаем определение слова бард и бардовская песня.

Слайд 1

Вопрос

Как вы думаете, что важнее в таких песнях?

Мелодия или стихи?

(поэзия, мелодия как дополнение.3 аккорда, тихий голос)

Учитель. Современный жанр устной поэзии, сформировавшийся на рубеже 50-60 годов в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

Сравнивают с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, которые сопровождали свои стихи игрой на инструменте.

Слайд 2

Учитель. Кто же авторы-исполнители авторских песен? Чьи имена знают все?

Какова тематика авторских песен? О чём пели эти люди?

(Война, любовь, дружба, природа. юмор)

Учитель. Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)

Слайд 3

Учитель.Нам он интересен ,как писатель, поэт, автор многих песен о Великой Отечественной войне, поскольку сам фронтовик.

Давайте послушаем его голос

Звучит запись песни «Ах, война»

Ещё одна из известных песен «Нам нужна одна победа»

Учитель: Тема войны, армии всегда популярна в народе, молодые ребята, отправляясь служить, часто брали с собой гитару, сочиняли песни о своем житье-бытье, пели о себе и для себя.

Учитель.Есть такое понятие. Как солдатская песня(показ диска «Голубые береты»)

Вопрос: Чему она посвящена, почему облака, что за образ?

Учитель.Первоначально В.Егоров(1947г) посвятил песню ушедшим на войну выпускникам школы 1941г. А в 80-е г её посвящали погибшим в Афганистане.

Звучит запись песни «Облака»

Учитель.Ещё один ярчайший представитель авторской песни, о котором мы не можем сегодня не вспомнить – это Владимир Семёнович Высоцкий (1937-1980)

Слайд 4

Учитель.Что вы о нём слышали?

-он в первую очередь знаком нам как актёр кино, театра, автор стихов, повести

О нём можно говорить очень много. Это непростая противоречивая личность в нашей культуре и искусстве. Его могут любить, принимать его творчество целиком, могут не любить совсем. Но у него огромная любовь народа, потому что его герои песен, о которых он пел, были настолько достоверны, что слушатели порой принимали его героев за него самого. Будто он был военным, лётчиком, спасателем, шофёром, даже сидел в тюрьме. Просто он очень глубоко мог чувствовать и переживать вместе со своими героями. Мог проникать в самую глубину души, что слушатели ему верили.

У него особое отношение к военной теме, но мы послушаем сегодня «Песню о друге»

Учитель.- Всех ли певцов или певиц, вышедших на эстраду с гитарой и поющих свою собственную песню, можно отнести к бардовской песне? А таких сегодня полно.

(наверно, нет)

Главное. что отличает авторскую песню -личностное начало- от содержания до манеры исполнения, от сценического облика автора до характера лирического героя. Манера исполнения глубоко интимная, исповедальная, открытость иногда превосходит нормы допустимого.

В отличие от массовой эстрадной поп-музыки. Авторская песня адресована далеко не всем и каждому. Она обращена к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним «на одну волну», готов разделить его мысли и чувства, душевно расположен к нему.

Учитель Молодых людей того времени 60-70г. тянуло открывать новые места .стройки и т.д. покорять природу, они брали с собой гитару.

Звучит запись песни «За туманом» Ю.Кукина. 

Слайд 5 -Грушинский фестиваль.

Слайд 6

Учитель. Ещё один яркий представитель авторской песни Юрий Визбор.

Ю.Визбора нет в живых уже много лет. Но есть традиция у его друзей-авторов, собираться по случаю его дня рождения. И всегда эти концерты заканчиваются песней «Милая моя»

Исполнение песни «Милая моя»

Учитель. Мы познакомились сегодня с разными авторами, разными их сочинениями и теперь можно составить обобщённый словесный портрет человека, которого называют – создатель авторской песни.

Вопрос: Каждого ли , взявшего в руки гитару и начавшего петь, можно назвать бардом?

( ответы детей)

Вопрос: Как вы думаете, к «лёгкой» или «серьёзной» музыке нужно отнести авторскую песню?

(ответы детей)

Учитель. Это серьёзная музыка. Бардовская песня-это не развлечение, а серьёзный разговор по душам со слушателем.

Авторы- исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя и мир. Авторская песня должна идти от сердца к сердцу. Даже инструмента ей достаточно одного – гитары.

Слайд 7

Вопрос: Нужна ли в наше время авторская – бардовская песня?

(ответы детей)

Учитель.Уже несколько лет собирает любителей и исполнителей бардовской песни

фестиваль «Рамонский родник»,где исполняются современные бардовские песни.

Учитель. Давайте почувствуем теплоту и искренность, какую-то объединяющую силу бардовской песни и вместе споём песню О.Митяева «Как здорово»

(исполнение песни «Как здорово»)

Заключение:

Музыка нужна разная: и «лёгкая» и «серьёзная».Важно, чтобы вы не только без разбора слушали то, что сейчас модно, но и понимали музыку, дающую пищу уму и сердцу, потому что жизнь наша многообразна!

Спасибо всем за урок!