Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности “Парк развлечений”
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
– Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
– Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
– Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
– Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
– Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
– Закреплять умение выполнять математические вычисления.
– Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
– Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
– Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая), карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям, конверты с заданиями, магазин с товарами. Жетоны, столы и стулья –по количеству детей.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена – это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).
Предварительная работа: Сюжетно ролевая – игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
- Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно –
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» –
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, вы видели сегодня афишу в детском саду.
А, что это за афиша? (воспитатель нажимает на кнопку и звучит
аудиозапись).
– Внимание! Внимание! Только сегодня в детском саду работает детский городок аттракционов «Юные финансисты». Здесь вас ждут веселые аттракционы, интересные задания, сюрпризы и сладкие подарки! Поторопитесь, друзья!
Воспитатель: Хотите, ребята, в парк развлечений « Юные …..». А вы ребята знаете, кто такие финансисты? Тогда я вас приглашаю. Вы можете приобрести билеты в кассе и попасть в городок аттракционов. 2 билета стоят 10 рублей. Мальчики покупают билеты девочкам. Я жду вас у кассы. (Дети подходят к столу, считают монеты и покупают билеты.
(Запись у входа)
-«Здесь вас ждут интересные задания, игры, вы познакомитесь с экономическими названиями и решите экономические задачи»- Добро пожаловать в наш парк!
А, чтобы наш мозг хорошо работал, давайте проведем нейрогимнастику.
Молодцы, дети. Для того, чтобы мы оказались в парке, вам нужно отгадать загадки и надеть жетоны.
- Посмотрите вокруг, как здесь красиво, тут очень много интересных аттракционов. Для самых веселых ребят здесь работает комната смеха, я чувствую, что нам здесь будет смешно. (Дети подходят к домику где висит большая открытка с надписью) воспитатель читает:
– Ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки! (словарное слово)
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
– Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Отв.детей. Нет, нельзя.
Мы думаем, что нельзя.
-Ответы детей: Нет, конечно.
–Этот мальчик, наверное,
очень маленький.
-Он не умеет считать.
Правильно дети, за 3 копейки, конечно, нельзя купить столько товара.
Воспитатель: Молодцы.
2. Самые смелые ребята смогут побывать в комнате страха. Здесь очень темно, вам необходимо с помощью фонариков найти деньги и вынести их оттуда. (дети выносят деньги)
– Ой, сколько денег вынесли наши ребята?
– Вам не было страшно, там же было темно?
Дети: Нет, мы с помощью фонариков нашли эти деньги.
-Молодцы, ребята.
Дети, вы когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
– Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
– Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Раньше, когда не было денег, люди обменивались товарами. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей: –
монеты.
Воспитатель: Правильно они называются монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами).
3.Ребята, сейчас я предлагаю зайти в тир, но этот тир необычный, а называется он тир-балансир. Вы по очереди становитесь на балансир и бросаете мяч на табло. Цифра, в которую вы попадете, будет номером загадки.
- В этой фирме все бывает,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
- На товаре быть должна
Обязательно … (Цена)
- Герб и циферки в рядах
Стоят на разных сторонах (монета)
- И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)
- Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберёшь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг.
(Копейка)
- В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
- Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это … (Купить)
- Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в. (Банке)
- Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Белка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
– Ребята, что это такое?
–Дети:
Копилка
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Ответы детей
Итак, деньги нам нужны:
(Ответы детей) –
для покупки продуктов питания; –
для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей,
для каких развлечений нам нужны деньги?);-
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
А еще ребята, деньги нужны для оказания помощи бедным. Такая деятельность называется благотворительность, это оказания помощи нуждающимися.
– для покупки бытовой техники
– для покупки лекарства и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, каким образом в семье появляются деньги?
Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей зарплата
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Ответы детей: Дедушка, бабушка, брат, сестра.
Воспитатель: Вносят ли дедушка с бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами?
– Да.
А что получают дедушка с бабушкой? – пенсия.
Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Ответы детей: нет
Маленькие дети могут приносить в семейный бюджет деньги. За них получают пособии.
Воспитатель обобщает ответы детей. И большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Значит ребята- зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом можно назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет» с помощью данных цифр.
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием!
Игра «Дополни»
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Давайте вспомним признаки монеты и купюры. С этими признаками банкноты вы уже знакомы?
Монета круглая, а банкнота …(Прямоугольная)
Банкнота бумажная, а монета …(Металлическая)
Монета звенит, а банкнота …(Шуршит)
Монета металлическая, а банкнота…(Бумажная)
А теперь, ребята, будьте внимательны.
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ребята, ещё бывают “безналичные деньги”. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль) (Показать банкомат).
Давайте вспомним, из каких цифр состоит пароль?
Из 4 – А кто нибудь из вас сможет снять деньги?
Да.
Дети: Номер моей карты – это состав числа 8 – 5; 0; 2; 1.
2 Реб.: Номер моей карты – это состав числа 10- 4; 3; 2; 1.
3 Реб.; Номер моей карты – это состав числа 7 – 5; 0; 1; 1.
Покажите ваши деньги, хотите мы их посчитаем «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять, (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Впереди нас ждет игровой аттракцион.
«С кочки на кочку»
Вы можете по очереди называть противоположные слова и прыгать с кочки на кочки.
Дорого – …(Дешево)
Расход – …(Доход)
Продавец – …(Покупатель)
Ленивый – …(Трудолюбивый)
Розница – …(Оптом)
Убыток – …(Прибыль)
Покупатель – продавец
Покупка – продажа
Тратить – копить
Наличные – безналичные
Высокие цены – низкие цены
Ребята, вы хорошо поработали, теперь можно зайти в кафе.
Подойдите, ребята, Белка плачет и кафе закрыто.
Я вижу у белки объявление висит.
А у Белки обьявление. (Воспитатель читает).
Денег в банке накопила
И кафе я здесь открыла
Но не идут ко мне зверята,
Что же делать мне ребята?
Дети: Наверное нужна реклама кафе.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь Белке прорекламировать её кафе. Перед вами лежат материалы,
Необходимые для создания рекламы – это картинки продуктов питания.
Дети заходят в кафе, садятся за столы (на столах лежат материалы – картинки продуктов питания,) – дети выполняют работу под музыку.
Вот какая реклама у нас получилась: (читает ребенок)
Выбирайте сладости
Для ребячьей радости!
И хрустящие орешки, –
Предлагаем вам в кафешке.
Воспитатель: С такой рекламой у тебя Белка, отбоя не будет от посетителей.
Игра “Кто больше “
Воспитатель:- ребята, давайте, оставим Белке заготовки для другой рекламы. А для этого девочки берут трафареты пирожного, а мальчики трафареты мороженого. Вам нужно разместить как можно больше мороженого и пирожного на листе бумаги.
Воспитатель: – Давайте посчитаем, сколько заготовок у вас получилось. (Дети считают)
– Кто экономнее использовал бумагу?
– А теперь давайте посмотрим, сколько мороженого разместили мальчики? (Дети считают)
Воспитатель: Давайте теперь зайдем в магазин. Рассмотрите товар, каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в этом магазине один и тот же товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока: красное яблоко- 5 рублей, а зелёное- 2 рубля) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему?
Дети: я например, возьму за 2 рубля. Тогда я сэкономлю 3 рубля.
Дети: а я куплю за 5 рублей. Потому что я люблю только красное яблоко.
Дети: я тоже куплю за 2 рубля, тогда я сохраню часть своих денег.
Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию.
– Ребята, у меня собой ваши деньги, вырученные с проведенной ярмарки. Если вы согласны можете потратить часть денег на покупку яблок.
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно в садик. Снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.
Вот мы уже в садике.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей
За воду,
За свет,
За телефон,
За вывоз мусора.
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей
Нужно экономно расходовать воду,
свет,
беречь имущество,
одежду,
книги,
мебель.
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей
Выключать свет,
когда он не нужен,
не включать быстро воду,
не ломать игрушки,
не рвать книги
Воспитатель: Если вы это будете делать, то вы сэкономите деньги детского сада.
Итог.
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
А сейчас послушайте такую ситуацию.
В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить? Послушайте варианты:
– начать плакать и уговаривать маму;
– попросить денег на игру у бабушки;
– подождать, когда мама получит зарплату.
Ситуация вторая.
Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:
– купить много сладостей;
– купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;
– поехать всей семьей в путешествие.
Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Дети: здоровье, дружбу, любовь.
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.
Рефлексия.
Вам понравилось в городке аттракционов «Юные финансисты»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…
1.Делать рекламу
2.Считать доход семьи
3.Игра «для чего нам нужны деньги»
4.игра «с кочки на кочку»
5.нейрогимнастика
6.делать покупки в магазине
- учиться экономить
8.физминутка
Воспитатель: А я отвечу на этот вопрос так: Мне сегодня понравилось, как вы играли, выбирали правильные варианты из предложенных, учились быть экономными.