План – конспект урока по предмету «Живопись» для учащихся 1 класса ДХШ на тему «Натюрморт из бытовых предметов в контрастной цветовой гамме»

ФИО: Вакуленко С.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2881
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: План - конспект урока по предмету «Живопись» для учащихся 1 класса ДХШ на тему «Натюрморт из бытовых предметов в контрастной цветовой гамме»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Живопись»

Для учащихся 1 класса

Тема урока:

«Натюрморт из бытовых предметов в контрастной цветовой гамме»

 

Вакуленко Светлана Максимовна

 

Рязань 2023 г.

Тема урока:

«Краткосрочный этюд фруктов на цветовой контраст».

Цель урока. Познакомить учащихся со значением цветового контраста в создании гармонии цвета живописной работы.

Обучающие:

– изучение основ акварельной живописи, техники работы в один сеанс. 

Развивающие:

– развитие личности учащихся, активности, самостоятельности в работе над письмом натюрморта, наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса;

– развитие чувства композиции;

– развитие навыков работы с акварельными красками;

– развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет.

Воспитывающие:

– умения видеть красоту окружающего мира и способность перерабатывать свои впечатления в художественный материал;

– воспитание аккуратности в работе.

Задачи урока:

– закрепление понятия «цветовой контраст»;

– закрепление знаний о взаимодействии контрастных цветов в живописи;

– лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений;

– сохранение «свежести» акварельного этюда.

Оборудование урока: для учителя – образцы работ, выполненных с выраженным цветовым контрастом, наглядно-дидактический материал.

Для учащихся – эскизы, этюды с фруктами на контрастном по цвету фоне, бумага, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти беличьи.

 

Форма ведения урока: групповая.

Тип урока. Комбинированный урок (беседа, практическое выполнение задания, подведение результатов).

Этапы урока:

– Организационный момент;

– Постановка цели;

– Повторение пройденного материала;

– Изучение нового материала (показ примеров живописных работ);

– Фронтальный опрос;

– Работа над этюдом;

– Подведение итогов;

– Просмотр;

– Обсуждение.

 

Продолжительность занятия 40 минут.

 

План урока:

организационный момент, сообщение цели и задачи урока – 1 минута;

– изучение нового материала  – 15 минут;

– практическая работа – 20 минут;

– просмотр и анализ работ учащихся – 4 минуты.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, цели и задачи.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие принадлежностей для работы на уроке).

Постановка темы урока «Краткосрочный этюд фруктов на цветовой контраст».

Цель урока. Знакомство учащихся со значением цветового контраста в создании гармонии цвета живописной работы.

Задачи урока: на основе изученного материала подготовить эскиз фруктов, а затем выполнить его в предложенном материале широкими мазками на бумаге.

  1. Изучение нового материала.

Показ примеров живописных работ.

В ходе объяснения темы учащимся предложено посмотреть примеры работ с выраженным цветовым контрастом, выполненные в предыдущие годы обучения учащимися ДХШ живописного отделения.

Основные понятия:

Разновидность живописной техники «в один присест» алла прима, позволяющая выполнить картину за один сеанс (или в два или более сеанса, но по отдельным частям, каждая в один слой). Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как метод ведения длительной живописной работы предусматривает нанесение красок слой за слоем (лессирование) и ожидание, пока очередной слой высохнет. Техника укрепилась в живописи с появлением работ импрессионистов, но также применяется в академической живописи для создания предварительных набросков картин. Примером могут служить этюды И. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета». Одним из первых художников, использовавших технику «алла прима», можно назвать Франса Халса.

Техника «в один присест» позволяет решить задачи освещения и отработать «состояние» одними цветами, не заостряя внимание на детализацию вещей и не проводя сложного композиционного анализа.

Этюды, выполненные в данной технике, отличаются необычайной сочностью и свежестью, так как смешивание невысохших красок дает оригинальные цветовые эффекты. А также позволяет избавиться от скованности в манипуляциях, а также от излишней нерешительности жестов.

Контраст – это разница между различными элементами изображения, которая делает их более заметными и выразительными. Подразумевает визуальную разницу между элементами по цвету, тону, форме, размеру, текстуре и т. д. Контраст помогает выделить главное в этюде, сделать акцент на определенных объектах. 

Цветовой контраст – это разница между цветами изображения. Он зависит от положения цветов на цветовом круге, их насыщенности, светлоты и температуры. Контраст по цвету помогает выделять объекты или планы.

Одним из подвидов является контраст дополнительных цветов. Представляет собой разницу между цветами, расположенными напротив друг друга на цветовом круге. Например: красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Это самый сильный вид цветового контраста, который создает наибольшее напряжение и динамику.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например: желтые груши будут выглядеть еще желтее рядом с фиолетовой тканью.

По ходу занятия ребятам задаются уточняющие вопросы на закрепление материала урока.

– Что такое «контрастные цвета»? Учитель.

Ответ.

– Какие бывают основные пары контрастных цветов? Учитель.

Ответ.

– Что такое «явление цветового контраста»? Учитель.

Ответ.

III. Практическая работа над заданием.

Выполнение этюда с фруктами.

Учитель.

– Работая с натуры, выполняется композиционное размещение предметов постановки на бумаге в карандаше. Акварельными красками осуществляется лепка формы предметов широкими мазками, прорабатывается тон и насыщенность. Используя чистые цвета акварельных красок для проработки фруктов, сохраняется «свежесть» этюда.

Самостоятельная работа учащихся под наблюдением преподавателя.

Преподаватель контролирует выполнение задания, оказывает помощь при обнаружении ошибок. В конце урока преподаватель выражает свое мнение о выполненной учащимися работе и дает ей оценку. В обсуждение работ можно включать и самих детей.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Просмотр и анализ выполненных работ.

  1. Выразительность цветового контраста этюда;
  2. Соблюдение законов светотени и теплохолодности в живописи.

Все ученики принимают участие в мини-выставке и проводят анализ. Рассказывают, с какими трудностями столкнулись и как их решили.

Что получилось? Что было сложным? Что нового узнали? Что наиболее понравилось? И т. д.

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974
  2. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986
  3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
  4. Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002
  5. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2004
  6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
  7. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1985
  8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1977
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С-Пб: Союз, 1997
  10.  Зайцев А.С. Наука о цвете и живописию – М.: Искусство, 1986
  11.  Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.% Высшая школа, 1992
  12.  Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
  13.  Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975