«Доброведение», как интерактивная форма духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

ФИО: Прусова И.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2901
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Доброведение», как интерактивная форма духовно-нравственного воспитания старших дошкольников
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



 «Доброведение», как интерактивная форма духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

Курс «Доброведение» в нашей образовательной организации создан, как направление, осуществляющее помощь  в усвоении авторской программы, с одной стороны, и присвоение нравственно-этических и духовных ценностей детьми дошкольного возраста с другой. В направлении реализуются культурные, нравственные, этические элементы воспитания с целью формирования нравственного сознания и высоких моральных качеств личности, таких как:

  • честь, нравственное достоинство человека, совесть, неприятие несправедливости, фальши;
  • доблесть, мужество, честность, стойкость и благородство;
  • уважение к другим людям, душевное признание их достоинств;
  • служение людям, забота о конкретном человеке;
  • оптимизм, трудолюбие, стремление к успеху.

Культурно-нравственное развитие реализуется посредством создания условий и возможностей для участия старших дошкольников в работе творческого коллективного игрового поиска, в том числе, посредством ознакомления с ценностями отечественной культуры (литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, музыки, танца, театра и кино).

Занятие курса для детей – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений,  нравственно-этического поиска, мозгового штурма, этических исследований и умений выведения смысловой характеристики произведений, ситуаций и поступков. Необходимо отметить, что календарное планирование и содержательный компонент курса базируется на специфически приемлемых видах детской деятельности: играх, путешествиях, исследовании, проектах, сказочном анализе, работе с картинами, создании макетов, сочинении сказок, историй, драматизации и т.д.

 На игровых занятиях дети приучаются соотносить свои усилия с усилиями других, научаются слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Все мероприятия курса носят проблемный характер, способствующий вдумчивой мыслительной деятельности воспитанников, анализу, аргументированию и прогнозированию.

В представленных конспектах демонстрируется, как посредством игр: «Перемещение во времени», «Исторический квест», «Вхождение в картину» и т.д. на основе анализа исторических событий, личностей, а также сказочных образов, строится работа, направленная на личностный рост, приобретение устойчивой нравственно-социальной позиции, морально-этических установок.
При этом используется инструментарий, доступный и понятный ребенку дошкольного возраста. Реализуемые методы способствуют развитию творческого воображения, а это необходимо для решения ребенком поставленных на занятии этических проблем. Мы предлагаем детям образы, которыми они наслаждаются, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию и решая моральные проблемы. Это очень важно для разграничения добра и зла, для упорядочения их собственных сложных и амбивалентных чувств.

Подобранные образы, сюжеты, исторические события близки ребенку эмоционально, по мироощущению. Они формируют представление дошкольников об отношениях между людьми, вводят в круг таких взаимоотношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

В построении курса мы исходим из того, что морали нужно научиться. И речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей, которые стоит понимать, как духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к семье, другим людям, природе, обществу, Родине.