Конспект занятия “Снежная зима”

ФИО: Протодьяконова С.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2902
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия "Снежная зима"
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



МБДОУ «ЦРР – д/с «Алгыс» с. Чыаппара МО «Чурапчинский улус (район) РС (Я)»

Конспект занятия по русскому языку 

в старшей группе по теме «Снежная зима»

                                                                          Протодьяконова С.С. – 

воспитатель высшей категории

Цель: учить понимать русскую речь, говорить на русском языке.

 

Образовательные задачи: 

– активизация словаря по теме «Зима»;

– формировать умение составлять рассказ по символ-карточке, точно обозначая действия предметов;

– четко проговаривать звук «ш».

Развивающие задачи:

– развитие связной речи, познавательных способностей ребенка, интереса к исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: 

– воспитывать культуру общения, умение слушать рассказы товарищей.

 

Новые слова: морозная, прозрачный, сугробы.

 

Слова для понимания: хрустящий (хрустит), ломкий, не слипаются, растаял.

 

Предварительная работа: выучить наизусть «Зимнюю пляску».

 

Материал и оборудование: запись стихотворения, 11 символ-карточек, посуда со снегом, водой, марля, посуда для процеживания воды, картинка (на экране) «Найди ошибку художника», стакан, указка, фланелеграф, снежинки.

 

Конструкции:

  1. И.сущ. + наречие образа действия (как?) Солнце светит редко.
  2. И. сущ. + глагол + и. сущ. в форме творит. падежа. Деревья покрыты снегом. 
  3. Глагол + и. прилаг. + и. сущ. Наступила холодная, морозная зима. Выпал белый, пушистый снег.
  4. Глагол + и. прилаг. + и. сущ. в род. падеже. Люди надевают зимнюю одежду. 

 

Дети находятся в самостоятельной деятельности. Воспитатель внезапно включает грамзапись. Дети слушают, но заняты своими делами. Воспитатель включает заново. 

Воспитатель: – Дети, что вы услышали?

Дети: – Стихотворение.

Воспитатель: – О чем говорится в стихотворении?

Ответ детей.

Воспитатель: – Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. 

Рассказ воспитателя: – Наступила холодная, морозная зима. Солнце светит редко, не греет. День короткий, ночь длинная. Выпал белый, пушистый снег. Появились большие сугробы. Деревья покрыты снегом. Реки и озера покрыты толстым, прозрачным льдом. Птицам зимой холодно и голодно. Диким животным трудно добывать пищу. А люди надевают зимнюю одежду – валенки, унты, шубу, меховую шапку, рукавицы, шарфик. Зимой дети любят кататься на санках и лыжах. 

 

Словарная работа

Воспитатель: – Морозная зима, Морозная – значит холодная. Какой сегодня день? Холодный, морозный день. Лед прозрачный. Дьэнкир. Скажите, что еще бывает прозрачным? Ответ детей. Сугроб – это куча снега, гора снега. 

 

Вопросы детям (связное высказывание)

– Какая зима наступила?

– Как светит солнце? Греет или нет?

– Зимой день какой? А ночь какая?

– Какой снег выпал? 

– Какие сугробы появились?

– Чем покрыты реки и озера? Каким льдом?

– Чем покрыты деревья?

– Каково птицам зимой?

– А диким животным?

– Что надевают люди зимой?

– На чем зимой любят кататься дети?

Воспитатель: Что-то стало холодно. Давайте погреемся немножко, потанцуем. 

 

Физминутка «Зимняя пляска»

Мы погреемся немножко

Мы похлопаем в ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 2 раза

Ножки тоже мы погреем

Мы потопаем скорее

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 2 раза

Рукавицы мы надели

Не боимся мы метели

Прыг-прыг-прыг, прыг-прыг-прыг. 2 раза

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Да-да-да, да-да-да. 2 раза

 

Артикуляционная работа

Воспитатель: – Слышите, ветер шумит, то громко, то тихо – шшш, шшшш (2-3 раза)

Сдувает с деревьев снег. 

 

Дыхательное упражнение

Воспитатель: – Представьте, что у вас на ладошке – снежинка. Сдуем её нежно, медленно, чтобы она летела долго и легко (3-4 раза)

 

Игра «Слова-братья»

Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем в слова-братья. Назовите слова-братья к слову снег (снежный, снежинка, снеговик, снегурочка, подснежник и др.)

 

Наблюдение за снегом

Воспитатель: – Что это? Потрогайте руками. Снег какой? Ответы детей. 

Воспитатель: – Из снега зимой не можем лепить снеговика. Как вы думаете, почему? Ответы детей?

Воспитатель: – Потому что снежинки – маленькие кристаллы, они очень ломкие из-за холода, п.э. не слипаются. 

Воспитатель: – Снег еще называют хрустящим. Почему? Ответ детей. А почему снег под ногами хрустит? В холодный, морозный день снег под ногами хрустит. Снег хрустит, потому что снег состоит из отдельных снежинок, кристаллов. Когда наступаешь, снежинки (кристаллы) ломаются и хрустят. 

Воспитатель: – Утром вы занесли снег, а теперь смотрите, что с ним произошло?  

Воспитатель показывает ведро. Снег растаял. – Как вы думаете, почему снег в ведёрке растаял? Ответы детей. Правильно, в группе тепло, снег растаял и превратился в воду. 

Воспитатель: – Дети, а на улице снег почему не тает? Ответы детей. – Правильно, на улице холодно, солнце не греет.

Воспитатель: – А давайте посмотрим, вода чистая или грязная. Процедим её. – Вода какая? Ответы детей.

Воспитатель: – Значит снег какой был? Снег на улице казался белым и чистым, а когда он растаял и превратился в воду, вода оказалась грязной. Поэтому, чтобы не заболеть, снег нельзя брать в рот, кушать. 

Воспитатель: – А теперь, посмотрим на экран. Вот художник нарисовал зиму. По-моему он сделал какие-то ошибки. Посмотрите внимательно на рисунок художника. 

 

Дидактическая игра «Найди ошибку художника»

  1. Бабочка
  2. Серый заяц
  3. Цветок
  4. Кукушка
  5. Ребенок в летней одежде.

Воспитатель: – Какие сделал ошибки художник? Куда деваются зимой бабочки? Какую загадку знаете о зайце? Во что зимой одеваются люди?

 

Рефлексия

Воспитатель: – Кто любит зиму? Почему ты любишь зиму? Ты любишь кататься на салазках? Ты любишь ходить по снегу? Когда ты ходишь, что делает снег?