МБДОУ «ЦРР – д/с «Алгыс» с. Чыаппара МО «Чурапчинский улус (район) РС (Я)»
Конспект занятия по русскому языку
в старшей группе по теме «Снежная зима»
Протодьяконова С.С. –
воспитатель высшей категории
Цель: учить понимать русскую речь, говорить на русском языке.
Образовательные задачи:
– активизация словаря по теме «Зима»;
– формировать умение составлять рассказ по символ-карточке, точно обозначая действия предметов;
– четко проговаривать звук «ш».
Развивающие задачи:
– развитие связной речи, познавательных способностей ребенка, интереса к исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
– воспитывать культуру общения, умение слушать рассказы товарищей.
Новые слова: морозная, прозрачный, сугробы.
Слова для понимания: хрустящий (хрустит), ломкий, не слипаются, растаял.
Предварительная работа: выучить наизусть «Зимнюю пляску».
Материал и оборудование: запись стихотворения, 11 символ-карточек, посуда со снегом, водой, марля, посуда для процеживания воды, картинка (на экране) «Найди ошибку художника», стакан, указка, фланелеграф, снежинки.
Конструкции:
- И.сущ. + наречие образа действия (как?) Солнце светит редко.
- И. сущ. + глагол + и. сущ. в форме творит. падежа. Деревья покрыты снегом.
- Глагол + и. прилаг. + и. сущ. Наступила холодная, морозная зима. Выпал белый, пушистый снег.
- Глагол + и. прилаг. + и. сущ. в род. падеже. Люди надевают зимнюю одежду.
Дети находятся в самостоятельной деятельности. Воспитатель внезапно включает грамзапись. Дети слушают, но заняты своими делами. Воспитатель включает заново.
Воспитатель: – Дети, что вы услышали?
Дети: – Стихотворение.
Воспитатель: – О чем говорится в стихотворении?
Ответ детей.
Воспитатель: – Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
Рассказ воспитателя: – Наступила холодная, морозная зима. Солнце светит редко, не греет. День короткий, ночь длинная. Выпал белый, пушистый снег. Появились большие сугробы. Деревья покрыты снегом. Реки и озера покрыты толстым, прозрачным льдом. Птицам зимой холодно и голодно. Диким животным трудно добывать пищу. А люди надевают зимнюю одежду – валенки, унты, шубу, меховую шапку, рукавицы, шарфик. Зимой дети любят кататься на санках и лыжах.
Словарная работа
Воспитатель: – Морозная зима, Морозная – значит холодная. Какой сегодня день? Холодный, морозный день. Лед прозрачный. Дьэнкир. Скажите, что еще бывает прозрачным? Ответ детей. Сугроб – это куча снега, гора снега.
Вопросы детям (связное высказывание)
– Какая зима наступила?
– Как светит солнце? Греет или нет?
– Зимой день какой? А ночь какая?
– Какой снег выпал?
– Какие сугробы появились?
– Чем покрыты реки и озера? Каким льдом?
– Чем покрыты деревья?
– Каково птицам зимой?
– А диким животным?
– Что надевают люди зимой?
– На чем зимой любят кататься дети?
Воспитатель: Что-то стало холодно. Давайте погреемся немножко, потанцуем.
Физминутка «Зимняя пляска»
Мы погреемся немножко
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 2 раза
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 2 раза
Рукавицы мы надели
Не боимся мы метели
Прыг-прыг-прыг, прыг-прыг-прыг. 2 раза
Мы с морозом подружились
Как снежинки закружились
Да-да-да, да-да-да. 2 раза
Артикуляционная работа
Воспитатель: – Слышите, ветер шумит, то громко, то тихо – шшш, шшшш (2-3 раза)
Сдувает с деревьев снег.
Дыхательное упражнение
Воспитатель: – Представьте, что у вас на ладошке – снежинка. Сдуем её нежно, медленно, чтобы она летела долго и легко (3-4 раза)
Игра «Слова-братья»
Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем в слова-братья. Назовите слова-братья к слову снег (снежный, снежинка, снеговик, снегурочка, подснежник и др.)
Наблюдение за снегом
Воспитатель: – Что это? Потрогайте руками. Снег какой? Ответы детей.
Воспитатель: – Из снега зимой не можем лепить снеговика. Как вы думаете, почему? Ответы детей?
Воспитатель: – Потому что снежинки – маленькие кристаллы, они очень ломкие из-за холода, п.э. не слипаются.
Воспитатель: – Снег еще называют хрустящим. Почему? Ответ детей. А почему снег под ногами хрустит? В холодный, морозный день снег под ногами хрустит. Снег хрустит, потому что снег состоит из отдельных снежинок, кристаллов. Когда наступаешь, снежинки (кристаллы) ломаются и хрустят.
Воспитатель: – Утром вы занесли снег, а теперь смотрите, что с ним произошло?
Воспитатель показывает ведро. Снег растаял. – Как вы думаете, почему снег в ведёрке растаял? Ответы детей. Правильно, в группе тепло, снег растаял и превратился в воду.
Воспитатель: – Дети, а на улице снег почему не тает? Ответы детей. – Правильно, на улице холодно, солнце не греет.
Воспитатель: – А давайте посмотрим, вода чистая или грязная. Процедим её. – Вода какая? Ответы детей.
Воспитатель: – Значит снег какой был? Снег на улице казался белым и чистым, а когда он растаял и превратился в воду, вода оказалась грязной. Поэтому, чтобы не заболеть, снег нельзя брать в рот, кушать.
Воспитатель: – А теперь, посмотрим на экран. Вот художник нарисовал зиму. По-моему он сделал какие-то ошибки. Посмотрите внимательно на рисунок художника.
Дидактическая игра «Найди ошибку художника»
- Бабочка
- Серый заяц
- Цветок
- Кукушка
- Ребенок в летней одежде.
Воспитатель: – Какие сделал ошибки художник? Куда деваются зимой бабочки? Какую загадку знаете о зайце? Во что зимой одеваются люди?
Рефлексия
Воспитатель: – Кто любит зиму? Почему ты любишь зиму? Ты любишь кататься на салазках? Ты любишь ходить по снегу? Когда ты ходишь, что делает снег?