Проект “Театр своими руками”

ФИО: Баишева А.Ф.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2903
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект "Театр своими руками"
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Баишева Анна Федосеевна

Воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Алгыс» село Чыаппара» Республика Саха (Якутия)

     Статья посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. В статье изложен проект «Театр своими руками» с целью приобщения детей к театральному искусству.

 Проект «Театр своими руками» 

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников. В театральной деятельности ребенок раскрывается, умеет передавать свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. 

    Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны, сюжет игр беден. В своих играх не используют игрушек – заместителей, не проявляют творчества. После опроса родителей, выяснилось, что большинство детей еще ни разу не были в театре и в семье нет живого творческого общения. Так возникла идея создания проекта «Театр своими руками».

     Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру [30, с. 57].

    Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы у различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) [30, с. 58].

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Срок реализации: 4  недели, краткосрочный

Вид проекта: информационно – творческий – групповой

Продукт проекта: настольный театр «Таал-Таал эмээхсин».

Цель проекта: приобщить детей к театральному искусству, укрепление взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями. 

Задачи проекта: 

– расширять знания детей о театре, театральных профессиях;

– знакомить детей с настольным, пальчиковым, теневым театром;

 – обогатить словарь детей; 

– способствовать творческому развитию детей;

– обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, художественной литературой;

– вовлечение родителей в образовательный процесс.

 Подготовительный этап:

– пополнение театральных атрибутов, кукол из бросового материала;

– разработка плана, методических пособий, сказок, сценарии, консультации, монтаж видео;

– планирование мероприятий по реализации проекта

Основной этап: разработка плана  проекта  «Театр своими руками»

1 неделя «В гостях у сказки». 

знакомство с понятием театра (виртуальная экскурсия) Цель: дать детям представления о театре. Познакомить с видами театров. 

– знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист) Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; расширять словарный запас.

– рассказ сказки «Таал-таал эмээхсин» Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки

–  худ. творчество «Моя любимая сказка» Цель: учить детей передавать в рисунке образ любимого героя. 

Работа с родителями: анкетирование «Играете ли вы с ребенком в театр».

2 неделя «Куклы артисты».

– знакомство с    настольным театром. Цель: совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции куклами.

– знакомство детей с пальчиковым театром, театром теней. Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.

Работа с родителями: Мастер класс «Театр своими руками».

3 неделя «Наши руки не для скуки».

– изготовление кукол самоделок сказки «Таал-таал эмээхсин». Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей и атрибуты  к сказке. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать творчество и фантазию.

– выставка самодельных кукол детей. Цель: 

Работа с родителями: Привлечение к помощи изготовления кукол из бросового материала.

Заключительный этап. 4 неделя. «Мы артисты».

– показ совместной с детьми сказки «Таал, таал эмээхсин»

–   выставка рисунков, впечатления детей полученные за неделю театра. 

  Благодаря совместной деятельности, в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями. В лице родителей мы нашли поддержку не только в      подготовительной работе (изготовление настольного театра), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. Проект «Театр своими руками» позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности. 

Список использованной литературы: 

  1. Антипина  Е.А. Театрализованная деятельность  в  деском саду:  игры,  упражнения,  сценарии.2-е изд. Перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Егорова А.А., Захарова М.П. Кэскил: оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго хомурунньук / 2-с эбэн, тупсаран таһаарыы. – Дьокуускай: Бичик, 2002. – 168 с.
  3. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: методическое пособие по воспитанию зрительской культуры [Текст] / А.Я. Михайлова. – М., 2001. – С. 56-61
  4. Харитонова М.Н. Тосхол. Национальнай о5о тэрилтэтин базовай программата / Саха Респ. Уерэ5ин м-вота:3-с тахс. – Дьокуускай: «Медиа-холдинг «Якутия», 2009. – 72с. 
  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160с.