Конспект “Былинные богатыри”

ФИО: Зуева Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2907
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект "Былинные богатыри"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности. 

Образовательная область «Познавательное развитие».

Тема   « Былинные богатыри».

Подготовительная  к школе  группа.

Воспитатель:

Зуева Людмила Анатольевна 

г.о.г. Шахунья

2022 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи.

Образовательные.

-Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси.

– Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

-Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Развивающие. 

Развивать память,  логическое мышление.

-Развивать представления о героическом прошлом русского народа  Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

 

Воспитательные.

 -Воспитывать в детях гордость за своих предков, за богатырскую силу России, чувство  сопричастности к истории нашего великого народа.

 -Воспитывать уважение к русским воинам- защитникам Отечества, желание им подражать.

 -Воспитывать интерес к истории России.

 

Тип занятия: Интегрированное  занятие по реализации содержания   образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое, познавательное, художественно – эстетическое развитие.

 

Методы и приемы: 

Словесные  – рассказ, беседа, объяснение,

Наглядные  –  рассматривание слайдов.

Игровой  –  дидактическая игра,  динамическая пауза.

 

Обогащение словаря:

Русь, сказители, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица) былина

 

Предварительная работа

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок о Родине, о богатырях.
Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005). Звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Д\И «Дорисуй – чего не хватает на портрете», «Скажи иначе».

Индивидуальная работа: работать над формированием уверенности при ответах   Коли М., над умением отвечать полным 

ответом  Сережи В.

 

Оборудование и материалы:

  1. Компьютер, мультипроектор,
  2. Аудиозапись Э. Грига «Утро», 
  3. Репродукция картины художника В. Васнецова «Три богатыря»; 
  4. Д/и« Собери богатыря на сражение»,

 

Части

НОД

Содержание Предполагаемые     ответы детей Дидактическое обеспечение и методическое обоснование Прогнозируемый результат и возможные затруднения.
Вводная часть Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. 

А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Художественное слово для 

привлечения внимания детей к эпохе Древней Руси.

Дети сидят полукругом на стульях. 
Основная часть Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? Возможно, дети скажут Россия – Родина. Вопросы для закрепления полученных знаний. Этот вопрос не вызовет затруднения
Правильно — Россия. 

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина?

Думаю, дети ответят большая, огромная, красивая, необъятная.

Рассказ  для расширения знаний.

Показ презентации.

Слайд 1 . Воспитывать интерес к истории России.

Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? Возможно, дети скажут – Русь. Слайд 2.  

Вопрос

Побуждать отвечать на поставленные вопросы связно.
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой стороне слагали стихи, песни, пословицы.

 – Какие пословицы о Родине вы знаете?

Дети расскажут выученные пословицы

Всякому мила своя сторона.

Человек без родины –

    Соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

    Кто за Родину горой,

тот истинный герой.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    Родина мать, умей за нее постоять.

    Главное в жизни – служить Отчизне.

Рассказ для развития представления о прошлом русского народа  Древней Руси.

 

На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.

– Как вы думаете, как их называли?

  

Дети скажут – богатыри

Слайд 3

Рассказ-сообщение для

Развития представления о великих русских богатырях – защитниках земли русской

– Ребята, а почему их называли богатырями? Богатыри  –  защитники земли русской, герои, силачи, воины, борцы победители т. д. Учить отвечать на поставленные вопросы связно. Эти вопросы не вызовут затруднения, так  как детям рассказывали и читали о богатырях
Их называли богатырями, потому, что они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал

сказки и былины. Богатыри – защитники нашей Родины в древности.

Слайд 4 с изображением былинных богатырей.- 

Рассказ – сообщение для 

Развития представления о великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Каких богатырей вы знаете? Илья Муромец,

Добрыня Никитич, 

Алёша Попович 

Вопрос –  закрепление знаний. Детям читали былины о подвигах богатырей, поэтому возможно они назовут их имена
А какие они были? Думаю, дети смогут перечислить какими качествами обладал богатырь (сильные , смелые, храбрые и т..д Вопрос

Побуждать использовать в речи синонимы.

Этот вопрос не вызовет  затруднение так как с детьми обсуждали подвиги богатырей.
Силён, как вольный ветер,

 Могуч, как ураган.

 Он защищает землю

 От злобных басурман!

 Он силой доброю богат,

 Он защищает стольный град.

 Спасает бедных и детей

 И стариков и матерей!

А откуда вы знаете о богатырях?

Художественное слово (словесный метод) –привлечение внимания детей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Возможно, дети скажут, что из сказок, этот жанр более близок детям

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами.

Сообщение 

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

 

А что такое былина? Побуждать отвечать на вопросы. Предполагаю, что этот вопрос вызовет затруднение.
Слово «былина» произошло от слова быль, то есть, то что было когда-то давно.

 

Сообщение.
Кто слагал былины о богатырях? Былины слагали писатели, поэты, сказочники. Вопрос для активизации мыслительной деятельности. Думаю, что дети ответят.
Людей, которые сочиняли былины,  называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские

Вот так слагалась былина 

Рассказ – сообщение  для

приобщения детей к истокам русской народной культуре.

-Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

 

Возможно, дети назовут какими 

качествами они обладали

Вопрос для активизации мыслительной деятельности.
А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине? Дети  расскажут пословицы, так как учили их 

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Вопрос .

Воспитание любви к русской культуре.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

-Давайте представим, что мы тоже русские богатыри.

Дружно встанем — раз, два, три

— Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое

плечо.

Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.

Физкультминутка (снятия статического напряжения).

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с воспитателем.  

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три Богатыря». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Рассказ – сообщение.

Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри».

р Кто изображён на картине художника Васнецова? На картине изображены Илья Муромец,

Добрыня Никитич, 

Алёша Попович. 

Вопрос. Дети дадут правильный ответ, они видели богатырей в альбомах, книгах, рассматривали иллюстрации
Как вы думаете, кто из богатырей самый старший?  Возможно, дети ответят правильно,   потому что он на картине с бородой и выглядит всех старше. Вопрос  (активизирует накопленный опыт детей)
Правильно он самый старший, могучий, мудрый и опытный.

В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид –  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, – 

– исполнен  

«благости»,

великодушия и добродушия».

и добродушия».

Объяснительно – иллюстративный метод  (рассказ) –обобщение знаний. Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
А кто самый младший? Алёша Попович
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Рассказ – сообщение новых знаний.
А кто третий богатырь? Добрыня Никитич
Добрыня Никитич –  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического та Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, олицетворяя народную силу.
Куда смотрит каждый из богатырей? они смотрят вдаль, не видать ли где врагов Проблемный вопрос направлен на  развитие у детей фантазии Возможно,  дети ответят на вопрос. При затруднении можно помочь детям. 
Что охраняют богатыри? Думаю, дети скажут, что землю русскую, её границы.
Какой пейзаж окружает богатырей? Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее. Формировать умение описывать пейзаж картины.
Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? Детям рассказывали   о подвигах  и победах в бою.

После сражений наступал мир, спокойствие.

Что делают в поле богатыри?

Кто из богатырей вам больше нравится?

Ответы детей. Вопросы для проявления  самостоятельности при ответе. Думаю, дети  выскажут своё 

мнение, кто им нравится и почему.

Чем  похожи  богатыри? Вопрос  направлен на активизацию умственной деятельности детей.
Чем они отличаются друг от друга? Вопрос для проявления  самостоятельности при ответе. Формировать умение описывать персонажей картины и отмечать   их особенности.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях? Дети рассказывают знакомые пословицы

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Рассказ – обобщение знаний. Дети знают пословицы о богатырях, поэтому  назовут . Помочь робким детям проявить самостоятельность в ответе.
А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу на подвиг героический. Выберите то, что необходимо богатырю для сражения. Дети отбирают нужные  предметы для снаряжения богатыря

Дидактическая игра-закрепление знаний.

Проводится игра «Собери богатыря на подвиги ратные» .-  Воспитывать интерес к истории России.

Думаю, дети справятся с этим заданием. Они знают одежду того времени и современную. 

На столе  разложены карточки с изображением предметов

( меч, щит, шлем, кепка, сапоги, стрелы, пистолет,

кольчуга, ремень, булава – палица)

кроссовки, лук

Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам. – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Закрепление знаний. Думаю, что дети выскажут своё мнение.
Заключительная часть А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

 Не скакать врагам по нашей Земле!

 Не топтать их коням

 Землю Русскую

 Не затмить им солнце наше красное!

 Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся! 

А преданья старины

 Забывать мы не должны.

 Слава русской старине!

 Слава русской стороне!

Художественное  слово  способствует эмоциональной отзывчивости.

Воспитание патриотических  чувств.

Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

А вы хотели быть участниками спектакля  «Сказание о трёх богатырях»?

Тогда на следующем занятии я  вас познакомлю со сценарием.

Да,  хотелось бы сыграть  могучих, сильных богатырей. Думаю, что дети обрадуются предложению участвовать в спектакле.