«Образовательная практика психолого-педагогической поддержки семьи и детства «Бережное развитие»

ФИО: Костылева А.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2922
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Образовательная практика психолого-педагогической поддержки семьи и детства «Бережное развитие»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



 

Название работы: «Образовательная практика психолого-педагогической поддержки семьи и детства «Бережное развитие»

Краткая аннотация работы

Образовательная практика «Бережное развитие объединяет накопленный опыт дошкольного учреждения по психолого-педагогической поддержке и оказанию профессиональной помощи семьям, воспитывающих детей, в том числе, детей с особыми возможностями здоровья, в выявлении и решении широкого круга проблем детского развития и воспитания.

Помогающий ресурс функционирует на базе детского сада с привлечением возможностей консультационного пункта, службы ранней помощи и дистанционного сервиса.

Реализация образовательной практики позволяет увеличить количество получателей консультативно-сервисных услуг, нуждающихся в психолого-педагогической помощи в вопросах детского развития.

Цель: увеличение объёма услуг, ориентированных на предоставление помощи родителям (законным представителям) в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей, в том числе детей раннего возраста и детей с ОВЗ

Решаемые задачи:

  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям в решении проблем детского развития и семейного воспитания.
  • Расширение границ оказания бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи населению через внедрение дистанционных форм.
  • Предоставление адресной коррекционной помощи детям от 2 месяцев до 7(8) лет с нарушениями в развитии и рискам их возникновения.

Описание работы

Общая информация

Образовательная практика «Бережное развитие» объединяет накопленный опыт дошкольного учреждения по психолого-педагогической поддержке и оказанию профессиональной помощи семьям, воспитывающих детей, в том числе детей с особыми возможностями здоровья.

Практика выполняет миссию профессионального семейного помощника в выявлении и решении широкого круга проблем детского развития и воспитания.

Детский сад «Ёлочка» располагает необходимыми ресурсами для реализации задач Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», ориентирующего образовательные организации на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания путём оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

На сегодняшний день образовательная практика «Бережное развитие» – это многофункциональный помогающий ресурс на базе МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» с привлечением потенциала Консультативного пункта, Службы ранней помощи детского сада и дистанционного формата оказания услуг населению по вопросам, связанным с воспитанием, обучением и развития ребёнка.

Активными сервисами поддержки семей выступают: адресные консультации по вопросам развития и воспитания детей, диагностические и обучающие сеансы, скрининг развития ребёнка KID/RCDI, домашнее визитирование.

Основная особенность образовательной практики – дистанционный формат оказания помощи. Для этого предусмотрено несколько вариантов коммуникации: запись на приём к специалистам через дистанционную приёмную на официальном сайте «Ёлочки»; консультирование через приложения-мессенджеры Skype, Viber и WhatsApp; тематические вебинары и онлайн-консультации на платформе «Мираполис». Благодаря дистанционному формату предоставления услуг за помощью обращаются родители удалённых территорий Ямала.

История развития практики

Образовательная практика детского сада по предоставлению консультативно-просветительской помощи населению, воспитывающих детей, неоднократно обновлялась и модифицировалась: от традиционного Консультативного пункта в 2007 году до многофункционального Консультационного центра с расширенным спектром услуг в период с 2017 по 2020 гг. В настоящее время комплекс бесплатных помогающих услуг семьям осуществляется на платформе Консультативного пункта.

За годы реализации практики лидерская группа предпринимала различные шаги для повышения результативности своей работы. Среди значимых ступеней развития практики выделяются:

  • 2007-2011 гг. – организация работы группы выходного дня для детей-инвалидов, не посещающих детский сад, и их родителей «Особый ребёнок» Открытие группы позволило увеличить охват детей с ОВЗ, не посещающих детский сад, охваченных специализированной помощью с целью элементарной социальной адаптации;
  • 2009-2015 гг. – в детском саду «Ёлочка» начал работу Консультативный пункт для родителей города Надыма, воспитывающих дошкольников из числа «неорганизованных» детей. В основу деятельности Консультативного пункта была положена идея оказания психолого-педагогической поддержки семьям и формирования у них практических навыков в решении детских проблем. В 2017 году Консультативный пункт ДОУ был наделён статусом Консультационного центра с предоставлением диагностической, методической и психолого-педагогической функций;
  • 2010-2012 гг. – реализация проекта «Социально-культурная абилитация дошкольников с ОВЗ в условиях развития социального партнёрства ДОУ с учреждениями и организациями города». Внедрение проекта решало задачи социальной интеграции детей с ОВЗ в общество посредством расширения контактов и активизации сотрудничества ДОУ с организациями г. Надыма;
  • 2011г. – дошкольному учреждению присвоен статус муниципальной инновационной площадки по реализации проекта «Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей». Проектом предусматривалось обеспечение доступности образовательных услуг по раннему выявлению, конструированию и реализации индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ, не охваченных системой дошкольного образования, посредством взаимодействия с семьёй на дому;
  • 2011г. – запуск инновационного проекта «Детоцентрированная организация инклюзивного образования в ДОУ посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ». В процессе реализации проекта решалась проблема обогащения социального и образовательного взаимодействия детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками, когда каждому ребёнку предлагается определённая модель интегрированного обучения с оказанием необходимой специализированной педагогической помощи. Для продуктивного совместного обучения детей с различными нарушениями развития и их сверстников в дошкольном учреждении использовалась частичная и временная интеграция. За время реализации проекта в массовые группы было интегрировано 9 человек;
  • 2015-2018 гг. – функционирование в статусе муниципальной инновационной площадки Лекотеки для детей с ОВЗ и их семей. Клиентами Лекотеки являются дети от 2-х до 7-ми лет, которые по состоянию здоровья не имеют возможность посещать дошкольные учреждения, а также их родители;
  • 2016-2018 гг. – реализация проекта «Обновление модели психолого-педагогической поддержки семей Надымского района, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, с применением дистанционных форм», ставшего в 2016 году обладателем федерального гранта с предоставлением научного кураторства Федерального института развития образования Новая инициатива заключалась в интеграции деятельности Консультационного центра и Лекотеки с подключением дистанционного формата и объединении их возможностей в единый план деятельности, что позволило расширить границы оказания бесплатной психолого-педагогической помощи населению и увеличить охват семей, нуждающихся в выявлении и решении проблем в развитии ребёнка;
  • 2018-2020 гг. – внедрение проекта «Гостевая группа» как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ», действовавшего в статусе федеральной инновационной площадки;
  • с 2018 г. по настоящее время – в детском саду «Ёлочка» работает Служба ранней помощи. Учреждение является базовым по оказанию комплексных услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей в возрасте от рождения до 3 лет, в том числе, с нарушениями развития. В рамках сотрудничества с дошкольными организациями территории оказывается консультирование по эффективным стратегиям психолого-педагогического сопровождения детей, осуществляется трансляция накопленного опыта работы, организуется помощь по проблемным точкам деятельности служб;
  • с 2023 г. – реализация проекта по формированию инклюзивной культуры образовательной организации через помогающее сотрудничество «Полезные визиты». Новая инициатива направлена на создание в дошкольном учреждении модели поддерживающей социокультурной среды, способствующей инклюзии и интеграции обучающихся с ОВЗ в микросоциум, с привлечением перспективных форматов гражданского участия.

Миссия:

  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям в решении проблем детского развития и семейного воспитания.
  • Расширение границ оказания бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи населению через внедрение дистанционных форм.
  • Предоставление адресной коррекционной помощи детям от 2 месяцев до 7(8) лет с нарушениями в развитии и рисками их возникновения.

Наши услуги:

  • диагностические и образовательно-игровые сеансы с ребёнком;
  • обучение приёмам занятий с ребёнком;
  • сопровождение обучения ребёнка в естественной среде;
  • индивидуальные и групповые консультации с родителями;
  • составление индивидуальной программы помощи ребёнку и семье;
  • скрининг развития ребёнка с помощью компьютерной программы KID/RCDI;
  • домашнее визитирование;
  • дозированная интеграция в формате «гостевая группа»;
  • выезды мобильной бригады специалистов коррекционного профиля к жителям труднодоступных территорий ЯНАО;
  • обучающие практикумы и мастер-классы;
  • включение в досуговую деятельность дошкольного учреждения;
  • практикумы, мастер-классы;
  • дистанционное консультирование: телефонное интервью, консультирование через приложения-мессенджеры Skype, Viber и WhatsApp, электронная запись на консультацию, консультирование через дистанционную приёмную на официальном сайте образовательного учреждения.

Наша философия:

  • «Дорога помощь вовремя»
  • «Чем раньше, тем лучше»
  • «Каждый день – маленькая победа!»

Команда практики:

Лидер: Костылева Алефтина Михайловна, заведующий МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма»

Реализаторы: квалифицированные специалисты коррекционного профиля: педагог-психолог (1 чел.), учителя-логопеды (3 чел.) и учитель-дефектолог (1 чел.).

Целевые группы:

  • семьи Надымского района, воспитывающие детей от 2 мес. до 7(8) лет, в том числе детей с ОВЗ;
  • педагоги и специалисты муниципальных образовательных организаций, работающие с детьми дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ;
  • все заинтересованные лица, испытывающие потребности в получении психолого-педагогической помощи в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Особенности образовательной практики:

  • широкая география помогающих услуг;
  • доступность обслуживания населения;
  • бесплатное посещение;
  • гибкие часы работы;
  • оказание помогающих услуг коренным малочисленным народам Севера в местах традиционного проживания;
  • альтернативность в выборе клиентами способов и форм получения образовательной услуги;
  • адаптированность под запросы родительского социума;
  • предоставление услуг населению в дистанционном формате;
  • коррекционные занятия с детьми в присутствии родителей.

Механизм реализации образовательной практики:

I этап – подготовительный (2 мес.)

  1. Разработка нормативного обеспечения реализации образовательной практики: создание норм, регулирующих деятельность учреждения в рамках Российского законодательства (локальные нормативные правовые акты: Приказы: «Об организации деятельности Консультационного пункта», «Об организации деятельности Службы ранней помощи», «О реализации образовательной практики «Помоги вовремя!». Положения: «О Консультативном пункте», «О Службе ранней помощи». Должностные инструкции специалистов Консультационного пункта и Службы ранней помощи. Договоры о сотрудничестве с организациями-соисполнителями, план деятельности совместно с организациями-соисполнителями, договоры с родителями, согласия на обработку персональных данных.

Ожидаемый результат: наличие правовой основы для реализации образовательной практики.

  1. Разработка мониторинга эффективности реализации образовательной практики: создание системы качества.

Ожидаемый результат: обеспечение фиксации результатов реализации образовательной практики; оценка качества

  1. Обустройство развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основными требованиями к обеспечению служб ранней помощи, консультационных пунктов.

Сформированный материально-технический ресурс:

– игровые комнаты для проведения первичных приёмов и игровых сеансов специалистов с ребёнком и его семьёй;

– специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ;

– программно-дидактические комплексы и игровое коррекционное оборудование;

– интерактивное оборудование;

– организованное пространство для проведения онлайн-общения на основе виртуальной платформы «Мираполис».

Ожидаемый результат: создание материально-технических условий для стабильного функционирования образовательной практики.

  1. Создание условий для оказания услуг населению в дистанционном формате: приобретение и использование виртуальной платформы «Мираполис» для обеспечения дистанционного общения с родителями и проведения онлайн-мероприятий для родителей и педагогов.

Ожидаемый результат: оказание услуг в дистанционном формате.

  1. Проведение рекламной кампании в родительском социуме для увеличения потребительского потока: формирование и внедрение компонентов информационной среды для привлечения заинтересованных лиц к внедрению образовательной практики (размещение информации о комплексе услуг в рамках образовательной практики на официальном сайте ДОУ; устное информирование основных заказчиков образовательной услуги; анонсирование в СМИ содержания, значимости и позитивных эффектов реализации образовательной практики).

Ожидаемый результат: привлечение к сотрудничеству потенциальных клиентов.

  1. Разработка мониторинга эффективности реализации образовательной практики: создание критериально-оценочной системы

Ожидаемый результат: обеспечение контроля качества реализации образовательной практики.

II этап – основной (12 мес.)

  1. Реализация единого плана деятельности образовательной практики. Реализация технологий оказания специализированной психолого-педагогической помощи семье и детям.

Основные результаты реализации мероприятий: стабильное функционирование Консультационного пункта, Службы ранней помощи и дистанционного сервиса.

Ожидаемые результаты: предоставление качественных услуг населению Надымского района в решении проблем детского развития и семейного воспитания.

  1. Оказание услуг, ориентированных на помощь родителям в решении проблем детского развития и семейного воспитания в дистанционном формате: приобретение технического оборудования для дистанционного взаимодействия с семьями, профессиональная подготовка специалиста по обслуживанию электронного оборудования, подготовка помещения для трансляции мероприятий практики в онлайн-режиме.

Ожидаемый результат: оказание профессиональной помощи в решении проблем детского развития. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

  1. Проведение промежуточного мониторинга эффективности реализации практики и удовлетворенности качеством оказанных услуг: отслеживание текущих результатов реализации образовательной практики в соответствии с критериями эффективности.

Основные результаты реализации мероприятий: определение положительного опыта и выявление проблем через анализ мониторинговых данных; заполнение текущей отчётной документации с выкладкой мониторинга эффективности.

  1. Ожидаемый результат: промежуточная оценка и контроль деятельности образовательной практики; своевременная корректировка стратегии деятельности.

III этап – заключительный (2 мес.)

  1. Анализ деятельности образовательной практики: определение соответствия результатов практики запланированным целевым показателям. Составление аналитической справки о степени достижения поставленных задач, выявленных рисках реализации практики, возможных направлений их нивелирования и перспективах развития.

Ожидаемый результат: получение информации о целесообразности и эффективности деятельности образовательной практики; обобщение педагогического опыта.

  1. Распространение положительного опыта. Информирование о ходе реализации образовательной практики (участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях, семинарах и т.д. Публикация опыта работы в печатных и электронных СМИ).

Ожидаемый результат: расширение информационного поля, привлечение к деятельности заинтересованных лиц.

Новизна:

приращение доступных форматов оказания психолого-педагогического помощи семьям Надымского района, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Ресурсы образовательной практики:

Площадка практики – МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»: Консультативный пункт, Служба ранней помощи, дистанционный формат помощи семьям.

Кадровый ресурс: педагог-психолог (1 чел.), учитель-логопед (3 чел.) и учитель-дефектолог (1 чел.), которые владеют необходимыми компетенциями и имеют многолетний стаж работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2017 году 3 специалиста прошли курсовую подготовку по теме: «Организационные основы деятельности Службы ранней помощи», организованной преподавателями Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.

Материально-технический ресурс: игровые комнаты для проведения первичных приёмов и игровых сеансов специалистов с ребёнком и его семьёй, специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ, программно-дидактические комплексы и игровое коррекционное оборудование, интерактивное оборудование: интерактивная песочница, интерактивный стол, интерактивный пол. образовательные системы «Эдуквест», «Эдуплей», «Мерсибо». Выделены зоны консультирования и ожидания приёма специалистов. Для наблюдения за ребёнком в специально-сконструированных ситуациях в одной из игровых комнат установлено зеркало Гезелла. Организовано пространство для проведения вебинаров и онлайн-консультаций на основе виртуальной платформы «Мираполис».

Информационные ресурсы: интернет-страничка образовательной практики на официальном сайте ДОУ, интернет-приёмная для родителей. Образовательной организацией создан комплекс дидактических и учебно-методических материалов и программно-методического обеспечения для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Реализация образовательной практики регулярно освещается в СМИ.

Экспертная поддержка: ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» г. Салехард.

Результативность образовательной практики в цифрах:

  • Увеличение объёма услуг, ориентированных на предоставление помощи родителям (законным представителям) в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей, в том числе детей раннего возраста и детей с ОВЗ – с 21% до 63%
  • 719 семей – охват родителей психолого-педагогической помощью в рамках поддержки семей, воспитывающих детей;
  • 114 чел. – предоставление адресной коррекционной помощи детям от 2 месяцев до 7(8) лет с нарушениями в развитии и рискам их возникновения;
  • 416 чел. – получатели услуги Консультационного центра «Ёлочки» в очном формате;
  • 303 чел. – получатели услуги Консультационного центра «Ёлочки» в дистанционном формате;
  • 57 семей – воспользовалось помогающими услугами Службы ранней помощи;
  • 18 чел. (2015–2018 гг.) – кол-во детей с ОВЗ, посещавших Лекотеку «Ёлочки»;

Из них:

  • у 89% детей отмечается выраженная положительная динамика в развитии;
  • 17% детей достигли средневозрастной нормы;
  • 11% детей с тяжёлой патологией демонстрируют частичные улучшения;
  • 8 детей с ОВЗ из числа клиентов Лекотеки, продолжили в дальнейшем свой образовательный маршрут в образовательных организациях г. Надыма;
  • 7 чел. с ОВЗ из числа воспитанников компенсирующих групп детского сада и 5 чел. из числа бывших клиентов Лекотеки – включены в проект «Гостевые группы как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ», функционирующий в рамках федеральной инновационной площадки (2019–2023 гг.). Из них: 100% детей демонстрируют благоприятную степень социальной адаптации и овладения жизненно-значимыми компетенциями.

Аргументация лидерства

Предоставление комплекса бесплатных услуг и консультативной помощи семьям с детьми способствует выявлению проблем детского развития на ранней стадии, профилактике вторичных нарушений.

Наши образовательные продукты:

В рамках реализации образовательной практики подготовлен ряд методических продуктов:

  • практические рекомендации для педагогов «Особый ребенок в детском саду: педагогические формулы сопровождения»;
  • сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах»;
  • рекомендации «Правила и стратегии взаимодействия с детьми с РАС»;
  • методический сборник «Полезные визиты: социализация детей с ОВЗ».

Методические продукты имеют внешнюю рецензию и востребованы в профессиональном сообществе.

Перспектива развития образовательной практики:

2022 год – масштабирование образовательной практики:

  • запуск консультативно-сервисной платформы «Ваш консультант» на основе установления связей и объединения усилий между дошкольными образовательными организациями Надымского района, в том числе, детскими садами национальных посёлков, с привлечением социального партнёрства;
  • насыщение контент-платформы «Ваш консультант» новыми помогающими сервисами, в числе которых:
  • онлайн-журнал для родителей;
  • мини-видео-консультации «Профподсказки»;
  • виртуальный сеанс «Мой МастерКласс»;
  • симуляционная практика для педагогов;
  • опции: «Экспресс-поиск», «Бесконтактная консультация», «Открытая лекция».

Диссеминация опыта:

Результаты образовательной практики регулярно освещаются на официальном сайте детского сада и в СМИ.

В 2019 году опыт был представлен на региональном совещании педагогов в г. Новый Уренгой, на IV Арктическом образовательном форуме в г. Салехарде, на площадке Московского международного Салона образования ММСО – 2019 «Новая экосистема образования» (г. Москва), на XI Всероссийском форуме фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Вместе – ради детей!» (г. Сургут, 2021).

Образовательная практика «Бережное развитие» включена в Каталог социальных практик, тиражируемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в субъектах Российской Федерации. В 2022 году образовательная практика стала победителем Всероссийского конкурса «Десятилетие детства – 2021» (организаторы: Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) и вошла в число лучших управленческих практик субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализуемых в рамках Десятилетия детства, направленных на повышение качества жизни семей с детьми. Практика-победитель размещена в «Реестре Десятилетия детства» на платформе АСИ «Смартека».

Приложение 1

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

образовательной практики «Бережное развитие»

№ п/п Наименование нормативного правового акта Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации образовательной практики
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» ч. 5 статьи 5:

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

п. 2 ч. 1 статьи 34:

Обучающимся предоставляются академические права на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

ст. 28, п.3. 

«…использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения».

ст.64., п.3.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Определены направления реализации проекта: 

– «Содействие развитию дошкольного и общего образования»;

– «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

п. 1.6

2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

5) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

6) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

III. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования.

п. 3.1. 

«… создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

2) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

3) обеспечивает открытость дошкольного образования;

4) создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

«…создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности»;

«…поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья»;

«…обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Национальный проект «Образование»/ Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)

Проект направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям детей, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям по вопросам образования и воспитания, обеспечивающей взаимодействие родителей с образовательными организациями и способствующей формированию родительского сообщества.

Федеральный проект предусматривает «…создание системы информирования родителей по вопросам развития, образования и воспитания детей, в том числе на площадках объектов социальной инфраструктуры, распространение типовых информационных и методических пособий для родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1839-р от 31 августа 2016г. В качестве ранней помощи Концепция определяет помощь, комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы от рождения до трех лет и при необходимости до семи-восьми лет и их семьям, и направленных на:

– раннее выявление детей целевой группы;

– содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей от рождения до трех лет, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи.

Письмо министерства труда и социальной защиты РФ о направлении методических рекомендаций по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг по ранней помощи и по созданию программ ранней помощи детям в субъектах РФ от 10.03.2017 № 13-5/10/ П-1408 Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5 плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р.
Рекомендации Министерства просвещения РФ по совершенствованию мероприятий по поддержке центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет (Приложение к письму от 03.11.2020 № 3.50-21/3011-03) Рекомендации разработаны для специалистов центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, в соответствии со стандартами оказания услуг помощи родителям в части применения требований по качеству и количеству услуг и реализация мероприятий, направленных на совершенствование качества оказываемых центрами услуг помощи для достижения установленных показателей.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 10 августа 2021 г. N Р-183 “Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов.
Распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» Методические рекомендации разработаны во исполнение контрольной точки 2.1.8. плана мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) и определяют единые организационные условия для оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, 
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ), определяет полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся, педагогических и иных работников системы образования в автономном округе.
Государственная программа

Ямало-Ненецкого автономного округа «Доступная среда на 2014-2020 годы»

Определяет требования к обеспечению «доступной среды» в образовательном учреждении.
Приказ Департамента образования Надымский район от 01.09.2017 №730 «Об утверждении паспортов Дорожной карты по охране здоровья обучающихся в Надымском районе до 2022 года» Оказание ранней помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии, в том числе детям-инвалидам и детям с ОВЗ. Создание условий для развития и доступности психолого-педагогической поддержки семьям Надымского района, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе, с применением дистанционных форм.
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 05.04.2017 № 316 «Об организации работы консультативных пунктов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» В приказе изложено распоряжение об организации работы консультативных пунктов по предоставлению услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 28.09.2017 № 814 «Об организации работ служб ранней помощи на базе образовательных организаций Надымского района» Приказ утверждает рекомендации по организации работ служб ранней помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам и их семьям на базе образовательных организаций Надымского района.
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 29.07.2019 № 697 «Об организации услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» В приказе изложены распоряжения о создании консультационных пунктов (центров) по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей на базе образовательных организаций, а также об организации предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) на базе служб ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам, созданных в образовательных организациях.
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 26.04.2019 № 454 «Об утверждении Дорожной карты по реализации национального проекта «Образование» до 2024 года в системе образования Надымского района» Приказом утверждена Дорожная карта по реализации национального проекта «Образование» до 2024 года в системе образования Надымского района, одна из задач которой направлена на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет и реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Локальные нормативные правовые акты:

  • Приказы МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»:
  • «Об организации деятельности Консультационного пункта»;
  • «Об организации деятельности Службы ранней помощи»;
  • «О реализации образовательной практики «Бережное развитие».

Положения:

  • «О Консультативном пункте МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»;
  • «О Службе ранней помощи МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма».
  • Договор на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) в Консультационном пункте МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма».
  • Договор об оказании услуг в Службе ранней помощи МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма».
  • Должностные инструкции специалистов Консультационного пункта МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма».
  • Должностные инструкции специалистов Службы ранней помощи МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма».