Практика в форме наставничества педагог-студент

ФИО: Тяжовкина О.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2941
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Практика в форме наставничества педагог-студент
Итоговая оценка: 2 место,  71 баллов(-а)



Петухова Светлана Леонидовна, преподаватель, ГБПОУ ИО ИТТриС

 

Практика в форме наставничества педагог-студент

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для студента колледжа? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с обучающимися? Наставничеств в форме педагог-студент в образовании является одной из центральных.

Профессионалитет – это движение, целями которого являются повышение статуса профессионального образования. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников.

Для Правительства РФ приоритетным направлением является развитие рабочих профессии и в частности, СПО. Одной из основных целей наставничества, является выпуск конкурентоспособных кадров на российский рынок труда, а также на мировой. Для реализации этой цели вводится демонстрационный экзамен, который позволяет определить, качество подготовки специалиста. В нашем учебном заведении демонстрационный экзамен сдают студенты после освоения ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на железнодорожном транспорте по специальности 23.01.02 Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте.

Серьезные изменения, происходящие в последние десятилетия в различных областях жизни российского общества, ставят перед системой профессионального образования новые задачи. На современном рынке труда востребованы креативные, мобильные, имеющие навыки и опыт работы, специалисты.

Наставничество я практикую в подготовке проведения демонстрационного экзамена по стандартам Профессионалитет.

Демонстрационный экзамен проводится, непосредственно на рабочих местах, на базе техникума. Также площадками для сдачи демонстрационного экзамена являются станции Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский, Гончарово, Кая, Военный Городок, Батарейная.

Для нашего техникума проведение демонстрационного экзамена дало возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ по данным квалификациям, материальнотехническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников подтвердить свою квалификацию.

Демонстрационный экзамен по стандартам Профессионалитет – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. На практике это моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков, а вот привычных «двоек» и «пятерок» здесь нет. 

Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция. Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция» для отечественной педагогики относительно новые. Словарь терминов трактует понятие «компетенция» следующим образом: «Профессиональная способность Участника успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности».

В ходе подготовки, я отмечаю несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студента к демонстрационному экзамену, но и сформировать у студента ряд личностных и профессиональных компетенций.

Первый этап – это разработка конспекта интегрированного занятия в формате демонстрации с практическим занятием, в которое включается интерактивная игра, ИКТ, и переход к продуктивным видам деятельностти.

Мастер-класс – это один из инновационных и эффективных форм, способствующий повышению профессионального мастерства и педагога, и студента.

Второй этап – знакомство со стандартами Профессионалитет и технической документацией. Стандарты подразделяются на несколько разделов, где расписано, что студент должен знать, понимать и быть в состоянии делать.

Третий этап – проведение конкурса профессионального мастерства на методической недели специальности 23.01.02 Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте. На этом этапе педагоги-эксперты анализируют субъективные и объективные аспекты деятельности студентов, а также их психологическое состояние, готовность в нестандартной ситуации оставаться спокойным, довести начатое дело до конца, адекватно реагировать на оценки и выгодно представить свою работу.

Для организации начального этапа наиболее важными параметрами являются:

  • желание – желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и проведения занятия;
  • цели участников по реализации себя в профессии или специальности;
  • способности к профессии и обучаемость;
  • способность к критической самооценке и адекватное отношение к конструктивной критике;
  • психологическая устойчивость.

Четвертый этап – где большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Студенты должны уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать, как в области теоретических, так и в области практических навыков.

Студент на виду у нескольких экспертов делает свое задание, он понимает, что уже ничего не скроешь: ни навыки, ни медлительность, ни незнание санитарии, т.е. студент, демонстрирует свою профессиональную компетенцию, умение концентрировать внимание и рассчитывать временной промежуток. Единое задание для всех участников, равные условия и набор являются объективной возможностью показать свой профессиональный уровень.

С внедрением элементов Профессионалитет в программу практик, я стала чаще применять индивидуальный подход. Это организация, под моим руководством, самостоятельной работы студентов по решению поставленных целей и задач, в ходе которых у них развиваются способности к принятию самостоятельного решения.

При практическом обучении применяются различные формы самоорганизации и самостоятельности, труд становится интересным, устанавливается взаимосвязь между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Если соблюдаются все указанные условия, то выполнение заданий по стандартам Профессионалитет становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у студентов чувство большого морального удовлетворения.

При подготовке к демонстрационному экзамену я стараюсь не просто передать собственный опыт, формировать профессиональные компетенции, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладение новыми техниками, дальнейшее развитие и профессиональный рост.

Наставническая роль всегда была самой не простой задачей, особенно, когда необходимо быть не просто хорошим педагогом, но прежде всего Человеком с большой буквы, чувствовать и понимать своего студента, быть для него опорой.

На примерах предыдущих выпусков. Студенты показали хорошие результаты по сдаче демонстрационного экзамена. Своим трудолюбием они порадовали наставников и экспертов демонстрационного экзамена и, уверена, удивили работодателей, таким образом, не только работодатель выбирает себе лучших работников, но и потенциальный работник выбирает лучшего работодателя.