Практика “Народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста”

ФИО: Арбузова Е.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2944
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Практика "Народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Итоговая оценка: 2 место,  62 баллов(-а)



«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бархатовский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

 

Народные игры  как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Инструктор по физической     культуре  Арбузова Е.С.

 

В федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования (ФГОС ДО), патриотическое воспитание детей рассматривается как одно из важнейших направлений.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания  является воспитание физически здоровой личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Если человек физически развитый, сильный, добрый, то должен уметь направлять свои умения, силу для того чтобы прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается.          

 Если мы будем с раннего детства воспитывать патриотизм, то мы получим достойного гражданина своей страны. 

В нашем детском саду задачи патриотического воспитания решаются в разных видах деятельности. Важнейшим средством педагогического воздействия являются народные подвижные игры. Перед собой поставила цель.

 

Цель: создание условий для развития физических качеств и воспитания патриотических чувств дошкольников посредством народных подвижных игр.

Задачи: 

-приобщать детей к культурному богатству народов через традиции и обычаи, народные подвижные игры;

-воспитывать у детей  чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;

-совершенствовать спортивные умения и навыки.

  Народные игры интересны, увлекательны, имеют свой смысл и доступны каждому. Народные игры являются уникальным способом познания мира и  исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений и поэтому являются уникальным и  незаменимым средством физического воспитания ребенка.    

 В народных играх отображается история народа, его трудовой деятельность, быт, обычаи, традициями.   

 Народные игры  помогают расширить кругозор, навыки общения, являются благоприятным фоном для положительного социально-эмоционального состояния и развития ребенка.

 

В своей практике знакомить  детей  с народными подвижными играми начинаю с младшего возраста. Для поддержания интереса детей  к выполнению движений включаю малые формы фольклора в процесс физического воспитания: потешки, прибаутки, считалки, загадки. Это привлекает внимание ребенка, доставляет радость, создает условия для удовлетворения  потребности в двигательной активности.  

 Разучиваем народные  игры в непосредственной образовательной деятельности, закрепляем и играем в них на зарядке, праздниках, развлечениях, досугах.

 Например согласно комплексно-тематическому планированию тема недели была  «Сундучок народных игр», играли с детьми в игры  «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Карусель», «Хоровод» и др.

На мероприятии «Проводы зимы» играли в игры «Заинька», «Ходит Ваня», «Колпачок» и др.

Дети в народных играх самовыражаются и пробуют свои силы. 

Все перечисленные праздники и развлечения проводятся ежегодно. В организации этих традиций участвуют дети, воспитатели и родители. 

Игры на праздниках имеют ярко выраженный эмоциональный характер, от  этого мероприятия становятся эмоционально радостными  и родители проникаются этой атмосферой.

В результате дети начинают чувствовать сопричастность к окружающему миру, развивают первые чувства любви к месту где живут,  к близким  людям, животным, природе  которая его окружает-ведь все это Родина.

 В старшем возрасте  народные игры способствуют развитию волевых качеств, таких как: преодолевать препятствия, умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения. 

Формируется умение договариваться, помогать друг другу, привычку играть, заниматься сообща.

 Разучивание народных игр на занятиях это еще и способ познания окружающего мира. Через него дети знакомятся например  с животными, птицами, их движениями, местом обитания, звуками.  

  При обьяснении правил игры рассказываю детям о том, что русские народные игры передавались из поколение в поколение, в них играли наши бабушки и дедушки, папы и мамы и несут в себе лучшие национальные традиции.

На этом этапе  знакомлю детей старшего дошкольного возраста  с календарными народными играми. Например на Новый год играли в игры «Два Мороза», «Рождественский сочельник», «Дедушка-рожок» и др. На празднике «Проводы зимы» играли в игры  «Гори, гори ясно», «Звонарь», «Салки», «Горелки», «Дударь» и др. 

Знакомство  детей с национальными играми народов  России и Красноярского края  начинаю в подготовительной к школе группе. 

Например на  празднике «Игры народов севера» играли в игры «Берегись охотника», «Юрта», «Быстрый олень», «Куропатки и ягодки» и др.

В результате дети чувствуют причастность к родному краю, его истории, достижениям своего народа. У детей воспитывается уважение к традициям разных народов, гордость за свою Родину.

Реализуя данное направление разработала сборник  «Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста”. 

Завершить свое выступление хочу словами Александра Усова.  «В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…