Методическая разработка
Номинация: Интегрированный урок
Проект: «Технологическая карта интегрированного урока: ОДНКНР и обществознание»
Авторы: Куликова Валентина Сергеевна, заместитель директора по УВР, учитель истории, обществознания.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 26 г. Челябинска»
Дульцева Наталья Ильинична, учитель истории, ОДНКНР.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 26 г. Челябинска»
Челябинск, 2023
Тема: Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
Аннотация:
Интегрированный урок: «Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений» разработан в рамках предметных областей «Обществознание» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Класс: 6
Тип урока: Изучение нового материала
Формат урока: урок-практикум
УМК: Обществознание. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/[Л.Н. Боголюбов и др.]. – 4-е изд.,стер. – М. : Просвещение, 2022.- 159с.
Цель урока: Формирование ценностного отношения к людям ограниченными возможностями здоровья и их особым потребностям.
Задачи урока:
- Образовательная
- в рамках предмета обществозанания: рассмотреть понятие «ОВЗ» и его виды. Выявить особые потребности людей, имеющих статус ОВЗ, выяснить с какими трудностями в обществе сталкиваются люди с особыми потребностями;
- В рамках предмета ОДНКНР: сформировать представление о ценностном отношении социума к людям с особыми потребностями.
- Развивающая: Способствовать формированию ценностного отношения к особым потребностям людей, имеющих особенности здоровья;
- Воспитательная: Формирование чувства сопричастности к особым потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование УУД:
- Познавательные: умение осознанно и структурировано выстраивать высказывания, аргументировать свою точку зрения, осуществлять контроль и оценку процессов и действий.
- Регулятивные: постановки цели и шагов для ее достижения. Выстраивание различных траекторий. Осуществление саморегуляции и самоконтроля.
- Коммуникативные: Умение свободно выражать свои мысли. Активное слушание. Умение работать в команде.
Основные понятия: ОВЗ, слабослышащие, слабовидящие, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, люди с задержкой психического развития, люди с тяжелыми нарушениями речи, сурдоперевод, азбука Брайля, комфортная среда.
Используемые средства: ПК, мультимедийный проектор, презентация, опорный конспект, рабочая карта.
Воспитательный потенциал урока: воспитание в обучающихся духовно-нравственных ценностей, таких как созидание, милосердие, эмпатия, толерантность, гуманность в отношении людей с особенностями здоровья.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе организации деятельности лежит системно-деятельностный подход. В процессе занятия применяются различные педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, технология наставничества. В зависимости от этапа урока применяются следующие педагогические методы: кроссенс, метод визуализации, проблемный, поисковый, решение практических задач.
Материально-техническая база: Учебный кабинет, компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, опорный конспект, рабочая карта.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Образовательные эффекты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
|
Форма работы-фронтальная. Обучающиеся располагаются группами по 6 человек | Приветствует обучающихся.
Объясняет принципы работы на уроке:
Обратите внимание что каждое место обозначено цветом. Запомните какого цвета жетон на вашем месте. |
Приветствуют учителя.
Знакомятся с рабочим материалом, готовятся к активной деятельности. |
Познавательные УУД:
– извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Коммуникативные УУД: – слушать собеседника и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: – самостоятельно организовывать свое рабочее место; – планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; – настраивать себя на продуктивную работу; – самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; |
Обучающиеся настроены на работу. Сосредоточены на учителе. |
|
Форма работы- фронтальная.
Метод: «кроссенс» |
Слово учителя:
Ребята, что объединяет изображения на слайде? Верно, ребята! Именно о людях с ограниченными возможностями здоровья пойдет сегодня речь. Записываем тему сегодняшнего урока: Когда возможности ограничены. (В учебнике это стр 42 & 5) Слово учителя: Ребята, а что вы знаете о людях, с ограниченными возможностями здоровья? А что бы вы еще хотели узнать о людях с ограниченными возможностями здоровья? Обобщает полученный результат и записывает на доске задачи на урок. Слово учителя: Спасибо, ребята! Я вижу что вас искренне заинтересовала эта тема и сегодня на уроке нам предстоит: Сформировать представление о людях с особенностями здоровья, их особых потребностях и выяснить как мы можем сделать их жизнь комфортнее. (Цель записана у обучающихся в опорных конспектах) |
Возможные ответы обучающихся:
Вещи, необходимые для жизни людям –инвалидам или людям с ограниченными возможностями здоровья. Класс записывает тему урока в тетрадь. Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос: примерные ответы обучающихся:
Обучающиеся записывают задачи в соответствующем поле опорного конспекта. Читают формулировку цели. |
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; – выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; – формулировать проблему; – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; – определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: – воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; – слушать и понимать речь других; – формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; – оформлять свои мысли в устной форме; – высказывать свое предположение; – сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: – планировать свою деятельность на уроке; -прогнозировать предстоящую работу; – планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя; -принимать и сохранять учебную цель и задачи; |
Обучающиеся включены в работу. Проявляют познавательную активность. |
|
Форма работы: фронтальная. | Слово учителя:
ОВЗ-этот термин прописан в документах всероссийской организации здравоохранения и объединяет людей во всем мире, которые имеют особенности в психическом или физическом развитии. Эти особенности подтверждены медицинской комиссией. Ребята, давайте подумаем какие особенности здоровья могут быть у людей с ОВЗ? В чем их возможности могут быть ограниченны? Ограничения в возможностях здоровья могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате катастрофы, болезни или несчастного случая. Учитель кратко описывает истории Ника Вуйчича и Романа Костомарова. Но вне зависимости от того как это произошло эти люди нуждаются в поддержке и помощи близких и тех людей, кто находится рядом. Но такая поддержка особенно необходима, если этот человек-ребенок. |
Обучающиеся читают определение в опорном конспекте.Ответы детей:
Слепота, глухота, нарушения речи, нарушение работы опорно-двигательного аппарата, аутисты и т.д. Записывают в опорный конспект. Слушают учителя, смотрят на изображения на слайде. (На слайде Ник Вуйчич и Роман Костомаров) |
Познавательные УУД:
– осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: – выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; – воспринимать информацию на слух; Регулятивные УУД: – выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; |
Обучающиеся используют свои теоретические знания и социальный опыт при решении поставленной задачи. |
5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление. |
Форма работы-групповая
Метод Визуализации Метод проблемного обучения Форма работы-фронтальная. Применение технологии наставничества Форма работы «Мастер-класс» |
Давайте представим что в наших руках есть все возможности чтобы сделать пространство полностью доступным для людей с особыми потребностями.
Сегодня мы посмотрим видео о мальчике, который столкнулся с проблемой ограниченности своих возможностей с самого рождения. Попытаемся его проанализировать и понять что мы можем сделать, чтобы помочь такому ребенку. Учитель объясняет принципы работы с рабочими картами в группах. На экране видеофрагмент. Учитель акцентирует внимание детей на ключевые вопросы, над которыми которыми предстоит работать. 1. Как мы готовы помочь детям с особенностями здоровья; 2. С какими трудностями может столкнуться ребенок с особенностями здоровья; 3. Какие особые потребности есть у детей с особенностями здоровья; 4. Какие эмоции (чувства) испытывает человек, когда он или его близкие с проблемой ограниченности возможностей здоровья; 5. Провести анализ доступности среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Слово учителя: Пришло время подводить итоги. Давайте посмотрим что у нас получилось. Слово учителя: Ребята! Вы все абсолютно правы! Общество не должно откладывать решение проблем на потом, а уже сейчас задуматься над тем как мы можем сделать среду комфортной для людей с особыми потребностями Ребята сегодня у нас есть уникальная возможность начать осваивать один из навыков, который нам точно в будущем пригодится! У нас в гостях ученик нашей гимназии, Кузнецов Степан. Он обладает мастерством сурдоперевода и готов преподать вам небольшой мастер-класс! Степан показывает ребятам как с помощью жестов сказать фразу «Я люблю помогать детям». Слово учителя: Ребята а как вы думаете, чем закончилась история мальчика на видео? Учитель демонстрирует видео. Слово учителя: В этом случае- это ситуация успеха. Но сегодня мы с вами поняли что за любой ситуацией успеха человека с ограниченными возможностями здоровья лежит огромный труд его самого и самоотверженность и готовность помогать тех, кто рядом. |
Обучающиеся слушают учителя.
Обучающиеся смотрят видео, при необходимости делают пометки в опорных конспектах. Работают в группах. В рабочей карте обучающиеся в составе каждой группы пишут один ответ на поставленный вопрос. Далее состав группы меняется, рабочая карта передается другой группе по часовой стрелке и обучающиеся в новом составе пишут второй ответ на вопрос. Он не должен совпадать с первым. Переход осуществляется пять раз. к моменту окончания времени выполнения задания каждый обучающийся сможет поработать со всеми проблемными вопросами. Спикеры от каждой группы озвучивают результаты работы в группах и формулируют выводы. Остальные обучающиеся тезисно конспектируют материал в своих опорных конспектах в соответствующих полях. Изучают язык жестов и показывают фразу. Повторяют на языке жестов фразу. Благодарят Степана за проведенный мастер-класс. Высказывают предположения. |
Познавательные УУД:
– устанавливать причинно-следственные связи; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – анализировать и действовать с позиции содержания предмета; – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности; – осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; Коммуникативные УУД: – строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; – слушать и понимать речь других; – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – осуществлять работу группе; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Регулятивные УУД: – выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; – принимать и сохранять учебную задачу; – осуществлять самоконтроль; – делать выводы по результатам работы; – действовать по алгоритму, правилу; Познавательные УУД: – систематизировать, обобщать изученное. – структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные УУД: – высказывать суждения по результатам сравнения; – аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: – делать выводы по результатам работы; – действовать по алгоритму, правилу. Познавательные УУД: – использовать новую информацию для решения учебных заданий; – применять знания в нестандартной ситуации; – извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Обучающиеся выстраивают коммуникацию в постоянно изменяющихся условиях.
Выносят предположения. Проявляют навыки активного слушания. Систематизируют и обобщают полученный материал. Умеют аргументированно излагать свою точку зрения. Проявляют интерес к новому виду деятельности. Формируют представление о языке жестов, как способе коммуникации. |
5.Рефлексия | Форма работы: фронтальная | Слово учителя:
Ребята, мы сегодня сделали очень большую работу, которая в будущем может стать основой для социального проекта, который поможет сделать жизнь детей, которые имеют особые потребности, немного комфортнее. В каждой школе есть дети с особенностями здоровья и очень хорошо, что мы с вами задумываемся о том как им помочь. А сейчас я прошу вас пройти по ссылке и продолжить фразу. А теперь давайте вернемся к нашим задачам, которые мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достичь? |
Обучающиеся слушают учителя
Обучающиеся отвечают на основе примера: На уроке я узнал(а) о том…….. Обучающиеся отвечают на вопрос. |
Познавательные УУД:
– систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: – соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; – соотносить цели и результаты собственной деятельности; – анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |
Обучающиеся усвоили учебный материал. |
|
Форма работы-фронтальная. | Слово учителя:
Ребята, 3 декабря очень важный день. В этот день мы говорим о людях с особенностями здоровья. Мы с вами готовимся к этой дате и в качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить творческое задание: оформить плакат – подготовить историю человека с ограниченными возможностями здоровья и сделать плакат. Эти материалы будут использованы для оформления школьной выставки. |
Записывают домашнее задание. |