Конспект занятия “МОЙ ДОНЕЦК”

ФИО: Пискова Ю.Э.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2973
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия "МОЙ ДОНЕЦК"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Конспект ООД для детей старшей группы «Мой родной Донецк»

Интеграция образовательных областей«Художественно-эстетическое»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»

Формы организациигрупповая работа

Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотического воспитания детей.

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с историей своего народа и малой Родины. Расширять знание о родном крае. Прививать чувство гордости, ответственности и патриотизма. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения. Формировать чувство единства.

Развивающие задачи: развивать диалогическую форму речи, умение отвечать полным, развёрнутым предложением; развивать память детей, логическое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать гордость и привязанность к своей Родине; любовь к родному Донецку; желание узнавать прошлое; уважение к прошлому и предкам; чувство патриотизма.

Методы и приё мы: демонстрация и показ; художественное слово: чтение стихотворений, беседа, обсуждение; поисковые вопросы

Предварительная работа: знакомство с достопримечательностями Донецка и Донбасса, природе родного края; чтение художественной литературы о Донбассе.

Оборудование: фотографии достопримечательностей Донецка, папка с изображениями старого и современного города; портрет Джона Юза; флаг ДНР.

Словарная работа: Юзовка, Сталино, предки, мемориал, символика, символы, мелководная, судоходная, праздничное шествие.

Ход НОД:

Познакомить детей с произведением (Я. Абидов «Мать Земля»).

– Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей«Родная.

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето, И дождик и ты…

/Воспитанники рассматривают фотографии Донецка. /

– Ребята, посмотрите, что изображено на этих фотографиях?

/На фотографиях изображен город Донецк/

– Правильно, Донецк. А как, по-вашему, всегда ли был таким уютным и современным?

/ Дети дают свои ответы. /

– Всё верно. А чтобы узнать ещё больше о Донецке сегодня мы отправимся в путешествие по страницам прошлого нашего города, а поможет нам в этом волшебный альбом, в котором собраны старые исторические фотографии. Я буду знакомить вас с возникновением нашего города, и вы всё это сможете увидеть. Готовы?

В далёком 19 веке на наших землях нашли уголь, и появились первые небольшие шахты. А чуть позже был построен металлургический завод. Вместе со строительством предприятий появляется посёлок Юзовка, или Юзово.

– Ребята, как вам кажется, поселок каким был большим или маленьким?

/Ответ детей/

– Почему вы так думаете?

– Правильно, поселок, который существовал недалеко от завода, был небольшим. В 1870 году в нём проживало 164 человека. Проходили годы, в Юзовке построили много других промышленных предприятий, и посёлок понемногу стал разрастаться. К 1924 превратился в город, которому дали новое название – Сталино.

Когда наступила Великая Отечественная Война, город разрушили немецкие войска, много жителей было убито. Но в 1943 году 8 сентября наши войска освободили город и его жителей от немецких оккупантов.

В 1961 году Сталино был переименован в Донецк. После войны его отстроили он начал развиваться, появилось много домов, заводов, фабрик, шахт. Город стал городом миллионником, иначе говоря, городом, в котором живёт более 1 миллиона жителей. Наш любимый город все называют городом роз и угля, он любим нашими жителями.

К сожалению, в наш дом опять пришла война, и город снова пытаются разрушить, но мы, жители Донецка и наша армия не позволим этого сделать. У нашего города богатая история, он много пережил, но мы верим, что Донецк выстоит, и мы победим!

– Итак, мы живем в красивом, уютном и любимом городе, имя которому?

/ … Донецк/

– А жители города как себя называют?

/Дончане/

– Наш город строили наши предки. А нам поручено оберегать и сохранять его для наших потомков.

Физкультминутка

В Донецке терриконы высокие,

И шахты наши глубокие

Широки поля, богата земля.

Донецк – это тыДонецк – это я!

Донецк – это крепкая наша семья,

Братство народов, смотрящее вдаль.

Донецк – это угольДонецк – это сталь!

Давайте мы вместе помашем руками,

И скажем все дружно: «Войны нам не нужно!

Пусть яркое солнце светит для нас.

Да здравствует мирный, свободный Донбасс!»

– Ребята, знаете ли вы центральную улицу Донецка? Как она называется?

/ ул. Артема. /

– Как выглядит ул. Артёма кто нам расскажет?

/Она очень светлая, чистая, большая, широкая, на ней растет много деревьев и цветов. /

– Что еще находится на этой улице, какие здания?

/Библиотека, оперный театр, драматический театр, филармония, кинотеатр и т. д. /

– А сейчас я предлагаю вам провести игру. Мы разделимся на 4 команды. Ваша задача как можно быстрее собрать разрезную картинку с изображением здания, и вспомнить его название. (На картинках изображены библиотека им. Крупской, оперный театр, драматический театр, филармония)

Настольно – дидактическая игра «Собери картинку»

– Какие улицы нашего города вы еще знаете?

/Дети перечисляют/

– Многие улицы нашего города названы в честь известных людей. Дончане помнят о свою историю и историю Донецка, чтят память людей, приславших его и землю Донбасса, отдавших сои жизни за наше светлое будущее. Их именами названо много проспектов, площадей, улиц, переулков; им поставлены памятники и мемориалы.

/Чтение стихотворения Михаила Исаковского «Навек запомни»./

Куда б ни шел, ни ехал ты

Но здесь остановись

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись

Кто б ни был ты: рыбак, шахтер, ученый или пастух

Навек запомни: здесь лежит твой самый лучший друг

И для тебя, и для меня он сделал все что мог

Себя в бою не пожалел, а родину сберег.

– В праздники жители города выходят на праздничные шествия по центральной улице Донецка. Весь город в эти дни становиться ещё ярче и наряднее. Чем украшают улицы, когда идут торжества?

/Символами города и Республики, шарами, плакатами и т. д. /

– Что такое символы? Перечислите, пожалуйста, символы Республики. А что является для нас символами нашего города?

/ Ответы детей/

Предлагаю вам выбрать из предложенных картинок символы нашего города. Обоснуёте свой выбор.

Настольно – дидактическая игра «Выбери символы нашего города» (4 команды)

– Расскажите, куда вы с родителями ездите отдыхать в Донецке?

/ Парк «им. Щербакова», Кукольный театр, Ботанический сад, разные водоемы и др. /

– Кто знает название реки, которая протекает через Донецк?

/Река Кальмиус. /

– Послушайте, какое замечательное стихотворение написала донецкая поэтесса Натальи Полярус о реке Кальмиус

«Речка Кальмиус».

Речка Кальмиус мелководная,

По весне половодьем не тешится.

И, когда-то в былом судоходная,

Лишь спокойно играет и плещется.

Ручейком по земле извивается,

И журчит по-весеннему молодо,

Вдруг, за дамбой вздохнув, разливается

Прямо в душу прекрасного города.

Под мостами бежит, старается,

Лихо, крутит воронки улиткою…

Солнце в водах реки, отражается

Белозубой шахтерской улыбкою.

И течёт река многоликая,

Где заросшая, где-то свободная…

Речка Кальмиус не великая,

Но до сей поры «душеходная».

– Почему поэтесса в своём произведении сравнивает Кальмиус с ручейком?

/Ответы детей. /

– Любите ли вы ребята свою город? Почему?

/Полные ответы детей/

Итог:

– Было ли увлекательным наше путешествие? О чём мы беседовали? Что нового вы сегодня узнали?

/Ответы детей. /

– Вам интересны исторические фотографии Донецка? Они останутся у нас в патриотическом уголке. Мы сможем часто полюбоваться ими, и вспоминать историю родного города.