Совершенствование учебной и производственной практики по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»

ФИО: Петухова С.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2976
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Совершенствование учебной и производственной практики по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Совершенствование учебной и производственной практики по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»

 

Большое значение в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся и, соответственно, повышения качества образования, играет практика, т.к. она, наряду с теоретическим обучением, формирует у них опыт профессионального поведения как «высшей культурной формы поведения», личностное знание, умение самостоятельно проектировать, реализовывать, анализировать и оценивать свою собственную деятельность, позволяет обучающемуся выступить в активной роли по отношению к объекту своей деятельности, выявить его достоинства и недостатки, а также способности к профессиональной деятельности.  [1] Во время практики у студентов также формируются мотивация и готовность к выполнению профессиональных обязанностей.

Программа учебной и производственной практики является частью образовательной программы разработанной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Результатом освоения программ учебной и производственной практик является формирование у обучающихся профессиональных компетенций.

В процессе практического обучения особое внимание уделяется эффективной организации труда: освоению новой техники и технологии, неукоснительному выполнению обучающимися правил техники безопасности, приказов, инструкций по безопасности движения поездов, сотрудничество с работодателем.

Учебная практика имеет своей задачей подготовить обучающихся к прохождению ими в дальнейшем производственной практики на предприятии. Учебная практика по данной специальности проводится в цехах учебно-производственных мастерских техникума и на территории линейных предприятий Суховского Центра организации работы железнодорожных станций.

На установленном оборудовании в лаборатории производится освоение основных видов обучения, в том числе, ознакомление с устройством пульта управления движением.

Существенные изменения произошли при проведении занятий учебной практики с применением интерактивной доски, которая не только заменила плакаты и иллюстрированные альбомы, но и позволила мастеру п/о проводить обучение на новом, качественном уровне, используя основные преимущества современных компьютерных технологий. Благодаря этому увеличивается концентрация внимания, улучшается понимание материала и его запоминание. Активная деятельность обучающихся на уроке стимулируется за счет возможности самостоятельно управлять объектами на доске.

При выходе на производственную практику на предприятие обучающиеся техникума транспорта и строительства по специальности ОПУТ взаимодействуют со станциями Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский, Гончарово, Кая, Военный Городок, Батарейная, Мегет, Усолье-Сибирское, Ангарск, Китой и.т.д.

Учебная нагрузка предусматривает формирование дополнительных профессиональных компетенций, таких как: принимать и готовить маршруты приема и отправления поездов, оформление разрешений при нестандартных ситуациях; обеспечивать меры безопасности при пропуске опаздывающих поездов, при производстве работы в зимнее время; осуществлять и планирование, и организацию производственных работ .

С этой целью в вариативную часть введены учебные дисциплины «Безопасность движения на ж/д транспорте», «Регламент переговоров», Зачисление на производственную практику студентов техникума в отделе кадров железнодорожных предприятий осуществляется при  наличии заключения председателя врачебной комиссии и результата психофизиологического обследования НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Слюдянка «ОАО РЖД»». Работа на железнодорожных предприятиях сложная и тяжелая, поэтому обучающиеся должны обладать идеальным здоровьем. Подготовительный этап перед производственной практикой для каждого обучающегося индивидуальный.

После прохождения производственной практики обучающиеся выходят на производственную (преддипломную) практику, которая реализуется обучающимися в структурных подразделениях Восточно-Сибирской дирекции управления движением согласно ежегодно перезаключаемого договора на прохождение производственной практики.

Целью производственной (преддипломной) практики является сбор и обобщение материалов для написания выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями подготовки выпускников. За время прохождения практики обучающийся собирает материал для написания ВКР, выбирает объект и предмет исследования, готовит первоначальный вариант ВКР, овладевая при этом современными методами сбора, анализа и обработки научной информации по проблеме. [1]

Производственная (преддипломная) практика позволяет приобрести необходимые навыки работы в коллективе, что служит необходимой предпосылкой будущей профессиональной деятельности молодого специалиста.    

Преддипломная практика предполагает практическое применение знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей. Обучающиеся приобретают навыки решения комплексных задач в системе работы железнодорожного транспорта и осваивают различные виды будущей профессиональной деятельности, решая задачи:

  • оперативного планирования, форм и структуры управления работой на транспорте (по видам транспорта);
  • ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;
  • использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации;
  • умения анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;
  • использования программного обеспечения для решения транспортных задач.

Обучающиеся изучают состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте. Другими словами, преобразовывают приобретенные теоретические знания в систему профессиональных умений, развивают навыки профессиональной рефлексии.

По освоению программы практики, обучающийся представляет в техникум фото и видеоотчеты, подтверждающие выполнение работ, по которым она проводилась.

Сегодня наши партнеры – работодатели имеют возможность и желание контролировать качество подготовки выпускников, участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения производственной и производственной (преддипломной) практики и определяют профессиональную пригодность каждого обучающегося.

Оценка качества подготовки выпускников техникума работодателями, осуществляется во время проведения государственной итоговой аттестации.

 

Библиографический список:

Космынин А.В., Смирнов А.В.Проблемы участия работодателей в процедуре оценки качества образования //Успехи современного естествознания. 2011. №12. С. 69-70.