Методическое сообщение “Подготовка к концертным, конкурсным выступлениям”

ФИО: Васев А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2980
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическое сообщение "Подготовка к концертным, конкурсным выступлениям"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



МБУДО АМРО СК

Александровская ДМШ

Методическое сообщение на тему «Подготовка к концертным, конкурсным выступлениям». 

Докладчик Васев А.В. преподаватель класса духовых инструментов

 

Публичное выступление – это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением и общей культуры. Уже  в  период  обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что игра –  это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, а также перед самим собой и перед своим педагогом. Кроме того, это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить огромное художественное  удовлетворение. Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под неустанным присмотром педагога, концертное выступление во многом зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на сцене, самочувствие во время игры, реакция на отношение публики – все это раскрывается в каждом исполнителе по-своему. Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создают психологическую перегрузку, равную стрессу. Но возраст, темперамент, воспитание, как семейное, так и в учебном заведении имеют прямую зависимость от характера эстрадного волнения. Как правило учащиеся младшего возраста ничего не знают о сценическом волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где этот опыт обсуждается или действительно проявляется. 

Конкурс – это совместный кропотливый труд ученика, преподавателя и концертмейстера. Задача педагога правильно организовать работу, грамотно подобрать репертуар, найти взаимопонимание между членами этой команды, быть на одной эмоциональной «волне» – это есть составляющие нашего успеха, победы на конкурсах. Смысл участия в конкурсах для каждого из нас имеет разное значение: если для ученика – это рост исполнительского мастерства, для педагога и концертмейстера – повышение уровня мастерства, помогающий сориентироваться в потоке новых методических тенденций, обмен опытом. Для выступления нужно подбирать произведения, похожие по характеру и настроению ученика на данном этапе его развития. В этом случае в сочетании с тщательно проведенной подготовкой есть наибольшие
основания считать, что выступление будет удачным.

В музыке выступление перед слушателями, выход на сцену – это событие. Сцена вдохновляет учеников. Ребенок должен  приобретать знания и навыки, только живя в музыке, воспринимая обучение как  живой процесс, состоящий из музыкальных событий. Важно, чтобы педагог сохранял спокойствие и доброжелательность. Педагогу надо держать в поле зрения сильно волнующихся младших школьников. Продумать для волнующихся облегченную программу, выпускать в дуэте, практиковать более частые выступления. Найти положительные стороны в неудачном выступлении. Каждое выступление при умелом педагогическом влиянии подводит
ученика к внутренним «открытиям». «Открытию» себя как артиста,
«открытию» красивой музыки, «открытию» в себе творческих возможностей.
Выступление на концерте, конкурсе – событие, которое является основой развития обучения, раскрывающего индивидуальность ученика. Концертная
деятельность оказывает огромное влияние на творчество исполнителя.