Танцпол терапия, как инновационный эффективный метод работы с детьми.

ФИО: Приходченко Л.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2994
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Танцпол терапия, как инновационный эффективный метод работы с детьми.
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Танцпол терапия, как инновационный эффективный метод работы с детьми.  

               Приходченко Л.Г., МБДОУ г. Йошкар-Олы №13 «Клюковка» 

 

“Движение заменяет нам все лекарства, 

но все лекарства в мире не заменят движения”. 

  В последнее средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста.  Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Гиподинамия становится нормой. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью детей. Всё вышеперечисленное приводит к тому, что ребёнок, который ведет малоподвижный образ, имеет проблемы со здоровьем, испытывают стойкие трудности в обучении.

    Проблемы начинаются уже в дошкольном возрасте.  На занятиях дети находятся в неподвижном положении.   Причем, даже если они двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.      Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для детей. По мнению многих специалистов у детей во время занятий происходит: снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. 

   Именно это обстоятельство побудило к поиску новых путей по сохранению здоровья детей.  Все новое –хорошо забытое старое. Забытое старое – это производственная гимнастика. На ее основе образовалась «танцпол-терапия» (для всего коллектива). Которая стала для нас  «спасательным кругом».  Предполагалось, что в музыкальном зале в 10.10. собирается весь коллектив и организованно начинает танцевать (вместо гимнастики).

 И так, танцевальная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Когда человек танцует, у него поднимается настроение, при этом физическая нагрузка равномерно распределяется на все группы мышц. Кроме того, у него выделяются «гормоны радости»-эндорфины.  Медиками давно установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение тонизирует центральную нервную систему.   При этом дыхательная и сердечно-сосудистая системы укрепляются, осанка заметно улучшается, координация постепенно совершенствуется.      

   Организующее начало музыки, его ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения требуют постоянной концентрации внимания, быстрой реакции на смену музыкальных фраз.  Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодий, пробуждают в ребёнке творческую активность и воображение, заставляют искать способ выразить своё восприятие музыки.    Благодаря танцам дети учатся правильно и красиво двигаться, развиваются их музыкальные способности, происходит приобщение к миру музыки. В упражнениях одновременно сочетаются элементы аэробики, фольклора, хип-хопа, латиноса.

 Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Танец – один из наиболее старых инстинктов человечества. Он появился практически вместе с потребностями в тепле, еде и размножении. Когда человек еще не мог нормально говорить, он выражал свои чувства движениями, причем делал это намного выразительнее и понятнее. 

Во многих примитивных обществах танец продолжает оставаться средством общения. Именно выразительные совместные движения под общий ритм, и оказали влияние на развитие танцевально-двигательной терапии. Следовательно, необходимо опираться на наши корни.

 Посмотрим на танцпол еще, с другой стороны. Как уже говорилось, что танцпол не просто, приятное занятие, но и полезное.

  Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. 

 Особая ценность и сила танца, его интеграционный смысл состоят в том, что все физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы соединяются в единое действие. Ощущение ребенком собственного тела дополняет развитие представлений пространственного воображения, является базой для мышленияПоскольку дети должны двигаться в определенном темпе, в соответствии с музыкой, это требует постоянной концентрации внимания, быстрой реакции на смену музыкальных фраз. Следовательно, танцевальные упражнения не только доставляют ребёнку массу удовольствия, включают в работу его фантазию, улучшают ритмичность движения, а ещё и оказывают коррекционное воздействие на развитие высших психических функций.

     Во время занятий танцами развивается, прежде всего, мелкая моторика – умение хорошо работать малыми мышцами и координировать движения (для сравнения: за перемещение и стабилизацию тела в пространстве отвечает крупная моторика). Во время выполнения мелких движений в головном мозге происходит выработка природного стимулятора – домапина. С одной стороны, он отвечает за двигательную активность организма, а с другой – за развитие творческих способностей. 

Занятия танцами улучшают работу мозга. Ведь, чтобы научиться правильно танцевать, нужно не только запоминать и повторять определенные па, но еще и следить за музыкальным ритмом. Чтобы координировать и синхронизировать движения рук и ног, мозг вынужден задействовать сразу два полушария. В результате в участках мозга, ответственных за обучение, увеличивается кровоснабжение, ускоряется образование новых нервных клеток и улучшается их взаимодействие. 

   Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом танцполтерапии.   Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

  Благодаря танцполу, развивается не только темпо ритмическая структура музыки, но и значительно обогатился словарь детей. Хореографические комплексы были придуманы в соответствии с лексичесико-тематичкским планированием («Дом и его части», «Оранжевая песня», «Зимушка-зима», «Солнечные зайчики», «Три белых коня», «Весна, весна идет» «Летние каникулы», «Дождь стучал по крыше» и др.)  

Ритмичность, пластичность, умение двигаться всем телом, новая образно-ритмическая связь движений и музыки из популярных детских песен и мультфильмов радуют ребят, развивают слуховое восприятие, чувство ритма, а также обогащают словарь, так как с удовольствием подпевают.   Яркие и интересные упражнения развивают фантазию, вызывают радостные эмоции, позволяют сделать движения более выразительными, точными и правильными и способствуют: улучшению общего физического, психического состояния детей.

Как показывает опыт, благодаря танцполу у детей развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.

Кроме того, танцполтерапия способствует:

-совершенствованию исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений),

– коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции. 

– развитию моторики укреплению мышечного корсета, формировании осанки.

Наряду с этим, ребёнок получает комплекс необходимых для нормальной жизнедеятельности навыков: развитие ловкости рук, быстроты реакции, остроты внимания, общей подвижности.  Таким образом, занятия  способствуют  достижению духовного и физического совершенства ребёнка. А так же  улучшается общее эмоциональное состояние самочувствие и настроение детей.