Работа над ошибками. Применение правил правописания.

ФИО: Шагалова Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2998
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Работа над ошибками. Применение правил правописания.
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Предмет: русский язык

Класс:

Тема урока: Работа над ошибками. Применение правил правописания.

Цель урока: корректировка правописания орфограмм корня (непроизносимые согласные, безударные гласные, парные согласные), умений и навыков разбора слова по составу.

Задачи:

– повторить теоретические сведения о правописании орфограмм корня;

– систематизировать полученные знания,

– совершенствовать умение правильно писать безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в коне слова,

– развивать речь обучающихся, обогащать их лексикон,

– развивать познавательные и творческие способности,

– поддерживать интерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты (формируемые УУД):

Регулятивные УУД: ученик научится

Планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность, развивать внимание, мышление через анализ слов; 

Познавательные УУД: ученик научится

Работать с информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, общие схемы. Овладению ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные УУД: ученик научится

Формированию умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка; воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.

Формы работы: фронтальная, коллективная, в группе, в паре, самостоятельная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные,  практические; метод повторения, закрепления; метод применения знаний.

Технологии: коллективного сотрудничества.

Оборудование: карточки с заданием, мультимедийная презентация, тренажер «Состав слова», ТПО №3, толковый словарь Ожегова. 

Ход урока

  • Орг. момент.
  • Актуализация знаний.

Блиц-опрос.

Назовите гласные, которые в безударном положении вызывают опасения? (А, о, и, е, я) Карточка с буквами вывешивается на доску. 

По какому признаку согласные образуют пары? (По глухости-звонкости.)

Назовите эти пары. (Б-п, в-ф, г-к, …) Карточка с парными согласными вывешивается на доску.

В, л, д, т – о чем вам «говорят» эти согласные (или Что можете сказать об этих согласных?)? 

¬ ,      Какое правило «спряталось» в  данной схеме?

¬Ъ⁔      ⁔

       е, ё, ю, я             Ь (е, ё, ю, я, и)

Как «прочитаете» эту схему?

Итак, посмотрите внимательно на записи, которые у  нас на доске. Как можно назвать все то, о чем мы с вами вспоминали? (Орфограммы.)

Какие орфограммы мы постарались вспомнить?

Как думаете, с какой целью мы выполняли данное задание?

Где нам понадобится грамотность? 

(Учитель сообщает учащимся итого контрольного диктанта)

Как думаете, чему посвятим наш урок?

Проверим свои предположения.

Посмотрите на запись. Попробуйте расшифровать ее. Можете посоветоваться с соседом по парте.

имакбишо дан атобаР. (Работа над ошибками.) Применение правил правописания.

  • Постановка учебной цели и задач урока.

 Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.

– Каких целей мы должны достичь на уроке? 

– Я повторю… (все правила, чтобы писать без ошибок)

– Я сумею… (быть внимательным, аккуратным и активным)

– Я узнаю… (какие пробелы в знаниях, чтобы в дальнейшем поработать над ними)

 

  • Применение знаний в новой ситуации.

Индивидуальная работа по карточке. (Задание для тех, кто выполнил работу на «5» и «4»)

Спиши. Реши орфографические задачи.

Приход весны.

В…сна идёт. (За)з…л…нели дли…ые с…рё…ки берё…. Гудят шм…ли и пчёлы. В?ются и т…нцуют пёстрые мотыл?ки. (На) берёзах п…ют сол…в?и. (Из) л…су слышится пение куку…ки. Ч…до (за) ч…дом дарит нам в…сна. Всюду праз…ник кр…соты, ч…стоты, зел…ни, ярких красок.

Коллективная работа.

Чу…ство, чес…ный, вес…ник, интерес…ный,  алмаз…ный, чудес…ный.

Прочитайте данную группу слов. Что можете о ней сказать? (Слова с непроизносимыми согласными.)

Скажите, на какие группы вы могли бы их разделить? (Слова проверяемые и непроверяемые.)

Запишите слова с непроверяемой непроизносимой согласной. Какое слово запишите? (Чувство)

Подчеркните данную орфограмму.

Назовите еще слова, которые относятся к данному правилу. (Лестница, праздник, здравствуйте.)

Как называем данную группу слов? (Словарные слова.)

Посмотрите на оставшиеся слова. Что вы можете о них сказать? (Проверяемые.)

Как проверить непроизносимую согласную? (Ответы учащихся.)

О чем мы должны помнить, работая с данной группой слов? (О его лексическом значении.)

Честный, вестник – найдите эти слова в толковом словаре. Прочитайте значение этих слов. Впишите  нужную орфограмму, запишите для каждого проверочное слово. 

ЧЕ́СТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно, -тны и -тны.

  1. Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. Ч. человек. Ч. труд. Поступить честно (нареч.). Честные намерения. Ч. взгляд.
  2. Заслуживающий уважения, безупречный. Честная жизнь. Честное имя. Ч. заработок (трудовой).

ВЕ́СТНИК, -а, муж.

  1. Тот, кто приносит какие-н. вести (книжн.). В. победы.
  2. Название нек-рых периодических изданий. В. университета.

| жен. вестница, -ы (к 1 знач.).

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. 

Чу…ство

Чес…ный – честь.

Вес…ник – весть.

Интерес…ный – интерес.

Алмаз…ный – алмаз.

Чудес…ный – чудеса.

Посмотрите внимательно на полученные записи. Что вы можете сказать о данных слова?

Докажите, что данную группу слов можно назвать однокоренными?

Выделите у них корень?

Что такое корень?

Итак, как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Какие еще части слова вам известны?

Что такое окончание? Приставка? Суффикс?

Напомните, что значит разобрать слово по составу?

Параллельно работают по карточкам обучающиеся, допустившие ошибки в словах с парной согласной в корне.

Напиши проверочное слово. Вставь пропущенную букву.

Например: веточка – ветки  

___________________ – ОПУ(Ж/Ш)КИ

___________________ – ТРА(В/Ф)КА

___________________ – БЕРЁ(З/С)КА

___________________ – РО(Б/П)КИЙ

Работа в группах  и по индивидуальным карточкам. (Каждая группа состоит из учащихся, которые допустили однотипные ошибки)

Ребята, напомните правила работы в группе. (Правила работы в группе прописаны на слайде.)

Правила работы в группе

  1. Работаем дружно.
  2. Важно мнение каждого.
  3. Распределяем обязанности.
  4. Объясняем свою точку зрения.
  5. Уважаем мнение всех членов группы.
  6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим. 

Группа 1

Разберите слова по составу.

Зарядка, загадка, записка. 

Группа 2

Разберите слова по составу.

Тетушка, лапушка, бабушка.  

Группа 3

Разберите слова по составу.

Морозец, братец, владелец.  

Группа 4

Разберите слова по составу.

Котенок, лисенок, слоненок. 

Каждая группа презентует совместную работу.

Карточка для индивидуальной работы. (Для обучающихся, которые допустили ошибки в окончании слова, в основе, в суффиксе)

Выдели окончания в словах.

Прыжок, страус, мальчик, кот, домик, моряк, этаж, каток, диванчик, утюжок.

Что такое окончание? (Устный вопрос.)

Выдели основу.

Ветки, яркие, жаркий, под ёлкой, ласковое, жук, тёплым, солнце, листва, на вербах.

Что такое основа? (Устно)

Выдели суффикс.

Маленький, тоненький, березонька, доченька, дороженька, реченька, Коленька, тепленький, кисонька, зелёненький.

Что такое суффикс?  (Устно)

Параллельно идет работа с группой учащихся по карточкам. (Разбор слова по составу.) Тренажер с использованием мультимедийной презентации (слайд 4,5,6).

Итак, какие орфографические задачи решали?

Какие орфограммы не повторили?

С.26 упр.568 ТПО

Хочет – хотеть, сладенький (сладок) – сладкий, крепенький (крепок) – крепкий, корм – кормить, дать – давать, прекрасен – прекрасный, ужас – ужасный, грусть – грустный.

Почему не записали другие слова?

Запишите их самостоятельно.

Желать, сахар, кипеть, чувство, здравствуй.

Проверка по эталону.

  • Итог урока.

Чему учились на уроке?

Что нового открыли для себя?

  • Рефлексия.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери

  • Домашнее задание.

Повторить правила правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова.