Открытый урок русского языка по теме: «Путешествие по океану «Части речи» в 4 классе

ФИО: Машукова И.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3002
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Открытый урок русского языка по теме: «Путешествие по океану «Части речи» в 4 классе
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципального образовательного учреждения

 « Начальная школа – детский сад»

с.п. Куба -Таба  Баксанского  района ,КБР 

 Открытый урок  русского языка по теме:

 «Путешествие по океану «Части речи» в 4 классе.

    Учитель начальных классов Машукова Ирина. М 

                                 

                                                      

2023г

 

Открытый урок  русского языка по теме:

 «Путешествие по океану «Части речи»

 

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

 

Задачи урока:

  1. Закрепление знаний учащихся о частях речи, формирование умения осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; формирование навыков грамотного каллиграфического письма;

 

  1. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 

  1. Воспитание интереса к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в паре и группе.

 

4.Ознакомление с современными методами обучения «Фишбоун»-японский метод и метод «Кластер»- от английского рой,гроздь.

 

Оборудование: изображения островов, стрелки, карточки с названием частей речи, вопросы, карточки со словами, музыкальная физминутка, кораблик, путевые листы для учащихся, смайлики, конверты для самопроверки.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, 

Начинается урок. 

А теперь все повернитесь, 

И друг другу улыбнитесь. 

Улыбнитесь мне, гостям 

И садитесь по местам.

Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости.

 

  1. Постановка цели урока. (японский метод «Фишбоун») (Кластер- английский метод). Объяснение методов.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами, куда мы отправимся, отгадав загадку.

  • Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов.   (Океан)

 – Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана. Но название океана я вам сразу не скажу. Его название вы мне сами назовёте в конце нашего путешествия. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. 

А каким должен быть мореплаватель? ( Отважным, смелым, храбрым, находчивым, внимательным, сообразительным.)

А ещё для нашего путешествия  вам необходимы будут ваши знания. 

На партах у вас лежат путевые листы, согласно которым вы будете двигаться и зарабатывать себе баллы при выполнении заданий на уроке.

Нам нужно подготовиться к путешествию.

  • Игра «Я возьму с собой в путешествие…».

Скажите что возьмёте с собой?

– нож, ножницы, нитки.

– карандаш, консервы.

– лекарства, ложка, лопата.

  коврик, котёл, крем, кружка, карта, компас.

– палатка, посуда, подушка, полотенце, плащ.

– журнал.

– спальник, сапоги, спички, сковорода.

  • ОЦЕНИВАНИЕ –  баллы за ответ в путевом листе.

Итак, мы взяли всё необходимое. В путь!

 

III. Чистописание

Давайте запишем дату нашего путешествия в тетрадях.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь. 

Левая рука на месте, 

Правая рука на месте, 

Можно начинать писать!!!

Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. Сегодня наша разминка будет следующая: посмотрите на море.  

Что есть на море? (Волны)

А на какую букву похожи волны? ( На букву «м»)

Будем писать букву «м».

На доске написано (открывается карточка): 

Мм

Море – 

На второй строчке запишите однокоренные слова к слову «море». (Моряк, морячок, морской). (Открываются карточки на доске). Выделите корень. 

Почему эти слова называются однокоренными? (Имеют одинаковый корень)

Как еще мы можем их назвать? (Родственные) 

  • САМООЦЕНИВАНИЕ ЗА ЧИСТОПИСАНИЕ.

 

  1. Лексико-орфографическая работа

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе, овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

 Загадки: 

  1. Расту в земле на грядке я, 

     Красная, длинная, сладкая. (Морковь)  

  1. Дом зелёный тесноват: 

     Узкий длинный, гладкий. 

     В доме рядышком сидят 

     Круглые ребятки. 

     Осенью пришла беда – 

     Треснул домик гладкий, 

     Поскакали кто куда 

     Круглые ребятки. (Горох)

  1. Уродилась я на славу,

     Голова бела, кудрява.

     Кто любит щи – 

     Меня в них ищи. (Капуста)

  1. В огороде вырастаю,

     А когда я созреваю,

     Варят из меня томат,

     В щи кладут и так едят. (Помидор)

  1. Я – и свежий, и соленый.

    Весь пупырчатый, зеленый.

    Не забудь меня, дружок,

    Запасай здоровье впрок. (Огурец)

  1. Что копали из земли, 

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель)

 

 В тетради: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.

  • ПРОВЕРКА (СЛОВА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДАНЫ В КОНВЕРТЕ №1). ОЦЕНИВАНИЕ В ПУТЕВОМ ЛИСТЕ.

 

  1. Работа над темой урока.

Ребята, когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в  конверт. Но они случайно все перепутались. Вот какие слова у меня были. 

На доске:

     Медуза, корабль, путешествие, удалиться, веселиться, плавать, солёная,   морской, тёплое, он, она, мы,  из, через,  по.

Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место?

  1. Отправились наши слова в плавание в поисках того, кто их расставит, как надо. Плыли они плыли по морям и океанам и в одно прекрасное утро добрались до острова. Смотрят, перед ними большой город стоит. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо-невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут – откуда ни возьмись – стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

   (Выставляется карточка с вопросами КТО? и ЧТО?)

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

(Дети называют слова, а учитель переносит слова в первый столбик).

     Медуза, корабль, путешествие.

Что они обозначают?  (Предмет)  

Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого острова? (Имена существительные). 

А что вы ещё знаете о именах существительных? (Бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам, по падежам)

  • Задание: просклонять имена существительные медуза (1 ряд), корабль (2 ряд).
  • ПРОВЕРКА – чтение вслух, обмен тетрадями в паре. ОЦЕНИВАНИЕ В ПУТЕВОМ ЛИСТЕ.

 

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА.

 

  1. Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные поплыли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Плыли, плыли,  видят другой остров. А на нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» – строго спрашивают.

Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром  не нужны. 

Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удалиться, веселиться, плавать.

На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие). 

Как зовут жителей этого острова? (Глаголы)

 

  1. И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Поплыли они дальше. Смотрят остров красивый стоит. Причалили к нему, заглянули в окошко домика – комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь – и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» – спрашивают. 

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться? (Солёная,   морской, тёплое)

Как зовут жителей этого домика, знаете?  (Имя прилагательное). 

Что они обозначают?  (признак). 

  • Задание:

Первый ряд подбирает прилагательные для слова «остров» для его описания. Остров – большой, красивый, зелёный и т. д.

Второй ряд для слова «вода». Вода – чистая, прозрачная, вкусная, холодная, горячая, родниковая и т. д.

Затем один ученик с каждого ряда зачитывает слова, которые подобрала команда.

  • ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ.

 

  1. Ну, а наши слова поплыли дальше. Видят ещё остров. Подошли они к  одному дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова- путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

Мы потеряли свои имена, – ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени.

Как называются такие слова? (Местоимения) 

Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают.  КТО? ЧТО?               

 – Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их на этот остров.

 Он, она, мы.

  • Упражнение. Какие слова заменяют местоимения? 

 

Утром так заведено –                           Он на цыпочках войдёт

Разомкнёшь ресницы,                         Долькою лимонной. (месяц)

И к тебе идёт, оно идёт  (солнце)     Срок прошёл – плывёт она

Розовой жар-птицей.                           В пелене тумана,   

А стемнеет – он придёт:                      Круглолица и грустна,

Тоненький, смущённый.                      Будто Несмеяна.(луна)

 

  1. Остались совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький остров, на нём домик, окошки светятся. И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко – а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» – говорят. – «Ура!»

А вы кто? – спросили наши слова.

А мы слуги этого города – предлоги. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова и остались жить на этом острове.

Мы уже знакомы с предлогами. Какие  из этих слов можно отнести к предлогам? (Из, через, по).

А какие ещё предлоги вы знаете? (Открывается карточка на доске)

 

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Наше  путешествие по океану ЧАСТИ РЕЧИ закончилось. 

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие, нам нужно немножко расслабиться и отдохнуть.(релакс)

А теперь нам надо подвести итог.  И составить «Кластер» частей речи

Что вам особенно понравилось?

Что такое имя существительное, имя прилагательное? глагол, местоимение? предлог?

  Вы еще не раз побываете в удивительной стране частей речи и познакомитесь с другими ее жителями.

Ребята, у каждого из вас на парте лежат 3 картинки с изображением дельфинчиков.

Один дельфин с мячиком с очень веселым лицом, другой дельфин тоже немного улыбается, а третий совсем грустный. С помощью дельфинов покажите нам ваше настроение от нашего урока. МОЛОДЦЫ

 

А сейчас мы должны определить знатоков темы «Части речи».

Ими стали ребята, которые набрали …    баллов. И это не случайно.

Эти ребята на протяжении всего урока показывали хорошие знания по

изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5.

Те, кто набрал … баллов, ставят оценку   «4».

Те, кто набрал … баллов, ставят оценку   «3».

 

Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.