Формирование у дошкольников с ОНР умения рассуждать и доказывать

ФИО: Маркова В.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3011
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Формирование у дошкольников с ОНР умения рассуждать и доказывать
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Формирование у дошкольников с ОНР

умения рассуждать и доказывать

 

Маркова В.П., воспитатель МБДОУ№15

 

         Главной целью образовательного процесса по речевому развитию дошкольников является формирование у детей устной речи как важнейшей формы общения. Поэтому в общей системе речевой работы особое внимание уделяется развитию у детей связной речи и умения строить разные типы высказываний.

         Формировать доказательность речи: т. е. умение высказывать свое мнение, аргументировать его, устанавливая причинно-следственные связи, рассуждать и давать необходимые объяснения, умение поддерживать беседу по вопросам, определять признаки, сравнивать, строить сложные предложения – вот приоритетные направления по развитию связной речи у дошкольников. Связные высказывания типа рассуждений – это высшая форма развития связной монологической речи детей дошкольного возраста. Это один из важнейших показателей планомерной и систематической работы педагога в области речевого развития дошкольников.

Известно, что именно недоразвитие всех компонентов связной речи характеризует наших воспитанников, то есть речь дошкольников с ОНР нельзя назвать связной. В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь – это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка.

Неумение что-либо объяснять, доказать, выразить какую-нибудь мысль делает речь ребенка косноязычной и малопонятной для окружающих, что неизбежно приводит к зарождению многочисленных личностных комплексов, отрицательно влияющих на всю последовательную жизнь человека.

  Любое высказывание требует развития следующих умений:

1.Понимать тему.

2.Планировать свою речь;

3.Выбирать содержание;

4.Найти языковые средства;

5.Строить своё высказывание в определенной композиционной форме;

6.Выражать свои мысли правильно.

Задачами работы с детьми с ОНР по развитию доказательной речи являются: 

– обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов;

– формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; 

– использовать различные языковые средства для связи смысловых частей – потому что, так как, поэтому, значит, следовательно; 

– включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.

Рассуждение требует от говорящего достаточно развитого самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами. Основное в рассуждении – выявление причинно-следственных отношений, аргументация чего-либо. В логическом плане рассуждения отличаются от повествования и описания тем, что опираются на умозаключение как процесс мышления. Обычно в рассуждении используются умозаключения не одного, а нескольких типов. Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация. Установление причинно – следственных связей в рассуждении предусматривает использование сложных синтаксических конструкций, более чёткую логику высказываний. 

По утверждению психолога Рубинштейна Л. С. мыслительная деятельность развивается сначала по преимуществу в процессе наблюдения, в теснейшей связи с восприятием. Очень поучительно и рельефно оно выступает в попытках понять, объяснить наблюдаемое при восприятии картинок. Для объяснения их содержания дети прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений, включая которые, наблюдение переходит у ребёнка в сложный процесс обдумывания, размышления и осмысления.

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать, является организация содержательного общения взрослых с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно – доказательной речью. 

Для этого, например, можно использовать исследовательскую деятельность, экспериментирование, которые осуществляются в процессе разных видов деятельности. Это:

– труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);

– наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;

– обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему? и т. п.);

– конструктивно – строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);

– классификация иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

– объяснение правил настолько – печатных, подвижных, словесных и дидактических игр,

– объяснение морали произведения; анализ поступков героев, противопоставление плохой – хороший и т.д.; этическим – объяснениям, что такое дружба, почему надо быть честным, объясни пословицу и т. п.

В процессе обучения высказываниям типа рассуждений на занятиях по развитию речи ведущим приёмом обучения является совместное и коллективное рассуждение. Его целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. 

      Здесь можно использовать:

  1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни». Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если — то, словами во-первых, во-вторых, сначала, затем, потом, после этого, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций. Игры типа: «Небылицы в картинках», «Что перепутал художник?» Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова: во-первых, во-вторых.

г) выявление причинно – следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Игры типа «Что сначала, что потом?»

д) классификация картинок по родам и видам. Игры типа «4-й лишний и почему?», «Чем похожи и отличаются?»

е) отгадывание загадок с опорой на картинку.

  1. Рассуждение ребенка дошкольного возраста должно строиться как приятная форма общения, игра, соревнование, спор, обсуждение житейских ситуаций, понятных и близких ему. 

Одним из ведущих приемов руководства являются вопросы. Обучая  элементарному рассуждению, можно использовать цепочку вопросов или план, предполагающий руководство логикой рассуждения ребенка. В случае затруднения детей используются наводящие и даже подсказывающие вопросы. 

Со средней группы можно использовать поисковые или проблемные вопросы, помогающие ребенку рассуждать. 

Проблемный вопрос – это  многоступенчатый процесс мысленного поиска, высказывание догадок, гипотез.  Обычно такие вопросы включают следующие вопросительные слова: зачем? почему? для чего? как? каким образом? благодаря чему? (Например: Могут ли домашние животные жить зимой на улице?). 

Обязательно нужно добиться, чтобы на вопрос дети ответили сами. И только в случае неточно сформулированного ребенком ответа воспитатель может привести правильный вариант. 

Практическая деятельность ребенка и его совместная деятельность с другими людьми является источником рассуждения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению в школе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.; В 6т. – М., 1982, т.ч.
  2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.
  4. Недоспасова В.А. Учимся рассуждать: Пособие по дошкольному воспитанию. – Тольятти: МОУ ДО «Центр медиаобразования», 1998. – 76с.

 развития коммуникативной функции речи является одним из приоритетных направлений деятельности психолого-коррекционной службы

  1. Шадрина Л. Г. «Обучение дошкольников речи – рассуждению» 2012 г.