«Варежка – символ русской зимы»

ФИО: Борисова Л.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3014
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: «Варежка – символ русской зимы»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №162

Технологическая карта образовательной деятельности

 

Группа/Дата/Педагоги  Старшая  группа 

Борисова Лариса Петровна, воспитатель

Тема/Образовательная область/Образовательная деятельность «Варежка – символ русской зимы» (художественно-эстетическая деятельность)
Культурно- смысловой контекст. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

Направить деятельность детей на приобретение опыта в решении определенных проблем. Дети приобретают интерес к совместной деятельности, позитивной социализации дошкольников через привитие интереса к художественно-эстетической деятельности.

Культурная практика Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта
Форма организации  групповая.
Цель Систематизировать и обобщить знания детей о варежке, рукавицах. Способствовать развитию мышления, памяти, воображения.
Коррекционные  Пополнять и активизировать словарный запас; развивать диалогическую речь
Образовательная задача Способствовать развитию умения работать в парах
Развивающая задача Развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.  Активизировать использование в речи слов: варежка, рукавица, прихватка.
Воспитательная задача Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость
Словарная работа  Варежка, поварешка, сковорода, вилка, ложка, ножик, кастрюля, снеговик. елка
Виды детской деятельности Познавательная, игровая, социально-коммуникативная
Предварительная работа  беседа, игры, физминутка, наглядные пособия.
Список используемой литературы Чтение художественной литературы . «Варежка», рассматривание иллюстраций, стихи
Оборудование, материалы Сундучок, варежки (4 пары разных цветов), клубок ниток, разрезные картинки 4 шт. (солнце, снег, снеговик, елка), шаблоны варежек 8 шт., украшение для варежек, геометрические фигуры, посуда (кастрюля, поварешка, сковородка, вилка, ложка, ножик), музыкальная колонка, флешка, мольберт, прищепки 10 шт.

 

Структурная часть Содержание ОД Способы организации детей Предполагаемый результат
Вводная часть 

Организация детей, установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации

1.Организационный момент:

Все мы в группе как семья

Рады все и вы и я.

Очень любим вместе быть

С Добрым утром говорить! 

Дети заходят в группу. На столе стоит сундучок с варежками. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам сегодня прислали посылку от бабушки. 

(Дети говорят вместе с воспитателем)

Воспитатель вместе с детьми открывает сундучок, звучит музыка

Привлечено внимание детей, мотивация их к совместной деятельности.

-Развита диалогическая речь

Основная часть 

Создание условий для вариативной детской деятельности.  Создание условий для достижения результатов каждого ребенка. Актуализация имеющихся у детей знаний

Воспитатель: Что это?

Воспитатель: Да, ребята это варежки. Какие они? 

Воспитатель: За что любят варежки?

Воспитатель: А еще варежки любят за то, что в них очень тепло зимой. Варежки до сих пор считаются – символом настоящей русской зимы. 

А давайте их с вами посчитаем? Интересно, а как нам можно встать в пары?

Воспитатель: Ой, здесь еще что-то лежит?  (Нитки, которые смотаны в клубок)

(Воспитатель достает клубок ниток, звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Скажите пожалуйста, о чем вы подумали, когда увидели клубок ниток?

Воспитатель: Клубок волшебный, и зовет нас.

Вьется впереди дорожка

И куда-то нас ведет.

Даже боязно немножко,

Что же впереди нас ждет?

 1 задание «Собери картинки» работа в парах.

Воспитатель: Для того, чтобы приступить к заданию,  рука которая без варежки она будет лежать на столе, а руку, которая с варежкой мы ее спрячем. Посмотрите, сколько тут перепутанных картинок лежит, давайте с вами соберем в парах картинки. 

Воспитатель: Первая пара справилась, (имя, имя) о чем вы подумали, когда увидели свои картинки? Что вы представили? О чем вам напомнила шапка? 

 (Дети снимают варежки, кладут на стол). 

Воспитатель: Ну, что ребята, клубок нас дальше хочет куда-то отвести, давайте посмотрим куда же теперь он нас приведет?

Вьется впереди дорожка

И куда-то нас ведет.

Даже боязно немножко,

Что же впереди нас ждет?

Воспитатель: Спинки подровняли, стул подвигаем ближе к столу. А кто запомнил, как были украшены варежки?

Воспитатель: Правильно, варежки были украшены снежинкой. А сейчас я вам предлагаю, украсить варежки своим узором.  Давайте закроем глазки, и представим свой узор, представили? Приступаем к работе. 

2 задание. «Укрась варежку»

Воспитатель: Я вижу Ваня закончил свой узор, пойдем с тобой повешаем варежку. Какие у вас красивые, разные, интересные варежки получились. Давайте мы с вами их сейчас развешаем. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как произошло слово «Варежка»? Ведь варежку раньше варили, заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.

– А есть еще варежки, которые шьют, они называются рукавицы. 

– В России варежки называли по – разному: катанки, плетенки, вязанки, зависело от способа их изготовления. Были еще мохнатки и шубницы.  

Из какого материала такие варежки делались? (оленьего, волчьего, медвежьего и тд).

 Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства, и даже своеобразным посланием: ее красивый и сложный узор мог нести определенную тайную информацию.

Воспитатель: А один дедушка, шел по лесу со своей собакой и потерял свою рукавичку, из какой это сказки? Я вам сейчас расскажу. А что было давайте с вами узнаем.

 (Воспитатель обыгрывает сказку, с помощью геометрических фигур)

Мышка – серый овал

Лягушка – зеленый треугольник

Зайчик – белый круг

Лисичка – оранжевый треугольник

Волк – серый квадрат

Медведь – коричневый квадрат

Кабан – коричневый прямоугольник

-Когда дедушка увидел, что потерял рукавичку, он начал ее искать, а собака убежала вперед и нашла варежку и звери разбежались. 

Воспитатель: Закройте глаза, животные любят играть, и меняются местами, кто сейчас попробует, поставить животных на свои места?

Воспитатель: А клубок нас дальше куда-то ведет, давайте посмотрим, куда он нас сейчас отправит?

Воспитатель: Интересно, почему клубок нас сюда привел? Это же вроде кухня? Тут посуда стоит, а это что такое? (Среди посуды лежит прихватка)

На столе или на плите стоят кастрюля, поварешка, сковородка, вилка, ложка, ножик.

Воспитатель: Ребята, а для чего здесь лежит прихватка? ( 

Воспитатель: А голыми руками можно брать горячую посуду? Стоять близко у плиты, если она включена? 

Я сейчас готовить буду

Соберу на стол посуду,

Вот кастрюля, поварешка,  сковородка, вилка, ложка

Небольшой столовый ножик

Мне понадобится тоже.

Дети: Ответы

Дети: Вязанные, шерстяные и т. д

Дети: Ответы

Дети: Выполняют задание

Дети: Ответы детей

Дети: Варежки были украшены снежинкой

Воспитанники садятся за стол, берут шаблоны рукавичек, и украшают

Воспитанники присаживаются на коврик

Дети: Выполняют задание, и называют, какая геометрическая фигура с каким животным ассоциируется.

Дети: Прихватка нужна для того, чтобы можно было взять горячую посуду на плите. 

-Развита диалогическая речь и умение участвовать в беседе

Развиты у детей движения органов артикуляционного аппарата.

– Закреплено умение соотносить количество предметов с цифрой в пределах десяти.

-Развита диалогическая речь и умение участвовать в беседе

-Развита диалогическая речь, умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы.

-Развита мелкая моторика рук

-Развита диалогическая речь, умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы.

– Развита ориентации на листе бумаги в клетку(актуализированы пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.)

-Укреплены мышцы дыхательной системы.

-Развит интерес к творческой деятельности

Заключительная  часть 

Подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка)

Воспитатель: Клубок снова нас ведет куда-то. (Клубок привел к прищепкам, на которых висели варежки). Давайте соберем варежки, и отправим их бабушке, чтоб она посмотрела, какими узорами можно украшать варежки. 

-А кто запомнил, как называется рукавица, которую используют на кухне?

-Как называется рукавица, которую вяжут?

– Как называется варежка, которую изготавливают из разного материала.

Воспитатель: Чтобы бабушке не было скучно, давайте отправим ей музыкальный подарок с ее варежками, которые она нам прислала, возьмите варежки в которых вы были и наденьте их. Повторяйте за мной. 

Фронтально ко всем детям