Программа коррекционной направленности для детей с ТНР, “Страна маленьких слов”

ФИО: Ригович Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3015
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Программа коррекционной направленности для детей с ТНР, "Страна маленьких слов"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 «Алёнка»

 городского округа Тольятти

Коррекционно-развивающая программа

По формированию умения употреблять предлоги

у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

«Страна маленьких слов»

Разработана учителями-логопедами:

Ригович Е. В.

Кропинова С.В

Содержание

1.Комплекс основных характеристик коррекционно-развивающей программы «Страна маленьких слов»:
1.1. Пояснительная записка. 3
1.2. Цель и задачи программы. 4
2.  Содержание программы.
2.1. Учебный план. 4
2.2. Содержание учебного плана. 5
2.3. Методы, технологии обучения 9
2.4 Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы 9
3. Условия реализации программы. 10
4. Объём и сроки реализации программы. 10
4.1 Календарный учебный график. 10
5. Планируемые результаты.
5.1. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы. 11
5.2. Оценочные материалы. 12
5.3. Сведения о практической апробации программы на базе организации. 13
5.4. Результаты, подтверждающие эффективность реализации программы. 13
6.Список литературы. 13
Приложения 15

 

  1. Комплекс основных характеристик коррекционно-развивающей программы 

1.1. Пояснительная записка 

Коррекционно-развивающая программа по формированию умения употреблять предлоги у детей старшего дошкольного возраста с ТНР«Страна маленьких слов»разработана учителями-логопедами и имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Основной задачей учителя-логопеда, работающего с детьми с ТНР является коррекция нарушений речи и выравнивание стартовых возможностей дошкольников для поступления в школу. 

Один из компонентов речевого развития – грамматический строй речи. Он включает в себя раздел по работе с предлогами. Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Они помогают детям овладеть умением понимать и создавать предложно-падежные конструкции, без знания которых дошкольникам тяжело овладеть связной речью. 

Так, у детей с ТНР наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для этого, прежде всего нужен определенный пассивный лексический запас, а также понимание связей между словами в предложении, которые осуществляют предлоги и падежные изменения.

Дети с ТНР длительно не замечают, что предлог и окончание слова связаны и их сочетание представляет собой определенное единство. Эти сочетания меняются и поэтому тяжело запоминаются детьми.

Нарушение предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. 

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой 

в) неправильное употребление падежного окончания существительного 

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания 

Не в полной мере проведённая работа над предлогами у детей с ТНР может привести к нарушению синтаксического оформления речи: будут отмечаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении, пропуски или замены предлогов, или слияние предлогов с существительными и местоимениями. Все перечисленные ошибки будут проявляться как в устной, так и письменной речи.

Из всего вышеизложенного, актуальность программы очевидна.

Отличительные особенности программы 

Данная программа направлена на формирование представлений о смысловой значимости предлогов, навыка правильного употребления предлогов, представления о предлоге как отдельном слове.

Программа содержит систему занятий, составленных на основе «Восемнадцати сказок про предлоги» Глазуновой Л.В., учебно-методического пособия О.Б. Иншаковой, А.М Колесниковой «Пространственно-временные представления», И.А Подрезовой «Школа умелого карандаша» и включают игры, упражнения, тренинги по формированию пространственных представлений, знакомству с предлогами. 

Работа построена так, что понимание предлогов, упражнения в пространственной ориентировке отрабатываются на конкретных объектах, предметах, игрушках. 

Затем сложные понятия «маленьких» слов раскрываются через сказки и закрепляются в речи с помощью нетрадиционных пособий «Лого-домик», «Занимательный потолок», «Прозрачный экран». 

 

1.2.Цель программы 

Целью реализуемой программы является формирование умений употребления предлогов в устной речи, ориентировки в пространстве, на плоскости, в клетке тетради.

Задачи программы: 

1.формировать представления о смысловой значимости предлогов:

  • развивать и уточнять пространственные представления;
  • перемещать различные предметы в пространстве;
  • определять расположение предмета (его изображения);
  • определять расположение предмета относительно другого;
  • узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;
  • использование графических схем и графического изображения предлогов.

2.Формировать навыка правильного употребления предлогов:

  • добавлять предлоги во фразы;
  • составлять словосочетания с предлогами;
  • составлять предложения с предлогами.

3.Формировать представления о предлоге как отдельном слове.

Адресат программы. 

Данная программа предназначена для использования учителями-логопедами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. 

Научно-методические и нормативно-правовые основания разработки и реализации программы.

Программа разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации № 629 от 27.07.2022 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 “О направлении методических рекомендаций”; Письма Министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826-ТУ от 03.09.2015; Письма Минобрнауки Самарской области № МО/1141-ТУ от 12.09.2022 г. «О направлении Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 

  1. Содержание программы 

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего процесса по формированию коммуникативных навыков у детей старшего возраста с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. 

Комплексные занятия разрабатываются с использованием методических пособий Глазуновой Л.В «Восемнадцать сказок про предлоги»,Иншаковой О.Б., Колесниковой А.М. «Пространственно-временные представления», Подрезовой И.А. «Школа умелого карандаша».

2.1.Учебный план

Название раздела Темы, № занятий Количество часов
Всего Теория Практика
1 «Ориентировка в пространстве»  6час 6час
«Ориентировка в собственном теле» №1  «Покажи где у тебя»«Аист»

№2 «Аист»

№3 «Части тела»

№14 «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

«Ориентироваться в теле  стоящего напротив товарища,» №4 «Лицом друг к другу»

№5«Замри»

«Пространственное положение предметов по отношению к собственному телу» №6 «Горячо-холодно»

№8 «Куда пойдешь и что найдешь»

№9 «Угадай, кого загадали»

«Изменение направления движения предмета в пространстве» № 7 «Мяч по кругу», 

№ 8 

«Передвижение ребёнка в пространстве,» №10 «Найди игрушки»

№11  «Спрячем и найдем»

«Ориентировка в пространстве, используя термины №12 «Найди клад»

№ 13 «Найди свой домик»

«Ориентировка на плоскости» №15 «В лесу»

№16 «Найди место»

№17 «Снежинки»

№18 «Найди соседей»

2 «Ориентировка в клетке тетради» №№ 2-18 Рисование в клетке 4час 4час
3 Развитие речи  8час 8час
Знакомство с предлогами, графическими символами, использование предлогов в речи №№ 1-18
Итого 18час 18час

2.2.Содержание учебного плана

Название разделов, тем Методические приёмы Задачи
1 «Сказка про маленькие слова»

Знакомство с предлогами

Игра «Покажи где у тебя»

Игра «Солнышко»

Чтение «Сказка про маленькие слова»

Физминутка «Ножки-ладошки»

Зрительный диктант из счётных палочек

-упражнять в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

-формировать знания о предлоге

-развивать зрительное восприятие

2 «Волшебные очки»

Предлог   В.

Игра «Аист»Чтение «Волшебные очки»

Физминутка «Буги-вуги»

Д/и «Кто живёт в домике», с использованием «Логодомика»

Упражнение для глаз «Зигзаги»

Рисование точек в тетради

– учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

-знакомство с предлогом В, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога В в речи

-учить ориентироваться в клетке

3 «Сказка про усталых путников    Предлог НА. И/у «Части тела»

Чтение «Сказка про усталых путников».   

Физминутка «Буги-вуги»

Д/И «Что лежит/стоит на столе»

Гимнастика для глаз «Далеко-близко»

Рисование точек и крестиков в тетради

упражнять детей ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины

-познакомить с предлогом НА, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога НА в речи

– продолжать учить ориентироваться в клетке

4 «Сказка про Понятку и Непонятку»

Предлог НА.

Игра «Лицом друг к другу»

Чтение «Сказка про Понятку и Непонятку»

Игра «На небе» с использованием «Занимательного потолка»

Рисование коротких вертикальных линий в тетради

-упражнять в умении ориентироваться на собственном теле и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

-закрепить предлог НА

-упражнять в использовании предлога НА в речи

-учить проводить короткие линии по точкам и самостоятельно

5 «Как Понятка и Непоняка собирали урожай»Предлоги В – НА Игра «Замри»

Чтение «Как Понятка и Непонятка собирали урожай»

Физминутка «Капуста»

И/у «Дорисуй» с использованием прозрачного экрана.

Упражнение для глаз «Молния»

Рисование коротких горизонтальных линий в тетради

-учить детей воспринимать свое положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

-закрепить значение слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

-учить дифференцировать предлоги В-НА

-учить проводить короткие линии по точкам и самостоятельно

6 «Буква П и колесо».   Предлог ПО. Игра «Горячо-холодно»

Чтение «Буква П и колесо».   

И/У «Кто где ходит»

Зрительный диктант из счётных палочек.

Гимнастика для глаз «Молния»

Рисование длинных вертикальных линий

-закрепить знание детей о предметах, находящихся в группе, учить находить предмет по словесной инструкции, используя термины направления в пространстве.

– познакомить с предлогом ПО, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ПО в речи

-учить рисовать длинные линии по точкам и самостоятельно

7 «Лягушонок и буква Д»

Предлог ПОД.

Игра «Мяч по кругу»

Чтение сказки «Лягушонок и буква Д»

Физминутка «Ветер»

И/У «Кто живёт под..»с использованием «Логодомика»

Рисование длинных горизонтальных линий в чередовании с вертикальными

-учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве.

-развивать зрительный гносзис

-познакомить с предлогом ПОД, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ПОД в речи

-учить рисовать длинные линии по точкам и самостоятельно

8 «Сказка про Понятку и Непонятку»

Предлоги НА – ПОД

Игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Чтение «Сказка про Понятку и Непонятку»

Физминутка «По ровной дорожке»

И/У «На и Под» с использованием «Логодомика»

Рисование наклонных линий.

-закрепить значение слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения.

–развивать координацию движений рук, ног

-учить дифференцировать предлоги В-НА

-учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно

9 «Лягушонок и буква Д»

Предлог НАД.

Игра «Угадай, кого загадали»

Чтение сказки «Лягушонок и буква Д»

Физминутка на расслабление

И/у «Над нами…» с использованием «Занимательного потолка»

Рисование уголков

-развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, обозначающие пространственное расположение предметов.

-познакомить с предлогом НАД, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога НАД в речи

-учить рисовать короткие наклонные линии

1 «Сказка про букву К, которая любила ходить в гости». 

Предлог К.

Игра «Найди игрушки»

Чтение «Сказка про букву К, которая любила ходить в гости». 

Физминутка «Дождик»

И/У «Кто пришёл в гости к Буратино» с использованием прозрачного экрана.

Рисование бордюра.

-учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указанием педагога, с учетом ориентира

-познакомить с предлогом К, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога К в речи

-закрепить умение рисовать короткие наклонные линии

1 «Сказка про упрямца».

Предлог ОТ.

И/у «Спрячем и найдем»

Чтение «Сказка про упрямца»

Физминутка. Дыхательные упражнения

Зрительный диктант из счётных палочек.

Упражнение для глаз «Стрельба»

Рисование уголков

-упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве, познакомить с предлогом ОТ, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ОТ в речи

-закрепить умение рисовать короткие наклонные линии

12 «Сказка про КОТа».

Предлоги К   и  ОТ

Игра «Найди клад»

Разрезные картинки

Чтение «Сказка про КОТа».

Физминутка «Зарядка»

И/у «Куда идёт Буратино» с использованием прозрачного экрана.

Рисование бордюра.

-учить ориентироваться в пространстве, используя термины направо и налево.

-учить дифференцировать предлоги В-НА

-закрепить умение рисовать короткие наклонные линии

13 «Волшебные ножницы»Предлог ЗА. Игра «Найди свой домик»

Упражнения для глаз «Стрелы»

Чтение «Волшебные ножницы».  

Физминутка «Сначала был я маленький»

Игра «Прятки»

Рисование квадратов

-учить ориентироваться в пространстве.

-познакомить с предлогом ЗА, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ЗА в речи

-закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий.

14 «Волшебные ножницы»Предлог ПЕРЕД. Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Чтение «Волшебные ножницы».  Физминутка «Строим дом»

И/у «Поставь перед Буратино и назови» с использованием прозрачного экрана

Рисование квадрата

-формирование ориентировки ребенка в собственно теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади).

-познакомить с предлогом ПЕРЕД, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ПЕРЕД в речи

-учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нём.

15 «Падающая буква».  Предлог С. Игра «В лесу»

Чтение «Падающая буква».  

Физминутка «Беличья зарядка»

Д/и «Откуда спрыгнул котёнок», с использованием прозрачного экрана.

Упражнение для глаз «Зигзаги»

 Рисование прямоугольников

-формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на магнитной доске. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

-познакомить с предлогом С, графическим символом, упражнять в использовании предлога С в речи

-учить рисовать прямоугольник.

16 «Две змейки».   Предлог ИЗ. Игра «Найди место», с использованием «Логодомика

Чтение «Две змейки».   Физминутка «Барабан стучит –  нам шагать велит»

Д/и «Волшебный мешочек»

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий.

-формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, находить середину плоскости.

-познакомить с предлогом ИЗ, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ИЗ в речи

-закреплять умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узел.

17 «Две змейки».   Предлог ИЗ-ЗА. Игра «Снежинки», с использованием «Логодомика

Чтение «Две змейки».   Физминутка «Шофёр»

Д/и «Кто откуда выглянул» с использованием прозрачного экрана.

Рисование бордюра. 

-учить ориентироваться на листе бумаги, правильно называть верхний, нижний, середина плоскости.

-познакомить с предлогом ИЗ-ЗА, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ИЗ-ЗА в речи.

-учить рисовать бордюр из вертикальных и горизонтальных линий.

18 «Две змейки».    Предлог ИЗ-ПОД.          Игра «Назови соседей», с использованием «Логодомика

Чтение «Две змейки».   

Упражнение с грецким орехом «Спрячь орешек в кулачке»

Д/и «Что откуда достанешь»

Рисование кружков

-учить ориентироваться на листе бумаги, определять местоположение предмета относительно другого предмета.

-познакомить с предлогом ИЗ-ПОД, графическим символом.

-упражнять в использовании предлога ИЗ-ПОД в речи

-учить рисовать круги по точкам и самостоятельно.

2.3. Методы, технологии обучения

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия.

Словесные  Наглядные  Практические
Рассказывание, чтение сказок, словесные инструкции 

сообщения, беседы, диалоги, пояснения, совместное и отражённое проговаривание речевого материала, информирование и консультирование родителей

Рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность, сюрпризные моменты, проблемные предметно-практические и игровые ситуации для мотивации совместной деятельности, показ движений, игровых действий с дидактическим материалом, приёмов работы с ребёнком, фрагментов занятий и наборов дидактического материала  Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве; 

-упражнения на развитие зрительного гнозиса, 

-физминутки 

-Дидактические игры и упражнения с использованием пособий «Логодомик», «Прозрачный экран», «Занимательный потолок» 

-совместное с ребёнком выполнение.

Тип занятий: практические.

Форма проведения: занятие-игра.

2.4Описание способов, которыми обеспечивается гарантия правучастников программы

Гарантия прав участников программы обеспечивается обязанностью учителя-логопеда знать и соблюдать права участников программы, которые предусмотрены:

  • Конституцией РФ;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • СанПиН 3.3686-21
  • Федеральными, региональными и муниципальными законодательными актами;
  • Уставом и локальными актами МБДОУ Детский сад №54 «Алёнка».

Также, гарантия прав участников обеспечивается тем, что программа формируется как программа коррекционно-педагогического сопровождения,позитивной социализации и индивидуализации, развития детей дошкольного возраста.

  1. Условия реализации программы. 

Для реализации программы необходимы:

Специалисты: учитель-логопед

Методические материалы 

— Глазунова Л.В «Восемнадцать сказок про предлоги» https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/09/10/18-skazok-pro-predlogi

– Иншакова О.Б, Колесникова А.М. «Пространственно-временные представления», Издание _В.Секачёв,2006

–  Подрезова И.А. «Школа умелого карандаша». ООО «Издательство ГНОМ и Д, 2008

Материально-техническая оснащённость;

– столы и стулья; 

– пособие «Логодомик»

-пособие «Прозрачный экран»; 

– пособие «Занимательный потолок»; 

-тетради в клетку для каждого ребёнка;

-простые карандаши для каждого ребёнка;

-техническое обеспечение (магнитофон, ноутбук, электронные носители);

-игрушки, наглядный, дидактический материал.

4.Объем и срок освоения программы.

Программа реализуется в течение 9 месяцев: с сентября по май месяц и максимальная учебная нагрузка составляет 18часов. 

Форма обучения. 

Очная (Закон №273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2) 

Количество детей: в одной группе не более 6 человек. 

Режим занятий. 

Организованная образовательная деятельность проводится 1 раз в 2 недели, продолжительностью 25 мин., в соответствии с рекомендациями СанПиН от 28.01.2021 N 4

4.1 Календарный учебный график

Месяц Время проведения Неделя Тема
1 Сентябрь В

соответствии

с регламентированием

деятельности по реализации дополнительной образовательной 

общеразвивающей

программы

ДИАГНОСТИКА
1 Знакомство с предлогами
1 Предлог   В.
2 Октябрь 2 Предлог НА.
3 Ноябрь 1 Предлоги В – НА
1 Предлог ПО
4 Декабрь 1 Предлог ПОД.
1 Предлоги НА – ПОД
5 Январь 1 Предлог НАД.
1 Предлог К.
6 Февраль 1 Предлог ОТ.
1 Предлоги  К   и  ОТ
7 Март 1 Предлог ЗА.
1 Предлог ПЕРЕД.
8 Апрель 1 Предлог С.
1 Предлог ИЗ.
9 Май 1 «Две змейки».   Предлог ИЗ-ЗА.
1 «Две змейки».    Предлог ИЗ-ПОД.         
Итого 18

 

  1. Планируемые результаты. 
В результате обучения по программе ребёнок В результате обучения по программе у ребёнка
ориентируется на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. сформированы пространственные представления
воспринимает свое положение в пространстве, пространственное положение предметов, людей по отношению к собственному телу. сформировано умение перемещать различные предметы в пространстве по устной инструкции.
– ориентируется в клетке в тетради сформировано умение рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии в тетради по образцу
пользуется графическими схемами и графическими изображения предлогов. сформировано умение определять расположение предмета в окружающей обстановке относительно себя и относительно других предметов.
узнаёт и употребляет предлоги в устной речи без зрительной опоры. сформировано умение употреблять предлоги, использовать в речи предложно-падежные конструкции.

5.1 Система организации внутреннего контроля за реализацией программы: 

  • диагностический этап (первичная диагностика);
  • заполнение диагностической карты по освоению программы детей;
  • журнал посещаемости;
  • анкетирование родителей;
  • этап контрольной диагностики;
  • аналитическая справка по итогам проведения диагностики.

5.2 Оценочные материалы.

Оценочные материалы составлены на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и JI.С. Цветковой. 

Методика обследования включает использование: картинок с изображением рисунка дерева и животных вокруг него.

Ребенку предлагаются следующие задания:

  1. Понимание предлогов 
Раздел Инструкция Начало года Конец года
I. Понимание предлогов Что ты видишь над деревом?

2. Что ты видишь под деревом?

3. Кто находится на дереве?

4. Кто находится перед деревом?

5. Кто находится за деревом?

6. Кто смотрит из-за дерева?

7. Кто двигается от дерева?

8. Кто двигается к дереву?

9. Кто вылезает из-под дерева?

10. Что падает с дерева?

11. Что за отверстие в дереве?

12. Кто смотрит из дупла?

II. Употребление предлогов «Скажи…»

1. Где находится солнце?

2. Где растет гриб?

3. Где сидит белка?,

4. Где находится ежик?

5. Где прячется волк?

6. Откуда волк выглядывает?

7. Куда ползет улитка?

8. Куда идет кот?

9. Откуда вылезает крот?

10. Откуда падают листья?

11. Где сидит сова?

12. Откуда она смотрит на нас?

III. Ориентировка в «схеме собственного тела». 1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз. .

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

IV. Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив. 1. Покажи мою левую руку.

2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

3. Скажи., какой рукой я держусь за левое колено?

4. Скажи, какая из моих рук сверху?

6. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

7. Скажи, какую руку я подняла вверх?

V. Ориентировка на листе бумаги. 1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

4. Скажи, в каком углу нарисована белка?

Критерии оценивания: «+» навык сформирован; «-» навык не сформирован; «+/-»  навык формируется

5.3 Сведения о практической апробации программы на базе организации.

Программа апробирована и реализована на базе МБДУ № 54 «Алёнка» с сентября по май 2022-2023 учебного года с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Говоруши». Количество детей -12 человек.

5.4 Результаты, подтверждающие эффективность реализации программы.

Эффективность используемой программы показывает анализ обследования возможностей детей в начале и конце учебного года. Нами отмечено повышение уровня развития грамматического строя речи: употребление предлогов, предложно-падежных конструкций, уверенность действий при ориентировке в пространстве и на плоскости.

  1. Список литературы: 
  2. Алтынбаева, Е.Г.Формирование предложно-падежных конструкций и

преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и

праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] /

Е.Г. Алтынбаева// Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа:

http://logoportal.ru/statya-15319/.html.

  1. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей

[Электронный ресурс] / Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова //Режим доступа:

https://doc24693183_437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9b05e4ba37b880.

  1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.

Вузов [Электронный ресурс] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской //

Педагогическая библиотека: [сайт]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049.

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский;

под ред. В.В. Давыдова. -М.: АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.

  1. Гербова, В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в

детском саду [Текст]. Методическое руководство для воспитателей, работающих

по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. – М.:

Просвещение, 2013. – 192 с.

  1. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л. «Расскажи, что где находится 5-6 лет» ООО «Издательство «РОССМЭН-ПРЕСС», 2004
  2. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М.: Эскимо, 2011. – 288 с.
  3. Ковайкина, Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными

конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Ковайкина //

Логопед. – 2017. – №3. – С. 54-59.

  1. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений

употребления падежных окончаний существительных [Текст] / В.А. Ковшиков. –

СПб.: КАРО, 2012. –80 с.

  1. Коноваленко С.В. «Развитие познавательной активности у детей от 6-9 лет
  2. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у

дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В.

Серебрякова. – М.: Союз, 2011. – 224 с.

  1. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред.

Р.Е. Левиной.- М.: АльянС, 2014. – 368 с.

  1. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] /

Н.И. Лепская. – М.: РГГУ, 2013. – 320 с.

  1. Мишарина, О.Г. Формирование предложно — падежных конструкций у

детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г.

Мишарина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/11/23/formirovanie-predlozhnopadezhnyh-konstruktsiy-u-detey-starshego.

  1. Пронина, И.А.Формирование предложно-падежных конструкций у

дошкольников с ОНР в игровой деятельности [Электронный ресурс] / И.А.

Пронина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/07/22/formirovanie-predlozhnopadezhnykh-konstruktsiy-u-doshkolnikov-s.

60

  1. Рудакова, Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных

конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи [Текст] / Н.П. Рудакова // Логопед. 2015. №3. – С.5.

  1. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с

общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Рудакова// Логопед.2014. №5. – С.12-19.

  1. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в

системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.П.

Рудакова. – М., 2005. – 188 с.

  1. Сальникова, А.В. Приемы работы над употреблением предложнопадежных конструкций дошкольниками с ОНР [Электронный ресурс] / А.В.

Сальникова // Воспитателям.ру: [сайт]. Режим доступа:

http://vospitateljam.ru/priemy-raboty-nad-upotrebleniem-predlozhno-padezhnyxkonstrukcij-doshkolnikami-s-onr/.

20.Семаго, Н. Я. «Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие» / Айрис-пресс, 2007

  1. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный

ресурс] / Ф.А. Сохин // Педагогическая библиотека [сайт]. Режим доступа:

http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml.

  1. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст] : книга для детей и родителей /
  2. Филатова И. А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2000.
  3. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи [Текст] / Т.Б.

Филичева // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.

дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Аналитическая справка по результатам проведения логопедического

обследования детей старшей группы «Б» компенсирующей направленности «Говорушки» МБУ детского сада №54 «Алёнка» г. о. Тольятти

на май 2022-2023 учебного года

        В период с 9.05.2022 г. по 27.05.2022 г. учителем-логопедом была проведена итоговая диагностика состояния устной речи детей старшей группы «Б» компенсирующей направленности «Говорушки», МБУ детского сада №54 «Алёнка».

        Цель: определить уровень речевого развития, проследить динамику речевого развития, оценить эффективность проведённой коррекционно-логопедической работы, определить негативные и позитивные факторы, влияющие на динамику речевого развития детей данной группы.

В исследовании приняли участие 12 воспитанников (100%) 5-6 лет 

В качестве диагностического инструментария использовалась 

– Речевая карта для проведения обследования в старшей группе ДОУ. Мазанова Е.В. –М: ГНОМ.2019.

– Речевая карта для проведения обследования в старшей группе ДОУ. Мазанова Е.В. –М: ГНОМ.2019.

Данная диагностика состоит из 6-ти проб, которые включают исследование:

-Фонетической стороны речи;

-Слогового анализа и синтеза;

-Фонематического восприятия;

-Пассивного и активного словаря;

-Грамматического строя речи;

-Связной речи;

Максимальное количество за выполнение каждой пробы составляет 100 баллов, что соответствует 100% успешности.

Уровневая система оценки

Уровень успешности Диапазон значений
I–оптимальный 100 % – 80 %, при звукопроизношении – 100 %
II – допустимый 100 % – 80 %, при звукопроизношении ниже 100%, фонематические процессы ниже 80 %
III – потенциально возможный 79,9 % – 66 %
IV – критический 65,9 % – 50 %
V – недопустимый 49,9 % – и ниже

В ходе выполнения заданий заполнены протоколы исследования, далее составлены индивидуальные профили каждого ребёнка с последующим определением уровня успешности в речевом развитии

Согласно диагностическим данным на 27.05.2023 г. оформлены следующие уровни успешности (протоколы представлены в индивидуальных картах развития).

 

Фамилия, имя ребёнка Дата рождения Уровень успешности на начало года Уровень успешности на конец года
А Г 15.07.2017 V III
Б Д 03.12.2017 IV III
Б Г 02.11.2016 IV III
В С  26.07.2017 VI III
Г Д  26.05.2017 IV III
З Р  28.07.2017 IV III
О  20.06.2017 V III
С Л 12.10.2017 V III
С М 07.02.2017 IV III
Ф С  26.05.2017 V V
Щ Д 08.07.2017 V III
Ю Б 26.05.2017 V IV

Анализ индивидуальных профилей показывает, что положительная динамика наблюдается у большинства детей: у 91% (11 чел.) уровень успешности повысился, у 9% (1 чел.) уровень не изменился, однако средний показатель речевого развития увеличился у С Ф. с 31% до 46%. У ребёнка вырос процент развития пассивного, активного словаря, грамматического строя речи, связной, однако уровень фонематического, слогового анализа и синтеза, фонетического развития находится на низком уровне. 

Средние показатели проведённой диагностики воспитанников по каждому из параметров изменились следующим образом: 

Параметры Средние показатели на начало года Средние показатели на конец года
Фонетическая стороны речи 59% 81%
Слоговой анализ и синтез 34% 73%
Фонематическое восприятие 51% 85%
Пассивный и активный словарь 64% 81%
Грамматический строй речи 66% 80%
Связная речь 30% 53%

Количественные данные представлены в приложении.

Качественный анализ приведённых выше данных показывает, наибольшую динамику в развитии фонетической стороны (81%), фонематического восприятия (85%), грамматического строя речи (80%), пассивного и активного словаря (81%). Наименьшее развитие развитии слогового анализа и синтеза (73%), связной речи (53%). 

Относительно невысокий рост уровня развития отдельных компонентов у детей обусловлены отягощением неврологической симптоматикой, наличием диагнозов «Дизартрия» (С. Ф. Г. А., Д. Г.), частые отсутствия детей в ДОУ, отказы от посещения рекомендуемых ПМПк специалистов, не выполнение домашних заданий.

На основании итоговой диагностики продолжить коррекционно-логопедическую работу по развитию всех компонентов речи с учетом индивидуальных возможностей детей в организованной образовательной деятельности (подгрупповые и индивидуальные занятия), совместной деятельности, в ходе режимных моментов с опорой на  «Адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования  МБУ детский сад №54 «Алёнка» городского округа Тольятти».

Скоординировать работу специалистов по преодолению выявленных особенностей развития.

Продолжить взаимодействие с родителями воспитанников, с целью их участия в речевом развитии с целью повышения коррекционно-педагогической компетентности в работе с детьми низкого уровня речевого развития. 

Родителям детей продолжить рекомендовать наблюдение у невролога;

         По результатам итоговой диагностики сделаны следующие выводы: 

  • Уделить внимание развитию всех компонентов речевого развития с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей.
  • Скоординировать работу специалистов ДОУ по коррекции недостатков речевого развития.
  • Спланировать и провести консультации по повышению психолога – педагогической компетентности родителей в вопросах взаимодействия с ребёнком с патологией речи, соблюдении речевого режима дома.
  • Индивидуальные консультаций с родителями о необходимости своевременного посещении специалистов, рекомендуемых ПМПК
  • Провести индивидуальные беседы с родителями воспитанников о соблюдении режима ДОУ.

 

31.05..2023г.

Учитель-логопед: Ригович Е.В.