Приемы работы с тестом на уроках литературы.Приём «Студия дубляжа». Приём «Студия звукописи».

ФИО: Попрушко В.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3027
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Приемы работы с тестом на уроках литературы.Приём «Студия дубляжа». Приём «Студия звукописи».
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



  Виктория Николаевна Попрушко, 

учитель русского языка и литературы 

МБОУ  «Северо-Любинская СОШ имени А. М, Литвинова»

                      Приемы работы с тестом на уроках литературы

Приём «Студия дубляжа»

Описание приёма Прием «Студия дубляжа» подходит для уроков литературы в 9-11 классах.  

Цель приема – создать   благоприятные условия для понимания и анализа текста литературного произведения через нестандартные формы работы с текстом.

Для такого вида работы предпочтительнее выбирать фрагменты экранизаций (отечественных или зарубежных)   литературных  произведений, в которых есть титры на иностранном языке или отсутствует перевод на русский язык.   Если таких фрагментов нет, то можно убрать звук, заменив его фоновой музыкой (программы «Видеоредактор», «Видеомонтаж»  и др)

Примерное содержание предмета, на котором можно использовать приём Литература, 10 класс. «Война и мир»                                 Л. Н, Толстого  («Война и мир», 2007, Россия, Франция, Германия, Италия и Польша):

  •  Первый бал Наташи Ростовой;
  •  Сцена прощания князя Андрея и княжны Марьи. 
  1. Класс. «Герой нашего времени»                                     М. Ю. Лермонтова:
  • Дуэль Печорина и Грушницкого. 
  1. Класс. «Евгений Онегин»  А. С. Пушкина 
  • Онегин встречает на балу Татьяну

 

Необходимое оборудование для использования приёма Мультимедийная установка или интерактивная доска для демонстрации фрагментов фильмов
Примерные задания для обучающихся в рамках использования приёма Первый бал Наташи Ростовой

  1. Просмотрите внимательно следующий фрагмент из мировой экранизации и выполните следующие задания. В этом фрагменте герои, как и положено русской аристократии 19 века, общаются на французском. 
  •  Пьер встречает Андрея на балу. Они беседуют на французском. Проанализируйте мимику героев, интонацию речи и подберите из текста те фразы, которые уместны будут для дубляжа  данного фрагмента. 
  • Посмотрите на поведение Наташи Ростовой на балу. Какие фразы из ее размышлений вы можете отнести к этому фрагменту?
  • О чем думает Наташа, когда замечает, что к ним  направляется Болконский?
  •  В какой момент кн. Андрей  загадывает, что Наташа станет его женой?
  1. Сцена прощания князя Андрея и княжны Марьи («Война и мир», 10 класс)
  •   Какие реплики героев вы взяли бы из текста для дублирования этого фрагмента?
  • Какая деталь в фильме не соответствует оригинальному тексту? ( у Толстого Марья протягивает Андрею образок; в фильме – крестик). Подумайте, как можно озвучить этот фрагмент, не делая акцент на данном различии?
  1. 9 класс. Дуэль Печорина  и Грушницкого 
  • (При демонстрации фрагмента отключить звук.)  Вашему вниманию сейчас будет предоставлен фрагмент из экранизации произведения «Герой нашего времени». Но речь героев вы не услышите, зато есть титры. Правда, на английском. Прочитайте их внимательно. Определите, о чем говорят герои. Попробуйте выполнить перевод, близкий к стилю Лермонтова, и озвучить видеофрагмент.
  • Найдите данный эпизод в тесте. Сравните свой перевод и текст Лермонтова.  В чем была трудность этой работы?

Онегин на балу встречает Татьяну

Просмотрите фрагмент, в котором встречает на балу Татьяну.  С каких строк вы начнете озвучивать этот фрагмент?  Все ли реплики диалогов между героями возьмем для озвучивания?  Что чувствует Онегин при встрече с Татьяной? Почему? 

Деятельность обучающихся, способствующая развитию креативного мышления
  • Творческий подход к решению поставленной задачи способствует развитию креативного мышления  у детей. При выполнении такого вида работы с текстом   приемом выдвижения идей служит «мозговой штурм», потому что дети нацелены на поиск нестандартных решений задания.  Подобные упражнения    позволяют   совершенствовать навыки выразительного чтения, умения работать с текстом, находить нужные фрагменты; проводить стилистический и языковедческий анализы тестов. Помимо этого, ребята учатся разрабатывать возникшие идеи  и решать нестандартные задачи. 

 

 Приём «Студия звукописи»

Описание приёма Прием «Студия звукозаписи» подходит для уроков литературы в 5 классе. 

Цель приема –  формировать читательскую компетенцию через нестандартные формы работы с текстом.

Для данного вида работы лучше всего подходят фрагменты отечественных мультфильмов. Суть приема заключается в том, что ребятам предлагается попробовать себя в качестве актеров озвучки мультипликационных фильмов. Фрагменты не стоит брать слишком большие, одной-двух минут достаточно. Первый фрагмент следует демонстрировать с оригинальным звуком, чтобы ребята обратили внимание на особенности озвучивания, например, текст берется не полностью; между фразами делаются большие паузы и т.д.

Потом ребятам предлагается повторить озвучивание фрагмента. После демонстрируется уже фрагмент другой без звука. Ребята должны найти его в тексте, подумать, с какой интонацией следует  прочитать;  где необходимы паузы и т.д.  

 Данный прием   учит детей   работе с текстом, позволяет отрабатывать у пятиклассников навыки выразительного чтения, способствует развитию гибкости мышления.

  

Примерное содержание предмета, на котором можно использовать приём
  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (по одноименной сказке А. С. Пушкина),
  2. «Двенадцать месяцев» ( по пьесе- сказке    С.Я. Маршака) 

 Данные мультфильмы практически не имеют расхождений с литературными источниками, что значительно расширяет круг материала, который можно использовать на уроке.

Необходимое оборудование для использования приёма Мультимедийная установка или интерактивная доска для демонстрации фрагментов фильмов
Примерные задания для обучающихся в рамках использования приёма
  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»                  А. С. Пушкина.

Перед демонстрацией мультфильма  предложить определить, какой именно фрагмент  будет показан. (звук отключить) Версию доказать текстом.  Потом можно  проверить правильность ответов, просмотрев фрагмент еще раз со  звуком. Далее предложить прочитать выразительно этот фрагмент, как актеры. Затем    пусть ребята попробуют себя в роли актеров озвучивания мультфильмов. Для этого демонстрировать фрагменты без слов (убрать звук либо  подобрать фрагменты без  слов)

(- Ребята,  я хочу предложить вам просмотреть  один мультфильм. (Фрагмент демонстрируется без звука)

-Что не так  с этим мульфильмом?

-Как вы считаете, какие слова могут  звучать в этом фрагменте? Проверим?

-А вы сами хотели бы себя попробовать в роли актера, который озвучивает мультфильмы? Давайте попробуем.)

Деятельность обучающихся, способствующая развитию креативного мышления Творческий подход к решению поставленной задачи  способствует развитию креативного мышления  у детей. При выполнении такого вида работы с текстом   приемом выдвижения идей служит «мозговой штурм», потому что дети нацелены на поиск нестандартных решений задания.  
Дополнительный ресурс