Учебно-методическое пособие “Формы контроля по географии”, 5 класс

ФИО: Дмитриев В.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3030
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Учебно-методическое пособие "Формы контроля по географии", 5 класс
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г.Твери

 учитель географии Дмитриев В.Б.

Формы контроля  по географии 5 класс

 

номер тема урока форма контроля
1 Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления Как вы думаете, могла ли география получить другое название?
Географические объекты -относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря  Географические явления- природные явления, которые происходят в  4 оболочках Земли 
Вопросы:  Что это такое?  Вопросы:  Что это такое? 
Где это находится?  Где это находится? 
Как это выглядит?  Как это выглядит? 
Почему это происходит? 
Географические приборы:

Географический прибор  Для чего используется  История прибора 
2 Географические методы изучения объектов и явлений.  Практическая работа № 1. “Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных”

  (10 предложений: доказать, что наступила осень)

3 Представления о мире в древности.  Практическая работа № 2.  Сравнение карт Эратосфена и Птолемея 

Приготовить краткие сообщения о географах  и путешественниках  Древнего  мира, Древней Греции (о его вкладе в развитие географических знаний.

4 География в эпоху Средневековья
Время открытия Исследователь/путешественник Главные итоги путешествия

Карт/тренинг  «Путешествие  А.Никитина»: на к/ карту нанести путь Аф. Никитина – красным цветом; подписать географ. объекты: океаны, моря, заливы, реки,(синим цветом) полуострова, города (чер.цветом)

5 Эпоха Великих географических открытий Карт/тренинг  «Великие географические открытия» 

2.    На контурной карте нанести путешествия Хр. Колумба (синей гелиевой ручкой) и Ф. Магеллана (черной гелиевой ручкой), подписав географические объекты маршрута путешествия (водные объекты –синим цветом, объекты суши – черным цветом).

6 Первое кругосветное плавание. Карта мира после эпохи Великих географических открытий 1.Объясните, почему путь в Индию, открытый экспедицией Васко да Гамы, назывался «восточным», а путь, которым плыл Х.Колумб – «западным»?

2.Сравните длину путей в Индию по «Дороге специй» (через Средиземное и Красное море) и маршрут Васко да Гамы. Объясните преимущества морского пути. (Мусульманское господство над маршрутом торговли специями вынудило европейцев искать обходные пути, что, в конечном итоге, привело к эпохе великих географических открытий.)

7 Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии Какой подвиг совершил Джеймс Кук? 

Что продолжал искать Джеймс Кук? 

Что сделал Миклухо-Маклай для географии?

Почему Миклухо-Маклай является великим ученым?

8 Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция Опишите по карте маршрута первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского: перечислите географические объекты
9 Географические исследования в ХХ в. Географические открытия Новейшего времени.  Как изучают Землю сегодня? Какие  научные методы вы знаете?

Практическая работа № 3. “Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды”

10 Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки Чем географическая карта отличается от других способов изображения земной поверхности?

Составить план дачного участка

11 Масштаб. Способы определения расстояний на местности.  Практическая работа № 4. “Определение направлений и расстояний по плану местности”

Начертить в масштабе  1: 100000  Реку, длиной 5 км   Шоссе, длиной 3,5 км   Тропинку, длиной 4,3 км   Озеро, длиной 1,5 км, шириной 0,5 км

Задача № 1. Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе: 

а) 1:100 000 000;  б) 1:200 000 000? Ответ дайте в сантиметрах. 2,4 (см)

№ 2. Какая длина реки, если на карте ее длина 6 см 3 мм, а масштаб карты 1: 1 000 000? Ответ дайте в километрах. 63(км)

12 Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности Географический диктант:  масштаб 1: 10000

А=0 – 300 м – ж/д станция  (школа)

А=45 – 450 м –ключ (озеро)

А=205 – 200м – куст (одинокая ель)

А=265 – 500 м – яма (карьер)

А=300 – 370 м- металлический мост (деревянный мост).

13 Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф Задание:

Начертить холм, высотой 350 м, западный склон крутой, восточный склон пологий. Горизонтали провести через  100 м.

Начертить 2-вершинный холм, высота одной вершины 157 м, второй – 425 м, западный склон пологий, восточный склон крутой. Горизонтали провести через  100 м

14 Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.  Практическая работа № 5. “Составление описания маршрута по плану местности”.

1. Перечислить объекты в городе Снов.

  2. Определить расстояние в километрах между Михалино и свх. (совхоз) Беличи по улучшенной дороге и по грунтовой дороге. Высчитать  разницу в километрах.

 3. Определить  примерную длину  реки Андога, направление  ее течения, характер берегов.

 4. Найти самую высокую и самую низкую точки на плане местности и записать отметку высоты и название точек.

 5. Перечислить все водные объекты.

 6 . Составить описание  озера Черное:   протяженность, впадающие реки, характер берегов, отметки глубин

15 Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты
Преимущества глобуса в изображении земной поверхности  Недостатки глобуса в изображении земной поверхности 
16 Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Географические координаты. “ Практическая работа № 6.”Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.

 Определить географические координаты всех вулканов на карте полушарий.

Построение  фигур по координатам : 1 клетка- 10º (последовательно отмечаем точки на координатной сетке в тетради)

10 ю.ш.20 з.д.

10 ю.ш.30 в.д.

30 ю.ш.20 в.д.

30 ю.ш.40 з.д.

10 ю.ш. 60 з.д.

10 ю.ш. 20 з.д.

60 с.ш. 20 з.д.

30 с.ш. 20 в.д.       / кораблик/

17 Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети.  Практическая работа № 7.  “Определение направлений и расстояний по карте полушарий” 

Определить расстояние и азимут: 

  • От Москвы до С-Петербурга (600 км А=320)
  • От Москвы до Мурманска (1500 км. А=353)
  • От Москвы до Берингова пролива (7000 км А=25)
  • От Лондона до Суэцкого канала (3150 км  Ю-В)
  • от Лондона до о.Святой Елены (9000 км Ю)
  • От Лондона до вулкана Ключевская Сопка (10170 км В)
  • От Лондона до г.Джомолунгма (7360 ,  Ю-В)
18 Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин На к/к методом послойной окраски  нанести рельеф России.

Что такое высота точки земной поверхности? (абсолютная выоста)

Чем измеряют уровень Земли? (нивелир)

19 Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.  Чем карты отличаются от планов местности?
20 Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по разделу “Изображения земной поверхности” Масштаб: в 1 см- 100 м Построение  маршрутной съемки местности:

Выйдя из школы, мы двинулись грунтовой дорогой  по А=0º , прошли 300 м  через фруктовый сад 

до проселочной дороги и по А=45º пройдя 250 м лугом  достигли берега реки Великая, которая течет с  С-З на Ю-В и имеет ширину 100 м. 

Прошли по деревянному мосту по А=90º  через 450 м проселочной дорогой по редколесью  добрались до  озера Светлое, которое вытянут  в длину с севера на юг на 300 м, имеет ширину 150 м,  правый берег озера  зарос кустарником, левый берег – песчаный,  на юг от озера виднелось болото.

Взяли азимут 300º прошли 550 м грунтовой дорогой  через вырубленный лес до домика лесника, пополнили запасы воды из колодца. 

Прошли А=0º  через еловый лес грунтовой дорогой  350 м до шоссе вдоль которой шла линия электропередач.

А=270º прошли 200 м, вышли на ж/д станцию, рядом с которой находился песчаный карьер

21 Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия Составить  краткое сообщение об одном из созвездий  нашей Галактики.

Географическая задача:

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и  пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, глубиной 11 000 км и окажусь ближе к центру Земли». Полярник сказал: Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: «Я пробурю скважину, глубиной 14 км и буду ближе всех к центру». Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде, высота которой 3 км и высота ледового щита  еще 3 км. 

Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. 

22 Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния Что у Земли общего с другими планетами, в чем ее уникальность?  

Привести:

  • Доказательства вращения Земли: 
  • Географические следствия вращения земли вокруг своей оси:

Сделать мини-сообщения о  праздновании  славянами  основных/ важнейших дат времен года (обряды, ритуалы).

Сообщения как отмечаются дни зимнего/летнего солнцестояния в разных странах

23 Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги На контурной карте цветовым фоном показать расположение поясов освещенности:

   Тропический – красным цветом

Умеренные  – зеленым цветом

                                                               Полярные –  синим цветом.

Подписать тропики и полярные круги

24 Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.  Практическая работа №8. “Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России”

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

1) Температура воздуха изменяется в течение суток.

2) В европейской части России температура воздуха повышается при движении с севера на юг.

3) Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения.

4) Высота Солнца уменьшается при движении от экватора к полюсам.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые проводят на географических площадках. 23 сентября в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице.

Пункт наблюдения Географические координаты пункта наблюдения Высота Солнца над горизонтом Температура воздуха, °С Время наблюдения (московское)
Волгоград 49° с.ш. 45° в.д. 41° +14 14 ч. 00 мин.
Тамбов 53° с.ш. 42° в.д. 37° +15 13 ч. 48 мин.
Вологда 59° с.ш. 39° в.д. 31° +14 13 ч. 36 мин.
Нижний Новгород 56° с.ш. 44° в.д. 34° +12 13 ч. 56 мин.

Пояснение: При движении от экватора к полюсам уменьшается высота Солнца над горизонтом. Ближе всего к экватору Волгоград. Высота Солнца над горизонтом составляет 41 градус. Далее к северу: Тамбов — 37, Нижний Новгород — 34, Вологда — 31 градус.

 Правильный ответ указан под номером 4.

25 Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме “Земля — планета Солнечной системы” «Характеристика видов движения Земли  и их географические следствия

Вид движения Характеристика  движения Географические следствия движения Земли
1. суточное/осевое, вокруг своей оси
2. годовое/ орбитальное, вокруг Солнца

Формулирование вывода: 

Проект   Влияние Солнца и Луны на планету Земля.

26 Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли Сделать  МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ

Выберите размер вашей модели Земли,  определите толщину  и цвет каждой части модели, 

сделайте ядро, мантию и земную кору (земная кора синего и коричневого цвета – материки и океаны ). Вырежьте «дольку», чтобы был виден внутренний состав вашей Земли.

27 Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород Почему горных пород так много?

 Как в древности люди использовали камни?

Почему на Земле различные минералы и горные породы встречаются не повсюду?

28 Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений.  Почему земная поверхность неровная?

Мини-сообщения «Живые сейсмографы» (растения и животные, предсказывающие  землетрясения)

Мини-сообщения «Как в древности в разных странах объясняли грозные явления природы

Нанести на  контурную карту  местоположение вулканов Земли (черной звездочкой показать местоположение, черной гелиевой ручкой подписать название вулкана).

Задача:

Подсчитайте, на сколько км удалится Австралия от Южной Америки за 10 млн. лет, если скорость движения литосферных плит 3см в год.

29 Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил Почему  земная поверхность с течением времени изменяется? 

Задачи: 

Представьте себе, что ваша местность поднимается в среднем на 10 мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она поднимется через 100 лет. Что будет с вашей местностью через 1000 лет, если она будет подниматься с такой же скоростью? 

Представьте себе, что ваша местность опускается в среднем  на 5 мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она опустится за 100 лет. Что будет с вашей местностью через 1000 лет, если она будет опускаться с такой же скоростью?

30 Рельеф земной поверхности и методы его изучения.  Практическая работа № 9.”Описание горной системы или равнины по физической карте”  Описание горной системы мира:

                        1.название Анды Урал
2.на каком материке и в какой его части расположена
3.между какими параллелями и меридианами 
4.средняя высота,

 максимальная высота,

 название вершины, 

координаты вершины

тип гор

5.В каком направлении простираются

Протяженность гор, в км

6.Какие объекты расположены рядом по сторонам горизонта

Характеристика крупнейших равнин мира

1.название Восточно-Европейкая
2.на каком материке и в какой его части расположена
3.между какими параллелями и меридианами 
4.тип равнины 

 средняя высота,

 максимальная высота,

формы рельефа

5.В каком направлении вытянута

Протяженность , в км

6.Какие объекты расположены рядом по сторонам горизонта
31 Человек и литосфера Верно ли утверждение, что в будущем сила воздействия человека на мир земной тверди будет возрастать? Почему?
32 Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы по происхождению Почему дно Океана неровное?

 Какой рельеф дна в Тихом океане?

33 Резервный урок. Контрольная работа по теме “Литосфера — каменная оболочка Земли” Диагностическая работа по теме «Литосфера»
34 Сезонные изменения.  Практическая работа № 10.  «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» Летнее задание: сделать фотографии крупных форм рельефа