Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г.Твери
учитель географии Дмитриев В.Б.
Формы контроля по географии 5 класс
номер | тема урока | форма контроля | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления | Как вы думаете, могла ли география получить другое название? | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Географические приборы:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Географические методы изучения объектов и явлений. | Практическая работа № 1. “Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных”
(10 предложений: доказать, что наступила осень) |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Представления о мире в древности. | Практическая работа № 2. Сравнение карт Эратосфена и Птолемея
Приготовить краткие сообщения о географах и путешественниках Древнего мира, Древней Греции (о его вкладе в развитие географических знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 | География в эпоху Средневековья |
Карт/тренинг «Путешествие А.Никитина»: на к/ карту нанести путь Аф. Никитина – красным цветом; подписать географ. объекты: океаны, моря, заливы, реки,(синим цветом) полуострова, города (чер.цветом) |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Эпоха Великих географических открытий | Карт/тренинг «Великие географические открытия»
2. На контурной карте нанести путешествия Хр. Колумба (синей гелиевой ручкой) и Ф. Магеллана (черной гелиевой ручкой), подписав географические объекты маршрута путешествия (водные объекты –синим цветом, объекты суши – черным цветом). |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Первое кругосветное плавание. Карта мира после эпохи Великих географических открытий | 1.Объясните, почему путь в Индию, открытый экспедицией Васко да Гамы, назывался «восточным», а путь, которым плыл Х.Колумб – «западным»?
2.Сравните длину путей в Индию по «Дороге специй» (через Средиземное и Красное море) и маршрут Васко да Гамы. Объясните преимущества морского пути. (Мусульманское господство над маршрутом торговли специями вынудило европейцев искать обходные пути, что, в конечном итоге, привело к эпохе великих географических открытий.) |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии | Какой подвиг совершил Джеймс Кук?
Что продолжал искать Джеймс Кук? Что сделал Миклухо-Маклай для географии? Почему Миклухо-Маклай является великим ученым? |
||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция | Опишите по карте маршрута первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского: перечислите географические объекты | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Географические исследования в ХХ в. Географические открытия Новейшего времени. | Как изучают Землю сегодня? Какие научные методы вы знаете?
Практическая работа № 3. “Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды” |
||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки | Чем географическая карта отличается от других способов изображения земной поверхности?
Составить план дачного участка |
||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Масштаб. Способы определения расстояний на местности. | Практическая работа № 4. “Определение направлений и расстояний по плану местности”
Начертить в масштабе 1: 100000 Реку, длиной 5 км Шоссе, длиной 3,5 км Тропинку, длиной 4,3 км Озеро, длиной 1,5 км, шириной 0,5 км Задача № 1. Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе: а) 1:100 000 000; б) 1:200 000 000? Ответ дайте в сантиметрах. 2,4 (см) № 2. Какая длина реки, если на карте ее длина 6 см 3 мм, а масштаб карты 1: 1 000 000? Ответ дайте в километрах. 63(км) |
||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности | Географический диктант: масштаб 1: 10000
А=0 – 300 м – ж/д станция (школа) А=45 – 450 м –ключ (озеро) А=205 – 200м – куст (одинокая ель) А=265 – 500 м – яма (карьер) А=300 – 370 м- металлический мост (деревянный мост). |
||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф | Задание:
Начертить холм, высотой 350 м, западный склон крутой, восточный склон пологий. Горизонтали провести через 100 м. Начертить 2-вершинный холм, высота одной вершины 157 м, второй – 425 м, западный склон пологий, восточный склон крутой. Горизонтали провести через 100 м |
||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения. | Практическая работа № 5. “Составление описания маршрута по плану местности”.
1. Перечислить объекты в городе Снов. 2. Определить расстояние в километрах между Михалино и свх. (совхоз) Беличи по улучшенной дороге и по грунтовой дороге. Высчитать разницу в километрах. 3. Определить примерную длину реки Андога, направление ее течения, характер берегов. 4. Найти самую высокую и самую низкую точки на плане местности и записать отметку высоты и название точек. 5. Перечислить все водные объекты. 6 . Составить описание озера Черное: протяженность, впадающие реки, характер берегов, отметки глубин |
||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Географические координаты. “ | Практическая работа № 6.”Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
Определить географические координаты всех вулканов на карте полушарий. Построение фигур по координатам : 1 клетка- 10º (последовательно отмечаем точки на координатной сетке в тетради) 10 ю.ш.20 з.д. 10 ю.ш.30 в.д. 30 ю.ш.20 в.д. 30 ю.ш.40 з.д. 10 ю.ш. 60 з.д. 10 ю.ш. 20 з.д. 60 с.ш. 20 з.д. 30 с.ш. 20 в.д. / кораблик/ |
||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. | Практическая работа № 7. “Определение направлений и расстояний по карте полушарий”
Определить расстояние и азимут:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин | На к/к методом послойной окраски нанести рельеф России.
Что такое высота точки земной поверхности? (абсолютная выоста) Чем измеряют уровень Земли? (нивелир) |
||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. | Чем карты отличаются от планов местности? | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по разделу “Изображения земной поверхности” | Масштаб: в 1 см- 100 м Построение маршрутной съемки местности:
Выйдя из школы, мы двинулись грунтовой дорогой по А=0º , прошли 300 м через фруктовый сад до проселочной дороги и по А=45º пройдя 250 м лугом достигли берега реки Великая, которая течет с С-З на Ю-В и имеет ширину 100 м. Прошли по деревянному мосту по А=90º через 450 м проселочной дорогой по редколесью добрались до озера Светлое, которое вытянут в длину с севера на юг на 300 м, имеет ширину 150 м, правый берег озера зарос кустарником, левый берег – песчаный, на юг от озера виднелось болото. Взяли азимут 300º прошли 550 м грунтовой дорогой через вырубленный лес до домика лесника, пополнили запасы воды из колодца. Прошли А=0º через еловый лес грунтовой дорогой 350 м до шоссе вдоль которой шла линия электропередач. А=270º прошли 200 м, вышли на ж/д станцию, рядом с которой находился песчаный карьер |
||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия | Составить краткое сообщение об одном из созвездий нашей Галактики.
Географическая задача: Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, глубиной 11 000 км и окажусь ближе к центру Земли». Полярник сказал: Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: «Я пробурю скважину, глубиной 14 км и буду ближе всех к центру». Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде, высота которой 3 км и высота ледового щита еще 3 км. Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. |
||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния | Что у Земли общего с другими планетами, в чем ее уникальность?
Привести:
Сделать мини-сообщения о праздновании славянами основных/ важнейших дат времен года (обряды, ритуалы). Сообщения как отмечаются дни зимнего/летнего солнцестояния в разных странах |
||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги | На контурной карте цветовым фоном показать расположение поясов освещенности:
Тропический – красным цветом Умеренные – зеленым цветом Полярные – синим цветом. Подписать тропики и полярные круги |
||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. | Практическая работа №8. “Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России”
Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные? 1) Температура воздуха изменяется в течение суток. 2) В европейской части России температура воздуха повышается при движении с севера на юг. 3) Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения. 4) Высота Солнца уменьшается при движении от экватора к полюсам. Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые проводят на географических площадках. 23 сентября в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице.
Пояснение: При движении от экватора к полюсам уменьшается высота Солнца над горизонтом. Ближе всего к экватору Волгоград. Высота Солнца над горизонтом составляет 41 градус. Далее к северу: Тамбов — 37, Нижний Новгород — 34, Вологда — 31 градус. Правильный ответ указан под номером 4. |
||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме “Земля — планета Солнечной системы” | «Характеристика видов движения Земли и их географические следствия
Формулирование вывода: Проект Влияние Солнца и Луны на планету Земля. |
||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли | Сделать МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ
Выберите размер вашей модели Земли, определите толщину и цвет каждой части модели, сделайте ядро, мантию и земную кору (земная кора синего и коричневого цвета – материки и океаны ). Вырежьте «дольку», чтобы был виден внутренний состав вашей Земли. |
||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород | Почему горных пород так много?
Как в древности люди использовали камни? Почему на Земле различные минералы и горные породы встречаются не повсюду? |
||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. | Почему земная поверхность неровная?
Мини-сообщения «Живые сейсмографы» (растения и животные, предсказывающие землетрясения) Мини-сообщения «Как в древности в разных странах объясняли грозные явления природы Нанести на контурную карту местоположение вулканов Земли (черной звездочкой показать местоположение, черной гелиевой ручкой подписать название вулкана). Задача: Подсчитайте, на сколько км удалится Австралия от Южной Америки за 10 млн. лет, если скорость движения литосферных плит 3см в год. |
||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил | Почему земная поверхность с течением времени изменяется?
Задачи: Представьте себе, что ваша местность поднимается в среднем на 10 мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она поднимется через 100 лет. Что будет с вашей местностью через 1000 лет, если она будет подниматься с такой же скоростью? Представьте себе, что ваша местность опускается в среднем на 5 мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она опустится за 100 лет. Что будет с вашей местностью через 1000 лет, если она будет опускаться с такой же скоростью? |
||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Рельеф земной поверхности и методы его изучения. | Практическая работа № 9.”Описание горной системы или равнины по физической карте” Описание горной системы мира:
Характеристика крупнейших равнин мира
|
||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Человек и литосфера | Верно ли утверждение, что в будущем сила воздействия человека на мир земной тверди будет возрастать? Почему? | ||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы по происхождению | Почему дно Океана неровное?
Какой рельеф дна в Тихом океане? |
||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Резервный урок. Контрольная работа по теме “Литосфера — каменная оболочка Земли” | Диагностическая работа по теме «Литосфера» | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Сезонные изменения. | Практическая работа № 10. «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» Летнее задание: сделать фотографии крупных форм рельефа |