Социально – значимый проект для детей инвалидов и детей с ОВЗ «Новогодние чудеса!»

ФИО: Храмова Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3044
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Социально - значимый проект для детей инвалидов и детей с ОВЗ «Новогодние чудеса!»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»

Муниципальное бюджетное учреждение 

дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

Социально – значимый проект для детей инвалидов 

и детей с ОВЗ «Новогодние чудеса!»

Руководитель проекта:

                                                                                        Храмова Лариса Александровна

р.п. Вача

2023 год

Жизнь дана на добрые дела. 

Актуальность проекта.

    В Вачском муниципальном округе в 2023 году зарегистрировано 61 ребенок  инвалид, это не считая детей с ограниченными возможностями здоровья, которым статус ребенок-инвалид не установлен.

Каждый ребенок с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья требует к себе особого отношения.

Известно, что в силу своего состояния здоровья такие дети не всегда могут посещать образовательные учреждения.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку-инвалиду и ребенку с ОВЗ своего индивидуального пути развития с учётом его интересов, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, создает ему “ситуацию успеха».

Зачастую работа с такими ребятами носит разовый характер, акции и праздники, для детей данной категории. На таких мероприятиях дети зачастую чувствуют себя гостями или зрителями, что ведет к низкой социализации детей данной категории.

Эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение работы по созданию условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Данный проект подтвердит, что все дети должны расти и развиваться вместе, не делясь на больных и здоровых.

Наш проект позволит им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В ходе реализации проекта ребята узнают много нового и интересного о самом волшебном празднике – Новый год.

Цель проекта: развитие творческих и интеллектуальных способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, приобщение их к культуре и истории России через знакомство с традициями празднования Нового года.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести опрос детей по теме: «История Нового года в России»
  2. Создать инициативную группу по реализации проекта.
  3. Изучить материал по теме проекта.
  4. Разработать план мероприятий по реализации проекта.
  5. Подготовить не обходимый материал для интерактивных занятий и мастер-классов.
  6. Снизить изоляцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
  7. Организовать творческую досуговую деятельность детей данной категорий.
  8. Усилить волонтерскую работу в районе.
  9. Провести анализ результатов работы.

Проект включает три направления:

  • формирование культуры общения детей разных категорий;
  • формирование способности к самопознанию и позитивного отношения к себе;
  • формирование социально значимых качеств, таких как любовь к Родине, уважение, взаимопонимание и взаимоподдержка.

Проект охватывает все возрастные группы, от 6 до18 лет.

Проект реализуется в соответствии следующих принципов:

  • Мотивационная готовность. Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности детей и подростков в работе
  • Принцип возрастного соответствия – содержание, формы и методы работы должны соответствовать психологическим особенностям детей
  • Принцип физиологического соответствия – содержание, формы и методы работы должны соответствовать особенностям состояния здоровья детей

Данный проект может использоваться в общеобразовательных учреждениях, на базе учреждений дополнительного образования, в детских домах и общественных организациях по работе с детьми-инвалидами.

Целевая группа: дети и подростки 6-18 лет Вачского муниципального округа.

Место реализации проекта: МБУ ДО «ЦДТ»

Партнеры проекта:

  • Педагоги МБУ ДО «ЦДТ», ГКОУ «Вачская коррекционная школа-интернат»
  • Родители
  • ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Вачского округа»
  • Администрация Вачского муниципального округа

Миссия проекта: – познакомить с традициями празднования Нового года в России, через творческую деятельность. Социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ через совместную работу.

Сроки реализации проекта:

Проект рассчитан на 2 месяца, с декабря 2023 года по январь 2024 года, с последующим пролонгированным, после анализа полученных результатов

В ходе деятельности по реализации мероприятий проекта большое внимание будет уделяться различным формам работы с семьёй. Родители – наши большие помощники в организации различных мероприятий, праздников.

Мы хотим, чтобы «особенные» дети научились жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.

Формы и методы работы:

Интерактивный метод – ориентирован на широкое взаимодействие ребят друг с другом и на доминирование активности ребят в процессе организации и проведения мероприятий. Место руководителя проекта сводится к направлению деятельности ребят на достижение цели проекта. 

Цель состоит в создании комфортных условий, при которых участники проекта чувствуют свою успешность.

Помещение и материалы, необходимые для занятий

Помещение для занятий должно быть:

  • Достаточно просторным для проведения подвижных техник, но не слишком большим, так как это нарушает ощущение безопасности.
  • Без острых углов и опасных мест.
  • Всегда одним и тем же, чтобы не нарушалось ощущение безопасности.
  • Достаточно светлым и проветриваемым.
  • Стулья в помещении должны легко перемещаться.
  • Должна быть возможность крепить ватман к стенам или к доске.
  • Должна быть возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование.

Необходимые материалы:

  • Цветные карандаши, ручки, фломастеры
  • Бумага
  • Скотч
  • Ножницы
  • Материал для декораций
  • Костюмы для проведения театрализованных представлений, 
  • Электронный носитель с материалами для проведения мероприятий

Аппаратура:

  • Проектор
  • Экран
  • Ноутбук
  • Колонки

Критерии оценки эффективности проекта:

Количественные показатели:

  1. Сколько человек приняло участие в проекте.
  2. Сколько мероприятий было разработано и проведено.
  3. Сколько было задействовано организаций и различных структур.
  4. Сколько мероприятий освещено в СМИ.

Качественные показатели:

  1. Включение в социум детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 
  2. Расширение социальных контактов семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  3. Приобретение знаний по теме проекта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  1. Развить интерес к культуре и истории России.
  2. Снизить изоляцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социуме.
  3. Организовать творческую досуговую деятельность детей разных категорий.
  4. Приобрести новых друзей.
  5. Усилить волонтерскую работу в районе.
  6. Найти партнеров среди родителей и общественных организаций.

Информирование в СМИ:

  • Районная газета «Вачская газета»
  • Социальные сети.
  • Сайт МБУ ДО «ЦДТ»


Этапы реализации проекта

Название этапа Содержание деятельности Ответственные Сроки
1 Подготовительный -Опрос детей по теме проекта.

– Анализ полученной информации.

– Сбор команды единомышленников

Руководитель проекта

Педагоги дополнительного образования

декабрь 2023 года
2 Организационный – Организация работы творческой группы (разработка плана проводимых мероприятий).

– Организация координации и взаимодействия работы по привлечению детей, родителей и педагогов.

Руководитель проекта

Педагоги дополнительного образования

 декабрь 2023 года
3 Основной – Работа творческих групп.

– Организация и проведение мероприятий согласно плану.

– Привлечение к работе детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Руководитель проекта

Педагоги дополнительного образования 

декабрь 2022 года-январь 2024 года
4 Аналитический – Подведение итогов реализации проекта.

 

– Обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении.

Руководитель проекта

Педагоги дополнительного образования 

Февраль

2024 года

 

 

План мероприятий по реализации социального проекта
«Новогодние чудеса!»

№ п/п Название мероприятий Дата реализации
1. Интерактивное занятие «История Нового года в России» Декабрь
2. Выставка рисунков и творческих работ «Творчество без границ»  Декабрь – Январь
3. Новогоднее театрализованное представление «Возвращение Деда Мороза» Декабрь
4. – Викторина  «Так бывает или нет?»;

-Игра «Волшебный мешочек Деда Мороза»

Декабрь – Январь
5. Мастер-классы:

-«Новогодняя игрушка»,

– «Символ Нового года»,

– «Рождественская открытка»,

– «Новогодняя открытка»

Декабрь – Январь
6 Подведение итогов реализации проекта Февраль

Смета расходов:

Статья расходов Сумма (руб.) Результат
1. Канцелярские товары 1500 (одна тысяча пятьсот) Изготовление буклетов, листовок, карточек для игр и конкурсов.
2. Материал, для изготовления открыток и новогодних игрушек 1000 (одна тысяча тысяч) Изготовление новогодних поделок
3. Воздушные шары, инвентарь для проведения конкурсов 1000 (одна тысяча) Организация и проведение конкурсов. Викторин, праздников.
4. Подарки для детей с ОВЗ 3000 (тридцать тысяч) Приобретение новогодних  подарков

 

 

Источники:

  1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации. Ст. 3, п.8; п. 27.» № 273-ФЗ от 29.12.2012 
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. от 31 марта 2022 г. № 678-р
  3. Ковалец И.В. АЗБУКА ЭМОЦИЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: Издательство: Москва Владос,2004
  4. М.С. Старовёрова НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ

      Издательство: Москва Владос,2011

  1. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О.А. Издательство: Немо Пресс, 2007