Инновационный проект “Я – Гражданин России”

ФИО: Антонович Е.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3046
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Инновационный проект "Я - Гражданин России"
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ 

«Реализация программы «Я – гражданин России» как средство развития воспитательной системы школы» 

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  

«Охтеурская общеобразовательная средняя школа» 

Антонович Елены Борисовны 

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, 

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, 

и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему 

государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д.С.Лихачёв 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка,  подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает  проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от  высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие  нравственные качества подрастающего человека. 

В «Национальной доктрине Российской Федерации» до 2025 года говорится, что в  последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались  утраченными, поэтому в настоящее время происходят изменения в государственной  политике в области образования, направленные на укрепление в общественном сознании  представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного  российского общества». 

Поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» по  вопросам воспитания обучающихся в мае 2020 года предложил внести президент РФ В.В.  Путин. «Смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать  воспитательную составляющую отечественной образовательной системы. Система 

образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и  традиции, на которых основано общество» – подчеркнул Президент РФ. В законе «Об  образовании», вернее принятым поправкам к нему в части воспитательной работы особенно  актуально звучит патриотическое, гражданское воспитание (от 31.07.2020 № 304-ФЗ). 

Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, гражданственности, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие обучающихся, поддержка их творческих инициатив, защита прав и интересов; выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей. На решение этих задач направлены федеральный и региональный (ХМАО – Югры) проекты «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 годы. Проекты направлены на укрепление воспитательной  составляющей системы образования, способствует всестороннему духовному,  

нравственному и интеллектуальному развитию детей и расширят их участие в принятии  решений, которые затрагивают их права и интересы. 

С учетом современных задач развития Российской Федерации, целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является – создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства

сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. 

Сегодня для понимания происходящего на планете особую значимость обретает осмысление патриотизма с духовно-нравственных позиций. Под лозунгом перемен в мире происходит разрушение национально-культурных традиций, подмена ценностей, утрата людьми чувства национальной идентичности. Владимир Владимирович Путин отметил: «Культурное самосознание и духовные, ценностные коды сегодня – объект жесткой  

конкурентности и противоборства, хорошо срежиссированных атак на социумы. Увы,  попытки влиять на целые народы – подчинить их своей воле – такая же реальность  современного мира, как и войны за энергоресурсы. И порой они приводят к падению целых  государственных строев». В России на область национального самосознания людей не 

случайно направлен мощный информационно психологический удар с Запада. В этой связи мы рассматриваем медиаобразование обучающихся, как метод их психологической и интеллектуальной защиты от разнообразного и часто опасного воздействия сети Интернет. По словам Президента Российской Федерации: «Мы должны строить свое  

будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не  придумали». Патриотизм – одна из главных опор общества и государства. От того, как  сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного,  эффективного государства. 

В Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, Нижневартовском районе  наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания. 

Воспитание в общеобразовательном учреждении является задачей первостепенной  важности. Это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и,  совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог  выстраивает сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства,  сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности. Задача  воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. В  процессе школьных взаимоотношений формируются основы нравственности,  кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных  притязаний и жизненные планы. 

Воспитательная система муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Охтеурская общеобразовательная средняя школа» охватывает весь  педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей,  разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной,  предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. 

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в  образовательном учреждении обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения  роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует  совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием  системы образования. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом  Российской Федерации В.В.Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание  гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к  большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к  культуре, традициям людей, которые живут рядом» («Стратегия развития воспитания в  Российской Федерации на период до 2025 года»). 

 Инновационный проект «Реализация программы «Я – гражданин России» как средство  развития воспитательной системы школы» ориентирован на социальный заказ государства  «воспитание человека современного, образованного, нравственного, гражданина своей  Родины, патриота с активной жизненной позицией, готового самостоятельно принимать  решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному 

взаимодействию, обладающего чувством ответственности», который нашел отражение в 

таких важнейших документах, как концепция модернизации российского образования на  предстоящее десятилетие и государственная программа патриотического воспитания  граждан России.  

Проект разработан в соответствии с Конституцией РФ, [ст. 28, ст. 29 о свободе  совести и о свободе информации], Федеральным законом «О свободе совести и религиозных  объединениях» [ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4], Федеральным Законом «Об образовании РФ»,  Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав  человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре»,  федеральным государственным образовательным стандартом [далее — Стандарт],  Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»  (Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской  Федерации «Развитие образования» до 2030 года), Стратегией развития воспитания в  Российской Федерации до 2025 года, Национальной доктриной образования до 2025 года,  Федерального закона «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями),  Федерального закона № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями), «Концепцией  развития дополнительного образования в РФ» до 2030 года, программой «Развития  образования ХМАО – Югры» на 2018-2025 годы и на период до 2030 года, «Концепцией  гражданско – патриотического воспитания в ХМАО – Югре» на 2021-2024 годы,  муниципальной программой «Развитие образования в Нижневартовском районе» на 2018- 2025 годы и на период до 2030 года, нормативно-правовыми актами Российской Федерации  и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Все эти юридические документы  утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми  культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.  

Инновационный Проект «Реализация программы «Я – гражданин России» как  средство развития воспитательной системы школы»: 

разработан для обучающихся 1-11 классов с учетом культурно-исторических,  этнических, социально-экономических особенностей ХМАО – Югры, запросов семьи,  общественных организаций; 

– обсуждался участниками образовательных отношений, принят на расширенном  заседании Управляющего и педагогического советов школы; 

направлен на реализацию новых требований к содержанию, условиям и результатам  образования: 

– на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации  обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в  российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и  государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,  уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и  правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного  отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской  Федерации, природе и окружающей среде» (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304- ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской  Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, статья 2, пункт 2); 

воспитание является частью образовательных программ, способствует всестороннему  духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся (Федеральный  закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об  образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, статья 12.1,  пункт 1 – Общие требования к организации воспитания); 

– реализация проекта обеспечит: укрепление общественного согласия, солидарности в  вопросах воспитания детей; повышение престижа семьи, отцовства и материнства,  сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей; снижение уровня  антиобщественных проявлений со стороны детей; повышение роли системы общего и 

дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание  условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах  образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных,  федеральных, региональных и муниципальных целевых программ; снижение уровня  негативных социальных явлений («Стратегия развития воспитания на период до 2025 года»); 

соответствует целевым ориентирам в области образования ХМАО – Югры – повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям  инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и  каждого жителя Югры, эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и  воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования,  который является приоритетом образования в ХМАО – Югре; 

соответствует приоритетным направлениям развития образования в регионе и  муниципальном образовании: поддержка семейного воспитания; обновление содержания  воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в  сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации  воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;  развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую,  общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую  деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного  образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного  негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от  информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию, обновление  воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе  отечественных традиций («Стратегия развития воспитания на период до 2025 года»). 

Организация современного воспитательного процесса в школе определена  Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» – «содержание  образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,  народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной  принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать  реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать  развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в  соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными  ценностями», направлена на повышение роли школы в воспитании молодежи как  ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных  и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной  идеологии в соответствие с обновленными Федеральными государственными стандартами. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. 

Новые Федеральные государственные стандарты конкретизируют содержание  календарного плана воспитательной работы общеобразовательного учреждения, который  входит в организационный раздел ООП. Программа «Я – Гражданин России» содержит  перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и  проводит школа, в которых принимает участие.  

В обновленных Федеральных государственных стандартах общего образования  процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков,  составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс  развития личности, принятия духовно-нравственных, гражданско-патриотических,  социальных и семейных ценностей. Это позволяет выделить основные результаты  воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач программы «Я – Гражданин России». Их содержание отражает основные направления развития личности: 

духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое воспитание,  формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое,  воспитание ценностей научного познания. 

Цель инновационного Проекта: Достижение развития воспитательной системы  школы на основе созданных организационно-управленческих условий.  Задачи инновационного Проекта: 

  1. Определить организационно-управленческие условия, создание которых в школе  обеспечит успешное развитие воспитательной системы школы. 
  2. Разработать и апробировать модель воспитательной работы, обеспечивающей успешное развитие воспитательной системы школы. 
  3. Разработать школьную систему оценки деятельности педагогов в реализации  Программы воспитания и социализации обучающихся. 
  4. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА Реализация инновационного проекта в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Охтеурская общеобразовательная средняя школа» осуществляется через программу воспитательной работы «Я – Гражданин России». Программа «Я – Гражданин России»: 

– направлена на формирование у обучающихся способности адаптироваться к  требованиям общества, воспитание и развитие у детей и подростков духовности,  нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, исходя из общей  цели образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об  образовании в РФ» – воспитание Гражданина Отечества; 

– определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического  воспитания в МБОУ Охтеурская ОСШ, представляет собой определенную систему  содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. 

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых  национальных ценностей. Базовые ценности пронизывают все учебное содержание, весь  уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека,  личности, гражданина. Содержанием воспитания является ориентация развивающегося  ребенка на общечеловеческие нравственные ценности, перевод их в личные ценности  каждого воспитанника с учетом истории, культуры, традиций.  

Таковыми являются фундаментальные понятия: 

Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское  общество, закон, правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. Земля – общий дом человечества. 

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему  судьбой, доставшаяся от предков. 

Патриотизм – глубокое чувство любви к своему отечеству и своей родине,  готовность всячески ей служить, защищать ее и жертвовать собой во благо ее. Патриот же в  этом случае – это человек и личность, полностью подчиняющий свою жизнь служению и  интересам Отечества. Вера в Россию, единство Российской нации. 

Семья – начальная структура общества; семейные традиции. 

Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой  жизни». 

Знания – результат разнообразного, творческого труда. 

Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и  материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие  существования Земли, человеческой цивилизации. 

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, уважение и доверие к  людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, равноправие,  милосердие, честь, достоинство.

Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей», «ценность  человеческой жизни». 

Традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни  человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога. 

Особое внимание в образовательном учреждении уделяется таким понятиям, как «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия», так как российский народ  вправе гордиться своим именем, а государство поддерживает и развивает гражданскую  идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования. 

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность,  педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями,  сверстниками, другими значимыми для него субъектами. На всех стадиях формирования  гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. 

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство  гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание  патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на  изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории села, округа, района и  страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою  страну. 

Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию «Я – гражданин,  а значит и патриот». Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодого  поколения готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей,  воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем,  воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.  

В соответствии с новыми ФГОС, приоритетными направлениями развития образования  в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре и Нижневартовском районе, с целью  совершенствования воспитательного процесса, учитывая психологические возрастные  особенности обучающихся, выбраны направления воспитательной деятельности школы:  гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое воспитание,  формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое,  ценности научного познания. 

 Данные направления реализуются через расширение государственно-общественного  управления образованием, деятельность органов ученического самоуправления; работу с  родителями и социальными партнерами; интеграцию дополнительного и общего  образования; повышение роли классного руководителя в организации воспитательного  процесса; внедрение инновационных педагогических технологий в воспитательный процесс; 

участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в  режиме развития. 

В рамках реализации инновационного Проекта используются следующие формы  работы: беседы, тематические классные часы, круглые столы, экскурсии, индивидуальные  консультации для детей и родителей, групповые занятия с родителями и детьми, формы  досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные  мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники),  имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения, тренинги для детей, тренинги для родителей, групповые занятия, ролевые игры, практикумы, лекции  информационно-просветительские для родителей, анкетирование обучающихся, родителей,  индивидуальные и семейные консультации по запросам, юридические консультации в целях  социально-правовой помощи, консультации, лекции, тренинги, семинары, социальный  патронаж.

В рамках реализации Проекта используются словесные, наглядные, практические,  проблемно-поисковые методы работы. 

Единство образовательной и воспитательной среды школы осуществляется по  направлениям: 

– урочная деятельность; 

– внеурочная деятельность (социальные и культурные практики); 

– семейное воспитание; 

– сетевое взаимодействие. 

Урочная деятельность. Модуль «Школьный урок». Поскольку большую часть  своего времени в школе ребенок проводит на уроке, возрастает значимость воспитательной  составляющей урочной деятельности. Целевые программы и содержащиеся в них  воспитательные задачи интегрируются в содержание учебных предметов. Велико  воспитательное значение литературы, русского языка, истории, отечественной и мировой  художественной культуры. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение обучающимися идеи 

любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Огромное эмоциональное влияние оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе, воспеты в поэзии и превращают знания учеников в объекты эмоционального переживания. Обучающиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищаются ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Урок – это и основная форма обучения, и сфера, в которой,  происходит школьное воспитание. Педагогическая воспитывающая деятельность  

приобретает сегодня особую социальную значимость. Педагоги нашей школы осознают, что  личность формируется не по частям и не в вакууме, а в жизненных ситуациях, причем  воспитывает вся проживаемая в школе жизнь. Педагоги помогают детям увидеть, что можно  изменить мир: семью, школу, село, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к  лучшему; вовлекают детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем. 

Внеурочная деятельность. Модуль «Курсы внеурочной деятельности». Базовые  ценности отражены в содержании программ внеурочной деятельности («Я – Гражданин, Я – патриот», «Социокультурные истоки», «Экологическая культура и здоровье человека»,  «Волонтер») и дополнительного образования. Основной педагогической единицей  внеурочной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и  воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт  конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.  Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна  из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная работа ориентирована  на создание условий для неформального общения школьников, имеет выраженную  воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера  встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение виртуальных театров и музеев с  последующим обсуждением, социально – значимая деятельность, трудовые акции).  Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных  отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания  ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных  интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.  Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело  касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в  художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Одна из приоритетных целей государственной политики в области образования – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и  талантов у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и  направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся  достигается за счет реализации комплекса мер, направленных в первую очередь на  повышение доступности дополнительного образования, выявление и развитие способностей  и талантов детей и молодежи. 

Важнейшей составляющей системы общего образования и отличительной  особенностью общеобразовательной школы в с. Охтеурье является дополнительное  образование обучающихся, обеспечивающее возможность для индивидуального развития,  отвечающее личным интересам и потребностям ребенка, создающее пространство его  самоопределения. Дополнительное образование школьников – составная часть системы  образования и воспитания детей и подростков в нашей школе, ориентированная на  свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.  

Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно воспитательным процессом в школе, внеурочной деятельностью. Цель дополнительного  образования школьников, а значит и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к  познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению  обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.  

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием  детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по  выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их  можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Процесс внеурочной  деятельности строится с учётом индивидуальных особенностей, общешкольной  деятельности, дополнительного образования, партнёрских отношений в атмосфере доверия,  игры, соревнования и успеха.  

Главная задача в рамках перехода к новым образовательным стандартам создать в  школах условия для вовлечения в систему дополнительного образования всех обучающихся успешно выполняется, так как расширяется спектр секций, кружков, студий и творческих  объединений. Расширение потенциала системы дополнительного образования позволяет  решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного  образования, продолжить решение задач гражданского образования и патриотического  воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных  ценностей, содействия их научной и творческой активности.  

Ежегодно растет количество детей, занимающихся в объединениях дополнительного  образования. С 2019 года МБОУ Охтеурская ОСШ участвует в реализации системы  персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории  Нижневартовского района. Успешно сертифицировано 12 дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программ, 100% обучающихся от 5 до 18 лет  зачислены на обучение в Центр на основании сертификатов дополнительного образования:  «ЮНАРМИЯ», «Кадет», «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Культура народов  севера», «Культура и традиции народов ХМАО – Югры», «Доброволец.ru», «Югорочка»,  «Школа мастеров», «Художественная обработка древесины», «Волшебная кисть». 

Уважение к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества,  осуществляется через поисковую деятельность школьного отряда «Память». В рамках  всероссийского проекта «Без срока давности» участниками образовательных отношений  МБОУ «Охтеурская ОСШ» проводится поисково – исследовательская работа по сбору и  обобщению информации о родственниках обучающихся, односельчанах – участниках ВОВ,  тружениках тыла. В результате проведенной работы изучены архивные документы  захоронения погибших во время Великой Отечественной войны земляков. Полученный в  ходе исследования материал размещен на сайтах «Дорога памяти», «Мемориал», «Память  народа», оформлен в «Книгу Памяти» в двух экземплярах, один из которых хранится в 

школьной комнате – музее, а второй в администрации Нижневартовского района. Фамилии 11 односельчан, погибших во время Великой Отечественной войны увековечены на  обелиске села Охтеурье. 

В соответствие с национальными целями, обозначенными в государственной  программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, в школе созданы  оптимальные условия для эффективной самореализации молодежи, в том числе развития и  поддержки добровольчества (волонтерства).  

Реализация социального проекта «Развитие волонтерской деятельности» – «Доброволец.ru» направлен на формирование у подрастающего поколения активной  жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, развития и реализации  организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально – активных  подростков. Деятельность волонтерского отряда осуществляется в соответствии с  направлениями деятельности Программы воспитания школы. 

Результат работы волонтерского отряда: участие социально – значимых  мероприятиях, участие в региональном конкурсе «#ДобраяЮгра2019», II место в районном  конкурсе социальных проектов среди подростков и молодежи «Инициатива» – номинация  «Волонтерство» (2019 год), I место в номинации «Общественное просвещение» (2020 год), I 

место (команда МБОУ Охтеурская ОСШ» – муниципальный уровень), «День волонтера – добровольца» – #ДоброВместе!, III место в номинации «Волонтерство. Общественное  просвещение» (2021 год), III место в региональном конкурсе социальной рекламы среди  обучающихся 9-11 классов образовательных организаций и студентов профессиональных  образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на тему:  «Новый взгляд» (2020 год) – (организатор конкурса Департамент образования ХМАО – 

Югры и Прокуратура ХМАО – Югры), участие в региональном этапе Всероссийского  конкурса «Спасем жизнь вместе» – руководитель Антонович Елена Борисовна, заместитель  директора по воспитательной работе.  

В рамках внеурочной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы особое  внимание уделяется профилактике безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних. Работа, направленная на формирование законопослушного поведения  у детей осуществляется в соответствии с программами: 

  1. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних «Мы вместе» заняла II место в региональном конкурсе вариативных  программ в 2020 году (МБОУ Охтеурская ОСШ получила Грант), автор программы  заместитель директора по воспитательной работе Антонович Елена Борисовна. 
  2. «Программа работы по профилактике наркомании, алкоголизма и пропаганде  семейного благополучия» (I место в муниципальном конкурсе вариативных программ в 2019  году, автор программы заместитель директора по воспитательной работе Антонович Елена  Борисовна).  
  3. «Программы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков» (муниципальный  уровень: 2019 год – II место, 2020 год – I и II место, 2021 год – III место, автор программы  заместитель директора по воспитательной работе Антонович Елена Борисовна). 

Система воспитательной работы, межведомственного взаимодействия в рамках  реализации целевых программ влияет непосредственно на отсутствие правонарушений среди  несовершеннолетних в нашей школе.  

Семейное воспитание. Модуль «Работа с родителями». Интеграция воспитательных  усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития  школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически  согласовать. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию  и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое  взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию  нравственного оздоровления общества. Содружество семьи и школы – основной принцип  воспитания подрастающего поколения.

Сетевое взаимодействие. Одним из приоритетных направлений развития образования  обозначено совершенствование взаимодействия образовательного учреждения с  организациями социальной сферы, то есть социальное партнерство.  

 МБОУ Охтеурская ОСШ осуществляет межведомственное взаимодействие и проводит  работу по утвержденным планам совместной работы субъектами системы профилактики,  образовательной деятельности: управление образования и молодежной политики  администрации Нижневартовского района, ПДН ОУУП и ПДН МОВД России  «Нижневартовский», ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский», ТКДН и ЗП администрации района, администрация сельского поселения «Ваховск», Нижневартовский  районный комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», КУ  «Центроспас – Югория» по Нижневартовскому району, БУ «Нижневартовская районная  больница», библиотека сельского поселения, лесничество сельского поселения «Ваховск»,  Нижневартовское благочиние, районная газета «Новости Приобья», Телевидение  Нижневартовского района.  

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Место реализации Проекта 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Охтеурская  общеобразовательная средняя школа» 

Участники реализации Проекта 

Участники образовательных отношений – обучающиеся школы, их родители (законные  представители), педагоги школы, общественность. 

Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе. 

Сроки реализации Проекта – 5 лет/2020 год – 2025 год 

Механизм реализации Проекта учитывает современные формы и методы гражданско – патриотического, нравственного просвещения и воспитания. 

Этапы реализации проекта «Реализация Программы «Я – Гражданин России» как средство развития воспитательной системы школы» 

Первый этап: проектный (2020 год – 2021 год) 

Цель: подготовка условий для реализации Проекта «Я – Гражданин России». Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать состояние воспитательной работы в школе по основным направлениям деятельности.
  2. Подобрать критерии оценки уровня воспитанности школьников по трем ступеням. 3. Изучить нормативную базу.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Проекта.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям Проекта. Второй этап: практический (2022 год – 2024 год)

Цель: реализация Проекта «Я – Гражданин России». 

Задачи: 

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации в рамках обновленной Программы воспитания.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения образовательного учреждения с учреждениями культуры и спорта.
  4. Вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, системы профилактики.
  5. Систематически проводить мониторинг реализации Проекта.
  6. Принимать участие в конкурсах разного уровня.

Третий этап: аналитический 2025 год

10 

Цель: анализ итогов реализации Проекта «Я – Гражданин России». 

Задачи: 

  1. Оценить эффективность мероприятий реализуемого проекта «Я – Гражданин России». 2. Обобщить результаты работы образовательного учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации Проекта.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Условия для реализации Проекта: 

  1. Наличие необходимой материально-технической базы: оборудованные кабинеты, в том числе кабинет ОБЖ; компьютерный класс, ноутбуки, компьютеры; копировальное оборудование, множительная техника; цифровая лаборатория для уроков; вычислительная техника; спортивный зал и спортивное оборудование; электронно цифровое оборудование; мобильный передвижной класс, библиотека; медицинский кабинет; столовая; спортивная площадка на территории школы. 
  2. Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, профессиональной компетентности.
  3. Преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательной функции урока.
  4. Ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию его результатов.
  5. Постоянный творческий поиск каждым педагогом форм, методов, приемов, средств достижения поставленных целей.
  6. Создание в школе атмосферы доброжелательности, открытости.

Кадровое обеспечение проекта: 

– заместитель директора по воспитательной работе координирует работу всех участников  Проекта, несёт ответственность за его реализацию; 

– педагог-организатор координирует деятельность ученического самоуправления; – педагог-психолог проводит игры, тренинги, анкетирование, индивидуальную работу с  обучающимися, направленные на успех ребенка; 

– социальный педагог проводит работу с семьями обучающихся, в том числе находящимися в  социально – опасном положении или трудной жизненной ситуации. 

– классные руководители планируют и проводят воспитательную работу в соответствии с  мероприятиями Проекта, с учётом интересов и способностей своего классного коллектива;  вовлекают обучающихся в различные виды деятельности, предусмотренные Проектом;  оказывают поддержку в самоопределении; отслеживают результаты; 

– преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры реализуют Программу «Я – Патриот», в рамках «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»; 

– педагоги дополнительного образования, внеурочной деятельности проводят работу по  дополнительному образованию обучающихся согласно утвержденным Программам и  расписанию кружков, направленную на успех каждого ребенка; 

– преподаватель курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модули: «Светская  этика» и «Православие») проводит работу по формированию российской гражданской  идентичности, посредством приобщения школьника к отечественным религиозно культурным традициям; 

– педагог – библиотекарь обеспечивает возможность познавательного, личностного и  деятельностного развития ребенка через мероприятия, выставки, библиотечные уроки. – орган ученического самоуправления (детское объединение «ЛУЧ»), как фактор  самореализации школьника влияет на реализацию и организацию воспитательного процесса. 

В реализации Проекта осуществляется творческое взаимодействие ученика и  администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного  образования, органов профилактики, общественности. 

Информационные ресурсы и методическое обеспечение проекта

11 

Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью,  выходом в Интернет. 

Творческой группой разработан и введен в действие школьный сайт, создана страница  МБОУ Охтеурская ОСШ в социальной сети «ВКонтакте»  

Нормативно-правовое обеспечение. 

Программно-методическое обеспечение (методические материалы и рекомендации). Финансовое обеспечение проекта 

Реализация данного проекта предполагает использование средств бюджета  общеобразовательного учреждения и привлечение спонсорских средств.  III. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА 

Контроль за реализацией Проекта 

Оценка эффективности реализации Проекта осуществляется на основе обобщенных  оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его  системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и  использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата  объектов воспитания. 

Критериями оценки эффективности реализации Проекта являются: – количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды  деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел; – динамика развития способностей и личностных качеств обучающихся;  – результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии,  концертные и театральные постановки, творческие, исследовательские проекты и др.); – личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках,  победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного  взаимодействия со сверстниками и взрослыми;  

– наличие фото, видеоматериалов; 

– наличие законов, традиций; 

– наличие методических материалов педагогов;  

– удовлетворённость детей, родителей организацией работы школы. 

Планируемые результаты 

Для оценки эффективности результатов реализации проекта для обучающихся  следующие качественные и количественные показатели:

Планируемые результаты  Качественные изменения  Количественные  

изменения

У 90% обучающихся  

сформирована культура  общения

Обучающиеся проявляют  навыки культуры общения Положительная динамика  общего уровня  

воспитанности  

обучающихся (на 10%)

У обучающихся  

сформированы  

патриотические ценности,  взгляды и убеждения,  

уважение к культурному и  историческому наследию,  прошлому России, к  

традициям родного края

Обучающиеся принимают  активное участие в  

мероприятиях и акциях 

разного уровня: «Спасти и  сохранить», «Марафон  

здоровья», «Моя малая  

Родина»

У 90% обучающихся  

сформированы  

патриотические ценности,  взгляды и убеждения,  

уважение к культурному и  историческому наследию,  прошлому России, к  

традициям родного края

У 70% обучающихся  

сформирована потребность в  ведении здорового образа  жизни, культура  

безопасности 

У 80% обучающихся на  достаточно высоком уровне  сформированы потребность в  ведении здорового образа  жизни, культура безопасности  Динамика снижения  

процента заболеваемости  обучающихся (на 3 %)

 

12 

жизнедеятельности  жизнедеятельности
У 80% подрастающего  

поколения сформирована  активная жизненная позиция  гражданских и нравственных  качеств

Деятельность волонтерского  отряда «Доброволец.ru». 

Увеличилось количество  волонтеров из числа  

обучающихся; количество  неравнодушных людей из  числа обучающихся  

начального звена  

(принимают активное участие  в «Марафоне Добрых Дел»). Оказана конкретная адресная  помощь пенсионерам,  

инвалиду. 

Стала видимой общественно – полезная деятельность  

обучающихся школы. 

Активисты показали, что их  вклад является эффективным  способом решения многих  общественных (социальных)  проблем

100% обучающихся  

принимают участие в  

работе волонтерского  

отряда школы

У обучающихся на  

достаточном уровне  

сформирована потребность в  знании гражданско-правовых  основ общества

Большинство обучающихся  применяют знания  

гражданско-правовых основ в  повседневной жизни

У обучающихся повысился  уровень знаний  

гражданско-правовых  

основ общества (не менее  чем на 30%)

У обучающихся на  

достаточном уровне  

сформирована потребность к деятельности по  

возрождению, сохранению и  приумножению традиций  родного края

Не менее 50% обучающихся  имеют достаточный уровень  потребности к деятельности  

по возрождению, сохранению  и приумножению традиций  родного края

Обучающиеся активно  участвуют в мероприятиях,  направленных на  

возрождение, сохранение и  приумножение традиций  родного края

80% обучающихся  

проявляют сознательное  отношение к труду

Обучающихся проявляют сознательное отношение к  труду: субботники, временное  трудоустройство в летний  период 80% обучающихся  

проявляют сознательное  отношение к труду

Достигнуто эффективное  взаимодействие с  

общественностью,  

позитивная динамика  

посещаемости родительских  собраний

Повышение педагогической  культуры родителей, активное  участие представителей  

общественности в  

мероприятиях школы в очном  и дистанционном формате

Позитивная динамика  

посещения родителями  родительских собраний,  всеобуча, увеличение  

количества мероприятий по  проблемам семейного  

воспитания с участием  представителей  

родительской  

общественности

Повышение качества  

мероприятий по организации  и проведению 

Обучающиеся сознательно  принимают участие в  

ежегодных проектах 

Созданы курсы и кружки  гражданско – 

патриотической 

 

13

патриотической работы с  детьми и подростками патриотической  

направленности: «Марафон  Славы», операция «Забота» – в  течение года; «Вахта памяти»,  слет кадетских классов,  

«Марафон Чести и Славы  «Героизм Российских Воинов,  выполнявших свой долг во  время специальной операции  по защите Донбасса», уроки  «Историческая правда»,  

«Беседа о важном», «Моя  страна»

направленности: 1-4 классы  – 100% посещения; 5-9  классы – 90% посещения;  10-11 классы – 100%  

посещения

Сформированы предпосылки  к стабилизации и снижению  числа правонарушений,  совершаемых подростками Отсутствие  

несовершеннолетних,  

нарушивших закон

100% обучающихся  

принимают участие в  

социально – значимых  мероприятиях. У 90%  

обучающихся  

сформированы навыки  законопослушного  

поведения.

 

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на  воспитание выпускника школы – гражданина своей Родины, патриота с активной  жизненной позицией. 

Выпускник средней школы должен: 

  1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана. 2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях:

трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами  деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием,  исследованием. 

  1. Овладеть ключевыми компетентностями:

– компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на  усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; – компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей  гражданина, избирателя, потребителя); 

– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой  народ, его культуру и духовные традиции; 

– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского  общества, многонационального российского народа, человечества; 

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и  творчества; 

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и  деятельности, способный применять полученные знания на практике; 

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с  нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,  Отечеством; 

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать  взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,  безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, 

14 

понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах  устойчивого развития общества и природы. 

Опыт реализации Программы «Я – гражданин России» может быть перенесен в  практику организации воспитательной работы других образовательных учреждений  Нижневартовского района. 

Ожидаемые результаты Проекта: 

  1. У обучающихся будут развиты ценностные установки, обеспечивающие адаптацию выпускников к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия. 
  2. Обучающиеся овладеют способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха.
  3. В образовательном учреждении будет обеспечен благоприятный нравственно психологический климат.
  4. Будет приобретен социальный опыт детьми, развито гражданское сознание обучающихся, политическая культура.
  5. Будет обеспечено равноправное взаимодействие всех участников образовательного процесса в образовательной политике школы.
  6. Будет развито сетевое взаимодействие в условиях современной стратегии воспитания.
  7. Будут расширены границы социокультурного образовательного пространства. 8. Будут достигнуты целевые установки концепции воспитательной системы школы. 9. Снизится количество правонарушений среди несовершеннолетних.
  8. Будет продолжена деятельность волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания обучающихся.
  9. Повысится степень удовлетворенности участников образовательных отношений результатами деятельности в условиях сформированной модели гражданско – патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся, их способность действовать на основе общественно значимых ценностей.

Реализация Проекта позволит заложить основы: 

– достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания; – обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы; – обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития обучающихся; – формирование гражданственности и патриотического сознания обучающихся.  Реалистичность прогнозируемых преобразований обеспечивается наличием  Программы (технология программирования), четко сформулированных на каждом этапе  реализации инновационного Проекта ожидаемых результатов. 

«Для России решающее значение имеют солидарность людей, чувство  сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и за будущее – “то, что принято называть общероссийской идентичностью, гражданским  самосознанием” – президент Российской Федерации В.В. Путин.

15