Методическая разработка. Конспект занятия “Я учусь владеть собой” с детьми старшего возраста.

ФИО: Михеева Е.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3049
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка. Конспект занятия "Я учусь владеть собой" с детьми старшего возраста.
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы по теме “Я учусь владеть собой”

Цель:
– Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
– Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
– Воспитывать у детей дошкольного возраста доброжелательность, сочувствие, сострадание.
Материал:
– магнитофон с записью разной по настроению музыки.
– листы бумаги на каждого человека, фломастеры, листы используемой бумаги

1.Ритуал приветствия.
Психолог:
– Здравствуйте дети!
– Я очень рада встрече с вами и я вижу, что вы пришли с хорошим настроением.

Упражнение «Давайте поздороваемся с Другом».
Психолог:
– А здороваться мы будем необычно, различными частями тела: ладошками, локтями, коленками, спинками.
– А вы любите путешествовать?
Дети:
– Да.
2. Постановка темы и цели занятия.
Психолог:
-Тогда я хочу вам предложить совершить путешествие в необычную страну – в страну Эмоций.
– Жители этой волшебной страны, страны Эмоций, обращаясь, друг к другу, произносят свое имя ласково.
– А вы не хотите попробовать, произнести как жители этой страны, свои имена ласково?
Дети:
– Да хотим.
Психолог:
– Давайте попробуем.
3. Основная часть.
Игра-упражнение « Ласковое имя»

Педагог – психолог:
– Я спрашиваю ребенка, как его имя, а вы, все остальные дети называйте хором его имя ласково.
(Если у детей в процессе игры возникают трудности педагог помогает.)
Психолог:
– Ребята, я тоже пришла к вам с хорошим и веселым настроением.
-И свое веселое и радостное настроение я хочу подарить вам.
(Педагог улыбается ребенку, который стоит рядом, а уже этот ребенок передает улыбку следующему и так до конца.)

 


Педагог-психолог:
-Ребята, отгадайте – ка загадку.
Её трясёт, глаза горят.
Сама пряма, как гвоздь!
Кидается на всех подряд.
Кто это? Это …… (злость)
Педагог-психолог:
– Верно.
Педагог-психолог:
– Если кто-то злиться, сердится, капризничает, у него настроение, какое?
Дети:
– Плохое, ужасное.
Педагог-психолог:
– А лицо меняется у человека?
Дети:
– Да. У него лицо становится похоже на тучу.
Педагог-психолог:
– А вы были в такой ситуации?
Дети:
– Да.
Педагог-психолог:
– В каких ситуациях?
– Давайте попробуем показать, как мы злимся.
(мимикой, жестами, движениями)
– И я предлагаю вам поиграть в игру:
«Сердитый котенок».
Дети распределяются на пары. Один играющий – котенок, другой – хозяин. Котенок должен показать своему хозяину, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается, рычит). Хозяину необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Когда котенок успокаивается, начинает мурлыкать, и участники меняются местами.
Психолог:
– Да ребята, злость плохое чувство.
– А что нужно и можно сделать, чтобы не злиться?
(можно потанцевать, попрыгать, побегать вокруг дома, постучать кулаком по столу, покидать мячик)

Этюд «Возьми и передай» (горячий пирожок, спящего котенка, красивый цветок, полный стакан воды, червячка)
Цель этюда: тренировка выразительности движений.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

  1. Расскажите о тех ситуациях, когда вы испытывали злость, гнев.

Как вы думаете, можно или нельзя злиться, гневаться на других людей? Почему?

Я хочу открыть вам тайну: злиться – это нормально, естественно и в разные моменты присуще всем людям. Гнев – это обычная эмоция, которую нельзя считать плохой или хорошей, и это вполне нормально, что вы сердитесь и злитесь. Взрослые тоже злятся, только имеют это делать, не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижая.

  1. Надуйте воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

Отпустите шарик и проследите за ним.

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемый? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может даже обидеть или ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание).

А что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять?

А теперь я расскажу о том, как можно выпускать свой гнев.

Гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем.

Психолог раздает по 2 листа бумаги и предлагает со всей злостью скомкать их в комки и выбросить в коробку.

Затем делит детей на две команды и предлагает поиграть в снежки, высыпая комки бумаги из коробки.

4.Завершение работы

Рисуем узоры на спине. Листы бумаги прикреплены на спины детей, сидят друг за другом. Первый ребенок рисует фигуру на спине соседа спереди, он запоминает и передает ее рисунок другому ребенку, рисуя на спинет. И так до конца, пока все не нарисуют.

Прощание.

 

педагог-психолог МБДОУ “Детский сад №1”

Михеева Е.М.