Парциальная программа “Мой край родной”

ФИО: Позднякова Л.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3051
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Парциальная программа "Мой край родной"
Итоговая оценка: 1 место,  95 баллов(-а)



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Умка»

Парциальная программа

«Мой край родной»

Срок реализации программы: 5 лет

Возраст детей: от 2-7 лет

Новый Уренгой

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ 

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….2

1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………………..…………..2

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………..……..3

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики………………….4

1.5. Планируемые результаты освоения Программы …………………………….…………..5

1.6.Мониторинг по освоению Программы……………………………………………………11 

 

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка….12

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………………………………….20 

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик….21

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………21

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………………..21

 

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………23

3.2. Методическое обеспечение Программы…………………………………………………23

3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды…….25

3.4. Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации Программы

………………………………………………………………………………………………….. 25

Приложение……………………………………………………………………………………..27

 

Введение

 

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у его чувства патриотизма.

У каждого человека есть место, где он родился и вырос. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своей жизни, из своего детства. И у каждого человека любовь к своему городу проявляется по разному, одним просто нравится то место, где они родились, другие пишут стихи, музыку, рисуют картины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, дать доступные для ребенка исторические сведения, показать то, что чтут свято люди, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из важных задач педагогов.

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

  1. Пояснительная записка

 

     Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.

 Актуальность данной темы определена тем, что многие дети приехали на Ямал из других городов и остались жить здесь, в Новом Уренгое. Поэтому дети должны знать все об истории края, его коренных народах, их культуре, обычаях, традициях, природных богатствах Ямала. Не стоит забывать и о достопримечательностях, о людях, делавших историю и живущих в наше время.

Программа «Мой край родной», (далее по тексту Программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного учреждения (часть, формируемая участниками образовательных отношений), позволяющая выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Программа предназначена для детей от 2-х до 7-ми лет, в том числе для детей с ОВЗ. 

     Ребенка воспитывает все, что его окружает, поэтому главное значение имеет уклад дошкольной жизни: атмосфера, культура, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание – это воспитание добрым отношением друг к другу, к окружающему миру, ибо «…нравственность постигается и принимается не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик С. «Воспитание по Иванову»). 

 

  1. Цели и задачи реализации Программы

 

Цель программы: формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем; развитие чувства принадлежности к своей «малой» Родине – Ямалу; развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. 

Задачи программы:

  1. Обогащать представления детей об истории родного города, края.
  2. Развивать познавательный интерес к жизни, быту, обычаям, традициям, фольклору коренных народов Ямала. 
  3. Обогащать представления детей о разнообразии и отличительных особенностях растительного и животного мира Ямала. 
  4. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. 
  5. Формировать личное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края; создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг. 
  6. Воспитывать чувство патриотизма и интернациональную толерантность. 
  7. Формировать эмоционально-положительное отношение к родному краю, его культуре и истории, уважения и терпимости к людям, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности. 
  8. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, краю.

 

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

 

Программа построена на основе следующих принципов: 

Принцип гуманизации. Ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. 

Принцип научности. Включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания. 

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о родном крае должно быть единым и целостным. 

Принцип смыслового отношения к миру. Образ родного края для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знание для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. 

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. 

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. 

Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возрастных особенностей ребенка, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы.

 Принцип культурологический. Позволяет познакомить детей дошкольного возраста с краеведческой культурой и традициями коренных народов Ямала. 

Принцип историзма. Реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным -давно) и настоящее (в наши дни). 

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в образе края, в котором живут, и действовать (или вести себя) в соответствии. 

Принцип преемственности. Сотрудничество с социальными институтами (семьями воспитанников, библиотекой, краеведческим музеем, с центром национальных культур и др.). 

Принцип комплексно-тематического планирования. Позволяет конкретизировать материал каждого блока Программы.

Научные подходы определяют систему психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка:

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничества с семьёй;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Программа построена на позициях гумано- личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. 

Программа построена на лучших традициях отечественного дошкольного образования, его фундаментальности: 

  • всестороннее воспитание,
  • амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

 

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 

Программа «Мой край родной», реализуется педагогами в рамках занятия (согласно учебному плану), и в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах, индивидуальной работе с воспитанниками. Работа в данном направлении планируется педагогом в соответствии с ООП МАДОУ «ЦРР «Умка», с комплексно – тематическим планированием, разработанным творческой группой ДОУ с учетом местных условий, сезонно – бытовых циклов (время года, праздники), зоны «ближайшего развития». В образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством. В пространстве группы целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду так, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка. 

Отличительной особенностью программы «Мой край родной», является охват весьма широкого круга образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в режиме дня, с учетом учебного плана дошкольного учреждения. Программа позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о крае, в котором они проживают.

 

  1. Планируемые результаты освоения Программы 

 

К концу года у детей I младшей группы сформированы представления:

  • о сезонных изменениях в природе: 

Осенью пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю. Зимой стало холодно, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. 

Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой. 

Летом солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко.  

  •  о двух животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень); 
  •  о двух птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока);
  •  о насекомых (комары, бабочки);
  •  о растении (мох);
  •  о названии северных ягод (морошка, брусника);
  •  о бережном отношение к природе: не ломать ветви деревьев; не рвать цветы; наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни.

 

К концу года у детей  II младшей группы  сформированы представления:

 

  • о двух животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень, лисица);
  • о двух птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока);
  • о названиях двух деревьев (ель, тальник), одно цветущее растение (одуванчик);
  • об одной северной ягоде (морошка);
  • о сказке «Мышонок и олененок» И.Г. Истомина, стихи «Колыбельная морошке» О. Аксенова, «Колыбельную» Ю. Анко, «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» В. Кудрявцевой;
  • о насекомых (комары, бабочки);
  • о растении (мох);
  • о сезонных изменениях в природе:

  Осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Птицы улетают, а воробьи и сороки остаются.

Зимой стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. 

   Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой.

   Летом солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко.

  • о бережном отношение к природе: не ломать ветви деревьев; не рвать цветы; наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни.

 

К концу года у детей средней группы сформированы представления:

  • о трех животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк);
  • о четырех птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь);
  • о трех видах рыб (осетр, ряпушка и щука);
  • о истории родного города;
  • о названии народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, коми, селькупы);
  • устное народное творчество Ямала (загадки), стихотворения «Лебеди» и «Полярная сова»  П. Салтыкова, «Олененок» П. Ламутского, «Лиса» В. Кудрявцевой, а так же народные сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, «Отчего ворон черный» – мансийская сказка, «Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка, «Черный и белый» и «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомина.
  • о правилах поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
  • о насекомых (мошки, мухи, пауки);
  • о лягушке;
  • о лишайнике (ягель);
  • о полезных ископаемых недр Ямала (нефть, газ);
  • об основном водном пути ЯНАО (реки Сэде- яха, Ява- яха…);
  • о родном городе;
  • о достопримечательностях города»;
  • о жилище (чуме) северных народов;
  • о народном промысле жителей народов Севера;
  • о сезонных изменениях в природе:

Осень рано начинается, она короткая, часто идут дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются, становится холодно, исчезают насекомые, люди собирают ягоды в тундре.

Зима рано начинается (еще в осенние месяцы), длинная, очень холодная, ветреная, лед на реке встает рано, птиц почти нет, наметает много снега.

Весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках. 

Лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В конце июня появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы, созревают ягоды, люди собирают грибы, птицы выводят птенцов, а животные – детенышей.

Различать по коре и листьям два дерева (карликовая береза, сосна обыкновенная), определять цветущее растение (ромашка);

Находить в природе ягоды и грибы (брусника, голубика, подберезовик и красный мухомор – ядовитый);

Находить на карте город Новый Уренгой.

 

К концу года у детей старшей группы сформированы представления:

  • о пяти видах животных, живущих на территории ЯНАО (норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь);
  • о шести видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка);
  • о четырех видах рыб (муксун, нельма, хариус, налим);
  • о ягодах и грибах (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);
  • о полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий);
  • о четырех видах насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки: бражник и крапивница);
  • об истории родного города (герб города, флаг ЯНАО, историю возникновения городского сада и др;
  • об одежде Народов Крайнего Севера (бурки, кисы, малица, ягушка, т.д.), называть её, их национальных видах деятельности (охота, оленеводство, рыболовство); 
  • об элементах танцев северных народов;
  • о правилах поведения в природе (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья);
  • о стихотворениях северных поэтов: «Как собака стала другом человека» и «Мой друг» –   Л. Лапцуя, «Лиственница» – Г. Лазарева, «Птица счастья» – П. Салтыкова, «Кулик», «Гагара» и «Чайка» – Ю. Шесталова, «Песец» – П. Явтысого; а так же народные и литературные сказки: «Гордый олень» и «Берестяной нос» – мансийские сказки, «Кукушка» – ненецкая сказка, «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомина, «Встреча двух времен года» и «Первые заморозки» – Е.Н. Сусой.
  • о пословицах, поговорках и загадках народов ЯНАО (см в таблице);
  • о зимовке рыб, травяной лягушки;
  • о творчестве народных поэтов и писателей: И.Г. Истомин, Е.Г. Сусой;
  • о рукоделии народов Севера (резьба по дереву, кости – знакомство с экспонатами); 
  • о географии ЯНАО (самая большая река – Обь, местные реки – Сэде- Яха, Ява- яха и др)
  • о достопримечательностях города;
  • об орудиях труда (аркан, силки, гарпун, тынзян, сети и т.д.);
  • о сезонных изменениях в природе:

  Осенью дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки.

  Зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет.

  Весна начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова.

  Летом наступают полярные дни (почти все время светло, так как день длинный, а ночь короткая). Лето короткое: длится с середины июня до середины августа. Тепло, бывают грозы. Много зелени, растения быстро растут, цветут, плодоносят. Часто бывает ясная или малооблачная погода. Жаркий период лета длится недолго. В тундре созревают ягоды и грибы, которые люди и обитатели тундры собирают и запасают на зиму, птицы и животные выводят потомство.

Различать по внешнему виду и называть деревья (ель, карликовая береза, лиственница, рябина), травянистые растения (осока, хвощ), цветущие растения (лютик, ромашка, одуванчик), а также лишайник;

Находить и показывать на карте реки; географическое обозначение города; границы ЯНАО; Ледовитый океан и Карское море;

Находить в природе ягоды и грибы (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);

 

К концу года у детей подготовительной группы сформированы представления:

  • о пяти видах животных, живущих на территории ЯНАО (морж, кит, соболь, ондатра, тюлень);
  • о семи видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (беркут, орел, утки: шилохвость и чирок-свистунок, полярная крачка, трясогузка, пуночка);
  • о шести видах рыб (пыжьян, щёкур, карась, ерш, окунь, язь);
  • о двух видах насекомых (слепни, бабочки: траурница, медведица, бархатница);
  • об истории родного города (год основания города и округа);
  • об истории создания достопримечательностей города;
  • о значении оленеводства для народов Ямала (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, панты);
  • о рукоделии народов ЯНАО (поделки из рогов, дерева, кости, меха, бересты, т.д. – знакомство с экспонатами);
  • об особенностях кухни народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы) 
  • о правилах поведения в природе (костер можно разводить на предварительно очищенной от дерна месте, обязательно его тушить перед уходом, ветки для костра не срывать, а собирать упавшие на землю (хворост), бережно относиться ко всему живому);
  • о национальных песнях («Олененок Авка», «Тетель – ветель»);
  • о стихотворениях северных поэтов: «Сказка про луну» и «Если солнце, как брусника…» – Ю. Шесталова, «Авка» –  И.Г. Истомина, «Пуночка», «Песец», «Пушица», «Иван – чай» –  П. Салтыкова, «Соболь» – В. Кудрявцевой, «Эдейка» – отрывки из поэмы Л. Лапцуя, «Салехард» – Р. Ругина, «Боль вторая» – Ю. Вэллы.
  • о народных и литературных сказках: «Девочка ростом с веретенце» – сказка народа коми, «Кошка и белка» – селькупская сказка, «Сова и куропатка» – И.Г. Истомин.
  • о пословицах, поговорках, приметах, загадках народов Севера.
  • о миграции и нересте рыб;
  • о географии ЯНАО (знать и находить на карте географические обозначения озер, рек, городов);
  • об обрядах, праздниках, обычаях народов ЯНАО;
  • о сезонных изменениях в природе:

     Осень начинается в середине – конце августа и заканчивается к концу октября – началу ноября. Дни становятся короче, часто идут моросящие холодные дожди, дуют холодные (северные) ветра. Листья деревьев и кустарников меняют окраску, опадают, вянет и желтеет трава и цветы. Исчезли насекомые, птицы улетели. На хвойных деревьях созрели шишки, которые люди и животные собирают и запасают на зиму. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Сформировать у детей представления о том, что замирание жизни растений связано с похолоданием, недостатком тепла, света и влаги. Птицы улетают в теплые края, потому – что дни стали короче, исчезли насекомые, которыми они питаются, замерзли водоёмы, рыбы ушли на зимовку, мигрировали. Питаться птицам стало труднее. Люди и животные собирают ягоды на зиму. Знать об изменениях в жизни животных, связанных с сезонными изменениями. Происходит линька животных и птиц (смена окраски, появляется теплый пух).

    Зимой холодно, частые морозы, метели, бураны; ветры дуют сильные ветры  чаще 

всего северные, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Часто бывают северные сияния, наступает полярная ночь, так как солнце высоко не поднимается. Зима начинается рано (в конце октября – начале ноября) длится до середины апреля. Деревья и кустарники без листьев, ветки более хрупкие, так как им не хватает тепла, света и влаги. Зимующие птицы приблизились к жилищу человека, так как не могут найти корм для себя в природе. Животные и птицы голодают, поэтому их надо подкармливать. Особенности зимовки куропаток (закапываются в снег, чтобы найти там корм, спрятаться от хищников и холодов).

   Весной день удлиняется, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Весна короткая и начинается поздно (с середины апреля до середины июня). Набухают почки, появляются листья и цветы, травы. Цвет веток деревьев меняется, так как стало больше света, тепла и влаги от таяния снега. Земля оттаивает (ее можно копать). Небо чаще ясное, безоблачное или малооблачное, солнце поднимается выше и греет сильнее. Ветер чаще дует южный, идут дожди и мокрый снег. Появляются насекомые, птицы прилетают, потому что стало теплее. Появился корм необходимый для животных и птиц, которые в это время готовятся к появлению потомства, сооружают и обустраивают гнезда, норы, т.д.  У животных в этот период происходит линька (смена окраса и меха на более тонкий, без пуха).

Лето короткое (с середины июня до середины августа) и не жаркое. Жаркая погода стоит не долго (1 – 2 недели). Наступают полярные дни (день длинный, а ночь совсем короткая, на небе часто можно увидеть и солнце, и луну одновременно). Бывают грозы, ветры дуют теплые, южные, не сильные. Растут и цветут растения, созревают ягоды, появляются грибы. Летом животные и птицы выводят потомство, поэтому охота на них запрещена. Летом есть все условия для роста растений (свет, влага, тепло). Из-за нехватки тепла почва до конца не оттаивает. Такая структура почвы называется вечной мерзлотой (оттаивает только верхний слой земли, поэтому корни у растений короткие, расположены в верхнем слое почвы).

  • какое отрицательное воздействие несет цивилизация природе Ямала (разрушение верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами, загрязнение окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами, бесконтрольный вылов рыбы, отлов и отстрел животных и птиц);
  • различать по внешнему виду и называть деревья (тальник, ольха), кустарник (можжевельник, шиповник), цветущие растения (багульник, пижма, Иван-чай, пушица);
  • рассказать о средствах передвижения коренных народов Ямала по тундре (олени, собаки, нарты, лодки, лыжи, упряжки, хорей, т.д.);
  • объяснять взаимосвязь между живыми организмами;
  • различать и называть ягоды и грибы (клюква, шиповник, водяника, смородина, малина; трутовик, дождевой гриб – несъедобные, маслята – съедобные);
  • различать ягоды и грибы (клюква, шиповник, водяника, смородина, малина; трутовик, дождевой гриб – несъедобные, маслята – съедобные);
  • о полезных ископаемых ЯНАО и их применение (дациты (строительный камень), гравий и песок (для строительства), мрамор и известняки (декоративные и облицовочные камни), торф (для строительства, химического производства, подсобных хозяйств.

 

  1. Мониторинг по освоению Программы 

 

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). 

Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

  Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. 

Мониторинг проводится два раза в год (в октябре и апреле) (таблица № 1, 2) 

Оценка уровня развития: 

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 

2 балла – отдельные компоненты не развиты; 

3 балла – соответствует возрасту; 

4 балла – высокий.

 

Таблица № 1 

 

Мониторинг для детей от 2 до 4 лет

  ФИО ребенка «Природа края»
Знает и называет сезонные изменения в природе Называет животных, птиц, насекомых живущих на территории ЯНАО Называет растения и северные ягоды. Знает о бережном отношении к природе

 

Таблица № 2 

Мониторинг для детей от 4 до 7 лет

ФИО ребенка «Моя Родина – мой Ямал» «Природа края» «Жители Ямала»
Знает и называет Ф.И.О свое и своих родителей, домашний адрес, профессии родителей Знает название и достопримечательности своего города, историю основания города Знает и называет название округа, столицу округа Знает и различает символи ку города, округа Знает геогафическое положение округа, может показать на карте Знает климатические условия и особенности округа Знает флору и фауну округа.Имеет представление о Красной книге Ямала. Называет животных и растения, занесенные в Красную книгу Ямала Знает и называет природные ископаемые Ямала Называет коренных жителей Ямала Знает быт, культуру и традиции коренных жителей Ямала Называет профессии жителей Ямала.Знает о многонациональн ости жителей современного Ямала

 

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

Содержание программы расширяет образование ребенка дошкольного возраста в части его социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. 

Учитывая возрастные особенности детей от 2 до 7 лет, весь программный материал распределен на пять лет обучения. 

Программа «Мой край родной», включающая такие разделы, как:

 I блок: «Моя Родина – мой Ямал»

  • Моя семья.
  • Мой город. 
  • Мой округ. 
  • Символика. 

II блок: «Природа края»

  • Географическое положение. 
  • Климатические условия.
  • Флора и фауна края. Красная книга Ямала.
  • Природные ископаемые. 

III блок: «Жители Ямала» 

  • Коренные жители 
  • Быт, культура и традиции коренных жителей.
  • Жители современного Ямала. 

позволит педагогам: – в I, II младшей и средней группах дать детям представления о родном округе, города; о растительном и животном мире края через занятия-путешествия, наблюдения, рассматривание иллюстрационного материала, видеофильмы, сказки, загадки и игры народов Ямала; 

– в старшей группе и подготовительной к школе группах – расширить знания о географии полуострова Ямал, о многообразии растительного и животного мира; познакомить с историей грода Новый Уренгой, ЯНАО; дать понятие о традиционных видах деятельности народов Ямала, о труде горожан, продолжить знакомство с фольклором, культурными традициями коренных жителей. 

Ребенка воспитывает все, что его окружает, поэтому главное значение имеет уклад дошкольной жизни: атмосфера, культура, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание – это воспитание добрым отношением друг к другу, к окружающему миру.

 Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации к краю, в котором живут; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности при познании особенностей и многообразии природы Ямальской земли.

Формирование первичных представлений о себе и коренных жителях Ямала, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

 Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей ненецкого народа, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий при познании родного края; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование уважительного отношения к коренным жителям и чувства их принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ненецкого народа; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Речевое развитие является ведущим по реализации Программы и включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой ямальского народа, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ненецких писателей. 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства Ямала (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы родного края; становление эстетического отношения к ямальской земле.

 Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ненецких писателей; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Физическое развитие включает приобретение опыта ребенком традиций и культуры коренных жителей Ямала через использование подвижных игр.

 

Задачи реализации программы «Мой край родной»

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Освоение способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении, бытовой деятельности. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Освоение способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении, бытовой деятельности. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Обогащать представления детей о профессиях горожан, о труде взрослых, построивших наш город. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах и безопасного поведения в социуме и природе. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город.  Формировать навыки культурного поведения в общественных местах и безопасного поведения в социуме и природе. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. Обогащать представления детей о профессиях горожан, о труде взрослых, построивших и прославивших наш город. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах и безопасного поведения в социуме и природе. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, Коммуникативные навыки. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»
Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Дать детям элементарные представления об особенностях природы Севера (когда холодно – одевать теплые вещи). Учить узнавать на картинке 2 вида диких животных, обитающих в лесотундре, дерево (ель). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Дать детям элементарные представления об особенностях природы Севера. Учить узнавать на картинке 2-3 вида диких животных, обитающих в лесотундре, знать 2 дерева и 2 цветка лесотундры. Узнавать на картинке и называть жилище коренных народов (чум). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять знания детей о достопримечательностях родного города, учить замечать красоту его улиц, воспитывать чувство гордости за родной округ. Приобщать детей к играм народов Севера. Познакомить с особенностями природы Севера (ранний приход осени, долгая снежная, морозная зима, поздняя весна, короткое лето). Расширять представления о растительности родного края: грибы, ягоды. Дать представление об олене (внешний вид, польза человеку). Дать элементарные представления об образе жизни и быте коренных народов Севера (чум, из чего сделан, об одежде коренных жителей, как и из чего она сшита). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей интерес к истории села, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. Воспитывать у детей интерес к истории округа, уважение к коренным жителям округа.  Обогащать представления детей об истории родного города, достопримечательностях города, округа, его особенностях. Познакомить с символикой края (флаг, герб). Продолжать обогащать представления детей о растительном и животном мире округа, его разнообразии и особенностях. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи. Знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние. Узнавать и называть растения лесотундры: кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина); деревья (ель, сосна, береза, осина); травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица); ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор).  Узнавать и называть животных, обитающих на Ямале: 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица). Знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведь). Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы).  Знать животных и растения Ямала занесенные в Красную книгу. Обогащать представления детей о жизни, быте, культурных традициях коренных народов Ямала. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.  Воспитывать у детей уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному округу. Обогащать представления детей об истории родного города, достопримечательностях города, округа, его особенностях. Обогащать представления детей о природных богатствах округа. Развивать умение детей находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей. Обогащать представления детей о жизни, быте, культурных традициях, праздниках коренных народов Ямала. Продолжать знакомить детей с народным фольклором, декоративно-прикладным искусством хантов, ненцев. Продолжать обогащать представления детей о растительном и животном мире округа, его разнообразии и особенностях. Знать и называть животных, обитающих на Ямале: звери (морж, соболь, ондатра, тюлень, горностай) птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка). Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, карликовая береза, ива); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик, маховик). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей, уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному округу.

 

Образовательная область «Речевое развитие»
Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Учить детей рассказывать о том, где они гуляют в выходные дни (на площади, улицах села, детских площадках, выезжают за город). Называть свою группу, имена воспитателей, друзей. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному городу. Продолжать учить детей рассказывать о том, где они гуляют в выходные дни (на площади, улицах села, детских площадках, выезжают за город). Называть сою группу, имена воспитателей, друзей. Познакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев (сказки по выбору педагога). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному городу. Совершенствовать умение детей рассказывать о самых красивых местах родного города. Продолжать знакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев, селькупов. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному городу. Продолжать знакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев, селькупов. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление коммуникативные навыки. Воспитывать у детей уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному городу. Продолжать знакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев, селькупов. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей уважение к коренным жителям округа, чувство гордости и любви к родному городу.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 
Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Изобразительная и продуктивная деятельность: Учить рисовать снежинки, дождь, листопад (нетрадиционные техники рисования) элементы узоров, состоящие из прямых горизонтальных линий и квадратов (оленья тропа). Учить лепить угощения для животных, обитающих в лесотундре (ягоды). Художественная литература: Формировать интерес кустному народному творчеству народов Ямала. Воспитывать интерес к его содержанию. Музыка: Учить передавать в музыкально-ритмических движениях и музыкальных играх образы животных и птиц, обитающих на Ямале (медведь, заяц, олень, птицы). Создавать атмосферу радости от умения передавать музыкальные образы в игре. Изобразительная и продуктивная деятельность: Учить рисовать элементы узоров, состоящие из прямых горизонтальных линий и квадратов (чум, оленья тропа). Учить лепить животных, обитающих в лесотундре (заяц, медведь). Художественная литература: Формировать интерес кустному народному творчеству народов Севера. Воспитывать интерес к его содержанию. Учить рассказывать содержание с опорой на иллюстрации к книгам. Театрализованная деятельность: участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Учить передавать в музыкально – ритмических движениях и музыкальных играх образы животных и птиц, обитающих на Ямале (медведь, заяц, лисица, олень, птицы). Создавать атмосферу радости от умения передавать музыкальные образы в игре. Познакомить с национальным инструментом – бубен, использовать его в игре. Изобразительная и продуктивная деятельность: Познакомить с элементами узора национальной одежды народов Севера. Продолжать учить изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (чум, головешки, оленья тропа), передавать в работе их колорит. Художественная литература: Учить правильно воспринимать содержание ненецких сказок, сопереживать героям. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из ненецких народных сказок, сопереживать героям. Учить понимать содержание стихотворений ненецких авторов; значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Развивать интерес к культуре коренных народов Севера. Театрализованная деятельность: Участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Познакомить детей с музыкальным творчеством хантыйского народа, его колыбельными песнями, учить подпевать отдельные мотивы. Продолжить знакомить с Музыкальными народными инструментами (бубен, колокольчик). Использовать их в музыкальных играх, в подыгрывании народной музыки (оркестр). Продолжить учить детей выразительно передавать в музыкально-ритмических движениях образы животных и птиц Ямала. Изобразительная и продуктивная деятельность: Узнавать и называть орнаменты народов ханты и ненцы. Использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта (кисы, малица, ягушка). Знать орнаменты: «заячьи ушка», «оленьи рога», «мужская голова», «женская голова». Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви. Художественная литература: Развивать способность детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коренных народов Севера. Формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей Ямала. Познакомить детей с легендами Севера, дающие информацию о быте и труде коренных народов. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству жителей Севера. Театрализованная деятельность: Участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Продолжать знакомить детей с творчеством хантыйского народа, характером исполнения народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки). Сопровождать пение игрой на бубне. Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни. Прививать уважение к традициям и обычаям коренных жителей Ямала. Изобразительная и продуктивная деятельность: Знать народные орнаменты, различать и называть их: «медвежьи ушка», «телячьи ножки», «волчий капкан». Использовать орнамент коренных народов Севера в украшении предметов быта, одежды, обуви: ягушка, кисы, сумочка и т.д. Уметь делать поделки из бересты, аппликацию из меха. Художественная литература: Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведений народов Севера. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, драматизации (эмоциональность исполнения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, скромность, трудолюбие, патриотизм, выраженные в традициях коренных народов Севера) Формировать устойчивый интерес к устному творчеству жителей Ямала. Театрализованная деятельность: Участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Расширять знания детей о народной музыке коренных народов Ямала. Узнавать мелодии знакомых песен (колыбельная, бытовая). Знать и исполнять песни современных композиторов о северном крае. Изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использовать народные игры в самостоятельной деятельности.

 

Образовательная область «Физическое развитие»
Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Развивать разнообразные виды движений, учитывающие особенности игр народов Ямала (прыжки на двух ногах, ползание, и т. д.). Развивать разнообразные виды движений, учитывающие особенности игр народов Ямала (прыжки на двух ногах с места, метание кольца на кеглю и т. д.). Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, энергично отталкиваться и приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед необходимые при проведении игр коренных народов Ямала (прыжки через нарты и т.д.). Учить точному броску в движущуюся мишень для развития навыков «охотников», являющихся основными в национальных играх северного народа. Развивать волевые качества, присущие коренным народам Ямала: выносливость, быстроту («Каюр и собаки»). Учить навыкам, необходимым в играх, отражающих промыслы коренных народов (оленеводы, охотники), а именно: сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом («Куропатки и охотники»). Продолжать развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить набрасывать кольцо (обруч, веревочную петлю) для развития ловкости и глазомера, присущие героям национальных игр (оленеводы, охотники). Совершенствовать умение прыгать на двух ногах через несколько препятствий (нарты). Развивать мышечную силу рук, через использование игр, отражающих профессию рыбака.

 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

При реализации данной Программы, педагогу необходимо:

 – продумывать использование полиэтнической среды региона, что будет являться методологической основой, обеспечивающей этнокультурную социализацию дошкольников; 

– продумывать содержание и организацию совместного образа жизни детей в познании родного края, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; 

-предусматривать принцип интеграции форм образовательной деятельности с детьми, принцип интеграции всех видов детской деятельности. 

– творчески подходить к выбору средств реализации; 

– ежедневно планировать образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о ямальском крае;

– взаимодействовать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития дошкольников в процессе приобщения детей к краеведческой культуре и традициям северного народа. 

 

Формы, методы и средства, применяемые педагогом

Формы Методы Средства
– групповые 

– индивидуальные

-объяснительно-иллюстративный

 – словесный 

– частично-поисковый – исследовательский;

 -наглядно-демонстрационный – проблемный.

-дидактический и демонстрационный материал

 – компьютер

 – картосхемы, алгоритмы, модели обследования предмета, мнемотаблицы 

– моделирование ситуаций

 

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 

 

Особенностью образовательной деятельности разных видов и культурных практик по реализации Программы «Мой край родной» выступает принцип ориентировочной функции знаний. Задача состоит в том, чтобы помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятой детям и принимаемой ими. 

В ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка значимым является появление образовательного результата (продукта), это может быть использование: детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

 

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 

 

Программа предусматривает применение эффективных форм работы для поддержки детской инициативы:

 – непосредственно образовательная деятельность; 

– познавательный рассказ педагога с постановкой проблемной ситуации; 

– проектная деятельность; 

– заочные путешествия по ямальской земле; 

– совместная исследовательская деятельность взрослого и детей 

– опыты и экспериментирование с объектами неживой природы ямальской земли; 

– совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы Ямала; 

– самостоятельная деятельность в предметных зонах.

 

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации программы «Мой край родной» 

 

Организуемая работа с семьей по Программе помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Используются разнообразные формы работы: участие в проектах, подготовка к экскурсиям, изготовление альбомов, плакатов, фотосессий и пр.

 

Месяц Тема Содержание работы
сентябрь «Люблю тебя, горжусь тобой, мой город Новый Уренгой» 1. Участие в праздновании Дня города. 

2. Создание фотоальбома «Мой город Новый Уренгой». 

3. Изготовление макета микрорайона, где находится детский сад. 

4. Организация тематической выставки рисунков «Новый Уренгой», посвященная дню рождения города.

октябрь «Краски Уренгойской осени» 1. Экскурсии по городу. 

2. Изготовление гербария. 

3. Участие в выставке совместных творческих работ «Разноцветная осень» 

4. Создание фотоальбома «Золотая осень на Ямале». 

5. Праздник «Осень в гости к нам пришла».

ноябрь «Животный мир Ямала» 1. Создание фотоальбома «Животный мир Ямала» 

2. Создание Красной книги. 

декабрь «Зимушка-зима в гости к нам пришла» 1. Выставка совместных творческих работ «Зимушка хрустальная» 

2. Презентация сказок «Приключения в зимнем лесу».

январь «Пернатые Ямала» 1. Создание альбома «Птицы на Ямале». 

2. Создание Красной книги. 

3. Создание коллажа «Кто с нами зимует».

февраль «Подводное царство Ямала» 1.Создание фотоальбома «Подводное царство»

2. Выставка рисунков по теме.

март «Праздник народов севера» 1. Посещение праздника народов Севера .

2. Выставка рисунков, макетов «Стойбище оленеводов». 

3. Создание альбома «Орнаменты Ямала». 

4. Изготовление народных игрушек. 

апрель  «Растительный мир Ямала» 1. Участие в выставке совместных творческих работ «Растительный мир Ямала» 

2. Создание альбома «Растительный мир Ямала»

 3. Создание Красной книги. 

май «Сказки, легенды народов Ямала» 1. Создание сборника «Сказки народов Ямала» 

2. Театрализованные постановки по мотивам народных сказок.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы.

 

Обеспеченность материальным оборудованием и средствами обучения и воспитания

 

Мини-музей «Ямал-мой край родной» – герб, флаг ЯНАО, предметы народно- прикладного творчества народов Севера, фотографии, детское творчество, книги, открытки, журналы и др. Альбомы «Мой край», «Символика края», «Северная природа», «Животные Ямала», «Национальные орнаменты народов Ямала»; «Фольклор народов Севера»; куклы в национальной одежде.

Музыкальный зал – интерактивная доска, ноутбук Аудио, медиотека и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера – аудиозаписи песен о Новом Уренгое, ЯНАО.

Физкультурный зал – атрибуты к народным подвижным играм: «Перетяни палку», «Олени и волки», «Хейро», «Прыжки через нарты» (канат, палки, шапочки, налобные повязки и т.д.)

Центр патриотического воспитания в групповой комнате – Ноутбук Видео презентации: «Путешествие по Ямалу», «Кто на Ямале живет», «Растительный мир Ямала», «Животный мир Ямала», «Путешествие по улицам села», «Стойбища оленеводов». Детский атлас мира; карта России, ЯНАО; Альбомы: «Мой край», «Символика края», «Стойбища ненцев», «Северная природа», «Животные Ямала», «Национальные орнаменты народов Ямала»; «Фольклор народов Севера»; куклы в национальной одежде; иллюстрационный материал по теме: «Ямал»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в тундре», «Что растет в тундре», «Времена года», «Напиши правильно адрес», «Угадай по описанию», «Разукрась малицу» и т.д.; атрибуты к подвижным играм: «Перетяни палку», «Олени и волки», «Хейро», «Прыжки через нарты» (канат, палки, шапочки, налобные повязки и т.д.) Материал для продуктивной творческой деятельности.

 

3.2. Методическое обеспечение программы «Мой край родной»

 

  1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. 
  2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Журавель Н. М. Краеведение ЯмалоНенецкого автономного округа, Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  4. Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. 
  5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. 
  6. Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 
  7. Фёдорова Л. В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003. 
  8. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 . 
  9. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г. А., Васильева В. И. Издательство «Малыш», 1991.
  10. Евдокимова Т.С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №6/2002. 
  11. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006.Управление ДОУ 2006 № 8. 
  12. Коротовских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006. 
  13. Маханева М.Д. Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников. Журнал «Управление ДОУ» №1/2005. 
  14. Борко Т.Н., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. Тюмень, 2002. 
  15. С чего начинается Родина?: Опыт работы по патриотическому воспитанию / под ред. Л.А. Кандрыкиной.- М.: «Сфера», 2003. 
  16. Козлова С..А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000. 
  17. Королькова О.А. Ознакомление старших дошкольников с культурой и радициями коренных народов Ямала. – М. Управление ДОУ №8/2008 
  18. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы: уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» СП-б., 2005.
  19. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. 
  20. Шешкин П.Е., Шабалин И.Д. Мансийские орнаменты. СП-б., 1993. 
  21. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил
  22. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. Пособие для 

воспитателей детских садов Ямала – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 1998г.

23.Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду – СПб: «Просвещение», 1998г.

  1. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа 

 – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.

  1. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса – Томск: 

Издательство Томского Университета, 2001г.

  1. Южаков А.А., Мухачев А.Д. Этническое оленеводство Западной Сибири: ненецкий тип – Новосибирск, 2001г.

Литература для детей

  1. Дудников Н.М. Мой дом Север. Сказки, легенды. / «Европа-печать и издательстов» ЕООД, София ТОО «Виланд», 1996 
  2. Мазуревич С.А. Популярная энциклопедия «Все обо всем», ЧП «Издательство «СКИФ», 2007 3. Почемучка. М.: «Педагогика», 1991
  3. Приходько М., Приходько О. «Хомани», СПб: ИД «Светлячок» 1998; 
  4. Расскажи мне сказку, М.: «Просвещение», 1993 

5.Сказки народов Севера. М.: «Просвещение», 1994 

  1. Смирнов Г.А. Сказки народов Сибири. Красноярск, издательство «Витал», 1992; 
  2. Аудио  с записью северных мотивов, народных песен коренных народов; 

8.Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

9.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985г.

10.Лапцуй Л. Эдейка. – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1978г.

11.Ненецкий фольклор – составитель Куприянова З.Н.; Ленинград: Государственное  учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1960г.

12.Ругин Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты. – М: «Московский инженерно-    информационный центр», 1998г.

13.Ругин Р. Метель на ладонях. – М: «Современник», 1986г.

14.Северные россыпи. – составитель Л.С. Лаптева, г. Салехард, 1962г.

15.Сказки народов Севера. – «Уральское книжное издательство», 1962г.

16.Туружина П. Сказки о серой мышке. – М: «Вилад», 2000г.

17.Федорова Л.В. Родная литература. – г. Тюмень, 1995г.

18.Федорова Л.В. Северные родники. – г. Сыктывкар, 1995г.

19.Шесталов И.Н. Сначала была сказка. – М: «Детская литература», 1984г.

20.Явтысый П.А. Взойдет росток души. – Нарьян-Мар, 1996г.

21.Явтысый П.А. Зов морошковой земли. – М: «Детская литература», 1989г.

22.Явтысый П.А. След аргиша. – Архангельск: Северо-западное книжное   издательство, 1981г.

 

3.3. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды 

 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды заключается в ее преобразовании таким образом, чтобы она представляла собой развивающий и воспитательный характер. Несла познавательную информацию и предусматривала формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с ямальским краем. 

*Примечание: преобразование ППРС в каждой возрастной группе происходит в соответствии с комплексно-тематическом планированием. 

 

  1. Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации программы «Мой край родной»

 

Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации Программы условно разделено на тематические блоки, каждый из блоков представлен несколькими сквозными темами в соответствии с возрастом воспитанников групп. В планировании педагогов групп содержание сквозных тем раскрывается в виде образовательных задач, средств реализации, методического обеспечения и форм проведения образовательной деятельности.

 

Тематическое планирование 

(для дошкольного возраста  от 2-х до 4-х лет)

Блок Месяц Тема Кол-во часов
1. Природа края Сентябрь Осень, в гости просим 2
Октябрь Растительный мир Ямала 2
Ноябрь Волшебница зима на Ямале 2
Декабрь Животные ямальской тундры 2
Январь Ямальские пернатые 2
Февраль Весна, красна! 2
Март Кто на севере живет? (насекомые) 2
Апрель Дары севера 2
Май Здравствуй, ямальское лето! 2
Итого: 18

 

Тематическое планирование 

(для дошкольного возраста  от 4-х до 5-ти лет)

Блок Месяц Тема Кол-во часов
1. Моя Родина – мой Ямал Сентябрь Мой город. 

Геральдика города.

1

1

Октябрь Наша дружная семья. 

Профессии моих родителей.

1

1

Ноябрь Мой край родной – Ямал.

Геральдика Ямала.

1

1

Природа края Декабрь Звуки природы Севера (голоса птиц, животных, явлений природы, кто живет в реке). 2
Январь Растительный мир Ямала 

Животный мир Севера

1

1

Жители Ямала Февраль Коренные жители Севера 

Олень в жизни коренных жителей Ямала.

1

1

Март Предметы быта ненцев 

Национальная одежда жителей тундры.

1

1

Апрель Сказки, игры коренных жителей Ямала 

Национальные игрушки детей Севера.

1

1

Май Экскурсия в мини – музей. Музыкально-познавательное мероприятие «Как прекрасен мой Ямал». 1

1

Итого: 18

 

Тематическое планирование 

(для дошкольного возраста  от 5-ти до 7-ми лет)

 

Блок Месяц Тема Кол-во часов
1. Моя Родина – мой Ямал Сентябрь Я и моя семья. 

Мой город Новый Уренгой 

Профессии моих родителей. 

Геральдика города, геральдика Ямала.

1

1

1

2

Октябрь Достопримечательности города. Инфраструктура образовательных и социальных объектов города 

(детский сад, детская библиотека, ГИБДД, больница, газовые промыслы и др.)

Мой край родной – Ямал. Географическое положение Ямала.

1

1

1

1

Природа края Ноябрь Климатические условия Севера. 

Загадка природы – северное сияние Богатства недр Ямала. 

Основные отрасли производства на Ямале.

1

1

2

1

Декабрь Природа Нового Уренгоя и Ямала.

Животные севера. 

2

1

Январь Птицы Севера. 

Кто живёт в реке. 

1

1

Февраль Красная книга Ямала.

Дары тундры. 

3

1

Жители Ямала Март Жители современного Ямала

Обряды, праздники, обычаи народов Севера

Средства передвижения коренных народов  (олени, собаки, нарты, лодки, лыжи, упряжки, хорей, т.д.)

1

2

1

Апрель Жизнь и быт местного населения Ненецкое жильё – чум

Сказки, игры коренных жителей Ямала

1

1

2

Май Национальная одежда ненцев

Национальные игрушки детей Севера. Экскурсия в краеведческий музей Викторина «Знаешь ли ты, Ямал?»

1

1

1

1

Итого:  36