Система работы педагога- наставника. «Наставничество, как эффективная модель повышения профессионализма учителя»

ФИО: Давыдова А.К.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3053
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Система работы педагога- наставника. «Наставничество, как эффективная модель повышения профессионализма учителя»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Описание системы работы педагога-наставника «Учитель – учитель».

 «Со мной работали десятки молодых

учителей. Я убедился, что как бы

человек успешно не закончил

педагогический вуз, как бы он не

был талантлив, но если не будет

учиться на опыте других, никогда

не будет хорошим педагогом, я сам

учился у более опытных

педагогов…»

А.С.Макаренко

Тьюторство как форма наставничества возникло в первых Британских университетах – Оксфорде (XIIв.) и в Кембридже (XIIIв.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являющегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры. Тьютор (в переводе с английского TUTOR) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». Все эти понятия можно объединить в одном ёмком русском слове «Наставник».

Наставничество и шефство было распространено во времена Советского Союза. Таким образом, тьюторство в нашей стране не вновь создали, а возобновили давно забытое движение, которое называлось «наставничество». Наставничество существовало долгие годы в России ещё при СССР. Наставниками были опытные и лучшие учителя, потому что им доверялось главное: идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого учителя. Поэтому в наставники определяли  авторитетных, опытных специалистов, обладающих нравственными и высокими моральными качествами, а также хорошей профессиональной подготовкой и жизненным опытом. Систематически повышался уровень педагогического мастерства наставников на курсах повышения квалификации с привлечением преподавателей вузов, организовывались  и проводились выставки передового опыта работы лучших наставников; проводилось материальное стимулирование деятельности наставников.

Кто же такой тьютор в современном понимании?

Тьютор – это наставник, партнер обучающихся взрослых, обеспечивающий сопровождение индивидуального маршрута образования и развитие педагога в системе повышения квалификации. 

Развитие кадрового потенциала является основным фактором развития каждой образовательной организации, залогом её успешного будущего.  Ежегодно в школы приходят работать молодые специалисты.  Молодые специалисты имеют разный педагогический стаж, педагогический опыт, профессиональные затруднения, поэтому основной формой их профессионального развития является тьюторское сопровождение, обеспечивающее все необходимые условия для учета индивидуальных особенностей. 

  Я являюсь муниципальным тьютором учителей начальных классов  Лазаревского района города Сочи. Опыт работы в данном направлении небольшой, но за плечами 37- летний стаж работы в начальной школе. Занимаю должность заместителя директора по учебно – методической работе, что позволяет эффективно осуществлять взаимодействие как с администрацией, так и с педагогическим коллективом школ, руководителями методических объединений и методистами Сочинского центра образования. В Лазаревском районе города Сочи 16 молодых специалистов начальных классов. Их них имеют 1 квалификационную категорию 4 чел., что  составляет 25%  от общего количества молодых специалистов района. Кроме того, в каждой школе района определен педагог-наставник, который сопровождает взрослого обучающегося для решения определенного затруднения.

Курируемых мною направлений тьюторского сопровождения молодых специалистов несколько:

 -сопровождение участия в профессиональных конкурсах. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства   мотивирует молодых специалистов на профессиональную конкуренцию, которая носит творческий характер;

– повышение профессиональной компетенции молодых специалистов. Регулярное участие в мастер- классах, круглых столах, предметных неделях позволяет успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Цель тьюторского сопровождения (индивидуального, группового) молодых педагогов – обеспечение их профессионального становления и развития.

Задачи: 

  1. Обеспечение успешной адаптации и повышение мотивации к педагогической деятельности молодых специалистов. 
  2. Способствование выработке, развитию профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными интересами и затруднениями. 
  3. Создание разных “ситуаций успеха”для каждого молодого специалиста.

 4.Развитие профессионального мастерства молодых специалистов посредством участия в конкурсах.

Принципы тьюторского сопровождения:

Все эти принципы подразумевают:

  1. Принцип индивидуализации. Стремление обеспечить каждому молодому специалисту возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории.
  2. Принцип элективности обучения. Предоставление молодому специалисту свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения. 
  3. Принцип непрерывности. Предполагает тесную взаимосвязь рабочей деятельности и самообразования молодого специалиста. 
  4. Принцип актуализации результатов обучения. Практическая востребованность результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта. 
  5. 5. Принцип деятельности. Молодой специалист получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм. 
  6. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении молодого специалиста к профессиональному развитию
  1. Система работы
  2. Диагностика выявления профессиональных затруднений молодого специалиста

Учитель, который сегодня приходит в школу после получения специального образования (высшего или среднего), как показывает анкетирование и мониторинг выявления трудностей молодого специалиста, оказывается не готов к потоку тех требований, которые предъявляются к нему федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, профессиональным стандартом педагога.  Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. 

В связи с этим появилась потребность изменить управление методической работы с молодыми педагогическими кадрами, которое   направлено на обеспечение индивидуального сопровождения профессионального становления   данной категории учителей, а также на сохранность педагогического коллектива. 

С целью составления индивидуального маршрута профессионального становления и развития мы систематически проводим диагностику, в ходе которой выявляются проблемы и успехи педагогической деятельности молодых специалистов. 

Диагностика включает в себя: 

– методики изучения уровня сформированности профессиональных компетенций (предметная, общепедагогическая, профессионально- коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная);

 – анализ профессиональных затруднений путем составления «интеллект-карты» взрослыми обучающимися; 

 – практикум по разработке проекта, направленного на развитие личностного роста «Я всё умею, я всё смогу» реализует задачу: помочь молодому учителю приобрести свойство уверенности в себе. Это свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка собственных навыков и способностей, достаточных для достижения целей и удовлетворения его потребностей. 
Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям.

 Так, школьный психолог в сентябре ежегодно проводит для молодых специалистов тренинг «Просто поверь в себя». Цель: способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание. 

Также в начале учебного года наставниками школ Лазаревского района проводится анкетирование молодых педагогов. По итогам анкетирования выявлены сильные и слабые стороны учителя. 

  1. Формы и методы работы с молодым специалистом

Для достижения поставленных задач нами разработана модель   управления молодыми кадрами «Вверх- к мастерству». Новизна модели заключается в следующем:

–  изменение подходов к управленческой деятельности путем организации тьюторского   сопровождения молодых специалистов;

– осуществлении учета индивидуальных профессиональных интересов каждого учителя;

–  результативности каждого молодого специалиста в прохождении маршрутов проекта.

 Молодой специалист осваивает «маршруты»: 

  1. «Введение в профессию» (обеспечение успешной адаптации и повышение мотивации на уровне «Понимаю и хочу» путем освоения индивидуального методического маршрута). 
  2. «Тропинка к мастерству» (выработка и развитие профессиональных компетенций на уровне «Знаю и могу» посредством участия в работе школы молодого специалиста). 
  3. «Познание профессии» (уровень «Знаю, хочу и могу», представление опыта работы в конкурсах педагогического мастерства). 
  4. «Я- мастер» (уровень «Знаю, хочу и умею», демонстрация личного профессионального роста). 

Основное и главное правило освоения маршрутов: «Каждый педагог – успешен».

  Для прохождения маршрута №1 «Введение в профессию» разрабатывается индивидуальный методический маршрут, количество «тропинок» которого определяется на основании начальной диагностики и запросов молодого специалиста. Весь маршрут основан на SMART-цели и  приоритетных направлениях работы молодого специалиста. На данном этапе тьютор подключает к работе наставника, обладающего прочными знаниями в необходимой области развития молодого специалиста. 

В зависимости от решаемой задачи определяются формы работы:

 

 -индивидуальные (самообразование, консультации, работа с тьютором, с наставником по индивидуальным затруднениям, создание собственной базы лучших сценариев урока, интересных приемов и находок на уроке, разработка собственных средств наглядности на уроке, работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога, посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег);

 – групповые (методическое объединение, творческие группы);

 – массовые (семинары, научно-практические конференции, педсовет, форумы). 

    На маршруте №2 «Тропинка к мастерству» молодой специалист активно вовлечён в работу школы молодого специалиста, где проходят занятия коллективные, индивидуальные, а также дистанционные. 

Все занятия в школе молодого специалиста проходят в деятельностном подходе, имеют следующую структуру:

 

 1) представление целей, задач; 

2) выявление ожидания (записи на стикерах, таблица «Знаю и могу»;

  3) актуализация проблемы, формирование мотивации; 

 4) информационный блок – логически завершенные части работы с источниками информации, наглядные материалы, дискуссии, ролевые игры, активные методы; 

 5) приобретение практических навыков – самостоятельная работа в режиме интерактива; 

 6) рефлексия, ожидание, оценка. 

Основные задачи этого маршрута:

 – обеспечить овладение знаниями, умениями, которые предъявляют к современному образованию в требованиях профессионального стандарта «Педагога», федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования;

 – обучить применению современных образовательных технологий, включая информационные.

 Так, тьютор знакомит молодых специалистов с нормативной документацией,  осуществляется это с помощью памяток, инструкций, методических рекомендаций. Молодой специалист использует  их в работе до полного освоения изложенных в них требований и алгоритмов.

Для проведения занятий тьютор привлекает учителей, имеющих значительный опыт в области рассматриваемых вопросов. 

Например, 

– В рамках предметной недели (ноябрь 2021г.) «Фестиваль педагогических наук» Торосян Влада Вадимовна, наставник, учитель начальных классов школы №75, победитель городского этапа всероссийского конкурса «Лучший учитель России», победитель всероссийского профессионального педагогического конкурса в номинации: «Методическая разработка педагога» представила мастер-класс по теме «Эффективные методы и приемы инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе». 

15 января 2022 года  на базе ресурсного центра военно- патриотической работы школы№75 Цветкова Е.Н. учитель истории школы№75, наставник участник краевого смотра- конкурса школьных музеев и уголков Воинской Славы в образовательных учреждениях»,  провела мастер – класс «Роль школьного музея в духовно-нравственном развитии и воспитании». 

– Новикова Елена Викторовна, учитель начальных классов школа №83 призер муниципального этапа всероссийского конкурса “Учитель года- 2020” представила мастер-класс по теме «Организация системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС». 

После проведения мастер- классов молодые специалисты изучают опыт педагогов, получают задание: спроектировать учебное занятие.  Далее обсуждают проект урока с тьютором, апробируют  его  на уроке и подробно анализируют. Данный вид работы предоставляет учителю возможность увидеть и исправить многие ошибки еще до занятия. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с молодым специалистом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию учителя, стать свидетелем его педагогического творчества.

        По итогам работы молодой специалист из материалов, предлагаемых тьютором формирует электронную копилку собственных методических продуктов «Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС общего начального образования».

  Маршрут №3 «Познание профессии» спланирован с целью участия каждого молодого педагога в конкурсах педагогического мастерства. Принимая участие в различных конкурсах, учитель приобретает опыт по определенной теме, подготавливает методический продукт и показывает его в рамках муниципального или регионального конкурсов. На данном маршруте обязательно осуществляется сопровождение молодого специалиста тьютором и учителем, который в данном конкурсном движении имеет положительный результат. 

 По итогам прохождения трех маршрутов, в конце учебного года на внутришкольном фестивале «Я-мастер своего дела» молодые планируется проведение отчета о личных профессиональных достижениях. На этом же этапе планируется проведение анализа результатов участия молодого специалиста в конкурсах, усвоения обучающимися программ по учебным предметам, положительной динамики уровня сформированности универсальных учебных действий с целью прохождения аттестации на присвоение первой квалификационной категории. При достаточных достижениях тьютор осуществляет сопровождение в подготовке заявления на присвоение квалификационной категории. Так, по итогам 2020-2021 учебного года планируется повышение квалификационной категории от 60% до 100 %  молодых специалистов.

Реализация модели развития кадрового потенциала «Вверх- к мастерству» способствует: 

– осуществлению учета индивидуальных профессиональных интересов педагогов; 

– результативности каждого молодого специалиста в прохождении маршрутов проекта. 

Так как эту модель мы используем впервые, то резоннее говорить о планируемых результатах работы данной модели: 

– обеспечение 100% сохранности контингента молодых специалистов; 

– присвоение от 60% до 100% молодым специалистам первого года работы первой квалификационной категории. 

Положительный результат профессиональных достижений молодых специалистов- это результаты их обучающихся, которые показывают стабильные результаты усвоения программ по учебным предметам, положительную динамику уровня сформированности универсальных учебных действий. Среди обучающихся есть победители и призеры интеллектуальных и творческих конкурсов.

Так, в 2020г.- Коневец Виктория, 4 “Д” класс, участница Всероссийского конкурса “Разговор о правильном питании” (учитель Гвашева Зарема Спартаковна). 

– октябрь 2020г.Кирилаш Полина, ученица 4 “Д”класса призер международного конкурса поделок из природного материала “Осенняя кладовая”(учитель Гвашева Зарема Спартаковна). 

– октябрь 2020г. Аветисян Григорий, ученик 1 “Б”класса, призер международного конкурса поделок из природного материала “Осенняя кладовая” (учитель Родионова Ирина Сергеевна). 

– январь 2021г. Макаров Тимофей ученик 1 “Б”класса,  победитель Международного конкурса новогодних поделок “Зимняя мастерская” лауреат Iстепени. (учитель Родионова Ирина Сергеевна).

– январь 2021г. Баранова Софья ученица 1 “Б”класса победитель Международного конкурса новогодних поделок “В ожидании Нового года…” лауреат Iстепени (учитель Родионова Ирина Сергеевна).

  1. Учебно-методические материалы, разработанные совместно тьютором и молодым специалистом, достижения молодых специалистов.

В ходе совместной с тьютором работы молодыми специалистами созданы следующие учебно-методические материалы:

 1) Совместно с учителем начальных классов Родионовой И.С. разработан видео-урок с применением информационно- коммуникационных технологий «И помним мы, что  только так и стоит жить», который представлен на городской конкурс видео-уроков «Салют Героям!»: в  апреле 2022 года Родионова Ирина Сергеевна, на городском семинаре для учителей начальных классов,  представила свой опыт работы по теме «Методы и приемы формирования и оценки естественно-научной функциональной грамотности младших школьников».  

2) Гвашева Зарема Спартаковна- 3-й год работы: 

-2018-2020гг.- Победитель в школьном конкурсе газет «Памяти А.П. Малышева посвящается …»

-2019-2020гг. – Победитель конкурса «Лучшее  Новогоднее  оформление школы».

-2019-2020гг.- Победитель районного конкурса декоративно-прикладного творчества «Царица ОСЕНЬ».

-2019-2020гг.- Лауреат школьного патриотической инсценированной песни «Отчизны верные сыны».

-2019-2020гг.- Призер городского конкурс методик программы «Разговор о правильном питании».

-2020г. – Участник краевого вебинара «Взаимодействие классного руководителя с семьей».

  1. Трансляция опыта работы по сопровождению профессионального    развития молодого специалиста

        «Обучая других – мы учимся сами», – слова Сенеки находят свое отражение в работе тьютора. 

Тьютор оказывает методическую и практическую поддержку по всем вопросам, с которыми сталкивается молодой специалист. И поэтому самому тьютору требуется непрерывно повышать профессиональные компетентности в различных областях педагогической деятельности. В ходе тьюторской деятельности мною транслировался  опыт работы с молодыми специалистами в различных формах: 

– опубликованы две статьи в краевом педагогическом журнале:

– май 2020г.- российский журнал «Современный урок» тема: «Тьютор-старшеклассник для «особенных» детей»

-март 2020г. «Педагогический вестник Кубани» тема: «От простого к сложному»; 

-ноябрь 2022 г. –лауреат краевого конкурса «Педагог- наставник 2022»

-организованы и проведены районные семинары для молодых педагогов, представлен опыт работы на городском семинаре в феврале 2022года, проводила консультации для молодых специалистов: «Как выстроить эффективную систему работы в школе», «Анализ и самоанализ урока по ФГОС».

Заключение

 Качественная, систематическая и грамотная организация работы тьютора с молодым специалистом дает положительные результаты в социальном направлении

  1. Тьюторское сопровождение позволяет сделать процесс профессионального самосовершенствования индивидуальным и мобильным, дифференцировать и оптимально использовать внешние и внутренние факторы, способствующие профессиональному росту педагога; своевременно выявлять и быстро реагировать на причины, порождающие профессиональную неудовлетворенность, формировать общие профессиональные установки, актуализирующие личностный потенциал педагога.
  2. Освоение индивидуального методического маршрута способствует устранению личных профессиональных затруднений, выявленных при первоначальной диагностике.
  3. Овладение молодыми специалистами – участниками школы молодого специалиста – знаниями, умениями и компетенциями, которые предъявляются к современному образованию в требованиях профессионального стандарта «Педагога», федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; включение в практику своей педагогической деятельности современных образовательных технологий, включая информационные. 
  4. Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует быстрому развитию профессиональных компетенций, умению обобщать опыт инновационной деятельности.
  5. Демонстрация личных профессиональных достижений при прохождении маршрутов на внутришкольном фестивале «Мастер своего дела” повышает мотивацию к педагогической деятельности молодых специалистов. 

 Планируемые  результаты по итогам  работы:

 – высокий уровень мотивации к педагогической деятельности у 95% молодых специалистов;

 – 100% вовлечение молодых специалистов в инновационную деятельность; 

– участие 15 – 100% молодых специалистов в конкурсах  профессионального мастерства; 

– 30-100% – победителей и призеров всероссийского, и муниципальных конкурсов педагогического мастерства; 

– обеспечение сохранности контингента молодых специалистов на 100%; 

– присвоение первой квалификационной категория 80-100% молодых специалистов по итогам первого года работы. 

Качественное управление процессом профессиональной адаптации, профессионального становления помогает не только профессиональному росту молодых специалистов, но и содействует повышению квалификации тьютора, педагогов-наставников и других учителей школ, привлекаемых к работе с молодыми специалистами.