ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле»
Туристко-краеведческой направленности
Возраст обучающихся – 10-18 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень сложности – ознакомительный
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель основ православной культуры
Андрианова О.В.
Владимирская область
г. Юрьев-Польский
2023 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле» разработана на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г №678-р “Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года”;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.04.2023 № 302 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Устава и локальных актов МБОУ «Школа №3».
Данная программа дополнительного образования относится к программам туристко-краеведческой направленности. Уровень освоения содержания программы – ознакомительный.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле» туристко-краеведческой направленности может быть актуальной в различных аспектах:
– Ознакомление с историей и культурой Юрьев-Польской земли: программа направлена на изучение исторических и культурных особенностей данного региона, его наследия и значимости. Она может предлагать знакомство с памятниками архитектуры, искусством и другими культурными достопримечательностями.
– развитие духовности и понимания: программа может помочь участникам развить их духовное понимание, нравственные принципы и ценности.
– созидательное времяпрепровождение: программа предлагает участникам возможность провести качественное время, освоить новые увлечения и навыки, общаться с единомышленниками и создать положительную атмосферу обучения и обмена опытом.
– популяризация и сохранение культурного наследия Юрьев-Польской земли. Программа направлена на развитие у обучающихся активного включения в сохранение и пропаганду исторических и культурных ценностей региона.
Таким образом, актуальность проекта “Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле” может быть обоснована как с культурной и исторической, так и социально-экономической точек зрения.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5-10 классов.
Сроки реализации программы и режим занятий
Программа объемом в 40 часов рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Оптимальное количество человек для обучения – 15.
Занятия проводятся в очной форме.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: историческое, культурное, духовное и образовательное развитие обучающихся, а также с популяризация и сохранение культурного наследия Юрьев-Польского района.
Задачи программы:
Предметные
- Изучение истории и культуры Юрьев-Польской земли: изучение исторических событий, значимых фигур и культурных традиций духовной жизни района;
- Развитие духовности и самоосознания обучающихся;
- Ознакомление с религиозными и философскими традициями Юрьев-Польской земли;
- Изучение истории храмов и монастырей Юрьев-Польского района, а также жизнеосписания местночтимых святых;
- Формирование культурного наследия и гражданской идентичности: понимания и уважения обучающихся к культурному наследию Юрьев-Польской земли, а также развитие гражданской идентичности и ответственности перед своим регионом.
- Проведение экскурсий, мастер-классы, создание проектов и исследовательских работ о Юрьев-Польской земле.
Метапредметные
- Формирование умения понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
- Формирование умения планировать свои действия при выполнении заданий.
- Формирование навыков в осуществлении контроля, коррекции, оценки результатов своей деятельности.
Личностные
- формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему;
- формирование у учащихся активного и ответственного отношения к охране культурного и духовному наследия района.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п |
Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Введение. Знакомство участников с программой, постановка цели и задач. | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2 | Встреча с учителем истории, краеведом Хламовым С.Ю. | 1 | 1 | 0 | Лекция |
3. | Презентация «Знакомство с храмами и монастырями Юрьев-Польской земли». Определение интересующих объектов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
4. | Встреча со священником Максимом Сидоровым. | 1 | 1 | 0 | Беседа |
5. | Приходские храмы Юрьев-Польского: Христорождественский храм.
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
6. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Христорождественский храм г.Юрьев-Польского | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
7. | Приходские храмы Юрьев-Польского: Покровский храм.
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
8. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Покровский храм г.Юрьев-Польского | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
9. | Презентация «Жемчужина Юрьев-Польской земли – Георгиевский собор»
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
10. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Георгиевский собор г.Юрьев-Польского | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
11. | Презентация о храме Троицы Живоначальной г. Юрьев-Польского
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
12. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к храму Троицы Живоначальной г.Юрьев-Польский | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
13. | «Храмы Юрьев-Польского».
Выполнение рисунков и исследовательских работ |
2 | 0,5 | 1,5 | Практикум |
14. | Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Введенский Никоновский монастырь города Юрьев-Польский
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
15. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Введенский Никоновский монастырь | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
16. | Монастыри Юрьев-Польского: Михаило-Архангельский монастырь города Юрьев-Польский
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
17. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Михаило-Архангельский монастырь | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
18. | Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района
Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
19. |
Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Никольский монастырь с. НовоеЮрьев-Польского района |
3 | 0,5 | 2,5 | Экскурсия |
20. |
Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Успенский Космин монастырь с. НебылоеЮрьев-Польского районаСоставление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
1 | 0,5 | 0,5 | Лекция/
Практикум |
21. |
Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Успенский Космин монастырь с. НебылоеЮрьев-Польского района |
3 | 0,5 | 2,5 | Экскурсия |
22. | Монастыри Юрьев-Польского района.
Выполнение рисунков и исследовательских работ |
2 | 0,5 | 1,5 | Практикум |
23. | Утерянные святыни Юрьев-Польского: Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”
с. Ненашевское Юрьев-Польского района Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута |
2 | 0,5 | 1,5 | Лекция/
Практикум |
24. | Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”
С.ненашевскоеЮрьев-Польского района |
2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия |
25. | Составление карты «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практикум |
Всего | 40 | 14 | 26 |
Содержание учебно-тематического плана
- Введение. Знакомство участников с программой, постановка цели и задач.
Теория: Формирование представления о краеведении духовной истории района.
- Встреча с учителем истории, краеведом Хламовым С.Ю.
Теория: знакомство с духовной историей Юрьев-Польской земли.
- Презентация «Знакомство с храмами и монастырями Юрьев-Польской земли». Определение интересующих объектов.
Теория: Знакомство с храмами и монастырями Юрьев-Польской земли.
- Встреча со священником Максимом Сидоровым.
Теория: Определение значимости сохранения духовного наследия Юрьев-Польской земли.
- Приходские храмы Юрьев-Польского: Христорождественский храм.
Теория: история Христорождественного храма г.Юрьев-Польский.
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Христорождественский храм г.Юрьев-Польского
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Христорождественский храм г.Юрьев-Польского
- Приходские храмы Юрьев-Польского: Покровский храм.
Теория: история Покровского храма г.Юрьев-Польский.
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Покровский храм г.Юрьев-Польского
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Покровский храм г.Юрьев-Польского
- Презентация «Жемчужина Юрьев-Польской земли – Георгиевский собор»
Теория: Жемчужина Юрьев-Польской земли – Георгиевский собор: история.
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Георгиевский собор г.Юрьев-Польского
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Геориевский собор г.Юрьев-Польского
- Презентация о храме Троицы Живоначальной г. Юрьев-Польского
Теория: История храма Троицы Живоначальной г. Юрьев-Польского
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к храму Троицы Живоначальной г.Юрьев-Польский
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия к храму Живоначальной Троицы г.Юрьев-Польского
- «Храмы Юрьев-Польского».
Практика: Выполнение рисунков и исследовательских работ по теме.
- Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Введенский Никоновский монастырь города Юрьев-Польский
Теория: История Свято-Введенского Никоновского монастыря г. Юрьев-Польского
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Введенский Никоновский монастырь
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Свято-Введенский Никоновский монастырь г.Юрьев-Польского
- Монастыри Юрьев-Польского: Михаило-Архангельский монастырь города Юрьев-Польский
Теория: История Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польского
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Михаило-Архангельский монастырь
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Михаило-Архангельский монастырь г.Юрьев-Польского
- Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района
Теория: История Свято-Никольского монастыря с. Новое Юрьев-Польского района
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
-
Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района
-
Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Юрьев-Польского района
Теория: История Свято-Успенского Космина монастыря с. Небылое Юрьев-Польского района
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
-
Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Юрьев-Польского района
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Юрьев-Польского района
- Монастыри Юрьев-Польского района.
Практика: Выполнение рисунков и исследовательских работ
- Утерянные святыни Юрьев-Польского: Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с. Ненашевское Юрьев-Польского района
Теория: История Церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с. Ненашевское Юрьев-Польского района
Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута
- Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с.Ненашевское Юрьев-Польского район
Теория: Правила поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия к церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с.Ненашевское Юрьев-Польского района
- Составление карты «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле»
Практика: Составление карты «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле»
1.4. Планируемые результаты
Предметные
Обучающиеся приобретут:
- Понимание исторического и культурного наследия Юрьев-Польской земли;
- Более глубокое понимание своих ценностей, нравственных принципов и места в мире;
- Расширение знаний о религиозных и философских учениях, духовных традициях Юрьев-Польской земли;
- Осознанность и готовность активно участвовать в сохранении и пропаганде культурного наследия Юрьев-Польской земли.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
- Планировать свои действия при выполнении заданий.
- Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Личностные
Обучающиеся проявят:
- Сформированность общественной активности и способности к самоорганизации.
- Сформированность культуры общения и коммуникативных навыков поведения.
- Сформированность способности к самостоятельному творческому поиску.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата
начала обучения |
Дата окончания
обучения |
Всего
учебных недель |
Всего
дней |
Кол-во
часов |
Режим занятий |
первый | 01.09.2023 | 30.06.2024 | 40 | 40 | 40 | 1 раз
в неделю |
2.2 Условия реализации программы
№
п/п |
Материально-техническое обеспечение | Количество единиц |
I. | Аудитория с оборудованием, поддерживающим мультимедийное сопровождение | 1 |
II. | Материалы для работы: | |
1. | Ноутбук | 1 |
2. | Проектор | 1 |
3. | Экран | 1 |
4. | Фотоаппарат | 1 |
5. | Планшет для записи | 5 |
6. | Блокнот для записи | 5 |
7 | Ручка | 5 |
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование без предъявления к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности.
2.3 Формы реализации программы.
– тематические программы;
– экскурсии;
– занятия на природе;
– выпуск школьной газеты;
– выполнение рисунков;
– выставки.
2.4. Оценочные материалы
Оцениваемые
параметры |
Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во
баллов |
Методы
диагностики |
Предметные результаты | |||
Теоретические знания по разделам учебно-тематического плана программы | Овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой |
1 | Наблюдение,
творческая работа |
Объем усвоенных знаний составляет
более ½ |
2 | ||
Освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 3 | ||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков | 1 | Наблюдение,
творческая работа |
Объем усвоенных умений и навыков
составляет более ½ |
2 | ||
Овладел умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период |
3 | ||
Метапредметные результаты | |||
Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом | Овладел менее чем ½ объема задач,
предусмотренных программой |
1 | Наблюдение, беседа |
Объем усвоенных задач составляет
более ½ |
2 | ||
Демонстрирует полное понимание
предусмотренных программой задач за конкретный период |
3 | ||
Умение планировать свои действия при выполнении творческого задания | Овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой |
1 | Наблюдение, беседа |
Демонстрирует неполное освоение
планируемых действий, но более ½ |
2 | ||
Освоил план действий в заданных
условиях |
3 | ||
Умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности | Владеет, но не применяет в деятельности | 1 | Наблюдение, беседа |
Демонстрирует неполное освоение
заданных параметров, но более ½ |
2 | ||
Освоил план действий в заданных условиях | 3 | ||
Личностные результаты | |||
Сформированность активности и способности к самоорганизации | Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая | 1 | Наблюдение, беседа |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов | 2 | ||
Активен, инициативен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, организует деятельность других | 3 | ||
Сформированность коммуникативных навыков | Поддерживает контакты избирательно | 1 | Наблюдение, беседа |
Вступает в контакты, поддерживает общение, не конфликтует, дружелюбен со всеми | 2 | ||
Легко вступает в контакты и разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен | 3 | ||
Справляется с поручениями и выполняет их охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других | 2 | ||
Выполняет задания охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда соблюдает дисциплину и правила поведения, требует того же от других | 3 | ||
Сформированность
способности к самостоятельному творческому поиску |
Может работать в группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы | 1 | Наблюдение, беседа |
Может разработать свой творческий проект с помощью педагога. Способен на творческие решения, но в основном использует традиционные способы | 2 | ||
Высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет работы. Является разработчиком творческих проектов. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий | 3 |
2.5. Методические материалы
Форма организации образовательного процесса – очная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.
Типы занятий: теоретическое, практическое, комбинированное, экскурсии.
Форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятий:
- беседа,
- практикум,
- творческая работа,
- экскурсии.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология развивающего обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающая технология.
2.6 Список используемой литературы
- Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.
- Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
- Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуски 1-5. 1896-1898 гг.
- Хламов, С. Ю. Между Юрьевой горой и Авдовой / С. Хламов. – Владимир : Калейдоскоп, 2020. – 59 с. – (Достояние Юрьев-Польской земли. Военная история ; кн. 2).