Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности “Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле”

ФИО: Андрианова О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3077
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле"
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле»

Туристко-краеведческой направленности

Возраст обучающихся – 10-18 лет

Срок реализации – 1 год

Уровень сложности – ознакомительный

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель основ православной культуры

Андрианова О.В.

Владимирская область

г. Юрьев-Польский

2023 год

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

 1.1 Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле» разработана  на основании:

Федерального закона от  29.12.2012 г. № 273-ФЗ  (ред. от 08.12.2020)  «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г №678-р “Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года”;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.04.2023 № 302  «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования  к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Устава и локальных актов МБОУ «Школа №3».

Данная программа дополнительного образования относится к программам туристко-краеведческой направленности. Уровень освоения содержания программы – ознакомительный.

Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле» туристко-краеведческой направленности может быть актуальной в различных аспектах:

Ознакомление с историей и культурой Юрьев-Польской земли: программа направлена на изучение исторических и культурных особенностей данного региона, его наследия и значимости. Она может предлагать знакомство с памятниками архитектуры, искусством и другими культурными достопримечательностями.

– развитие духовности и понимания: программа может помочь участникам развить их духовное понимание, нравственные принципы и ценности. 

– созидательное времяпрепровождение: программа предлагает участникам возможность провести качественное время, освоить новые увлечения и навыки, общаться с единомышленниками и создать положительную атмосферу обучения и обмена опытом.

– популяризация и сохранение культурного наследия Юрьев-Польской земли. Программа направлена на развитие у обучающихся активного включения в сохранение и пропаганду исторических и культурных ценностей региона.

Таким образом, актуальность проекта “Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле” может быть обоснована как с культурной и исторической, так и социально-экономической точек зрения.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 5-10 классов. 

Сроки реализации программы и режим занятий

Программа объемом в 40 часов рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Оптимальное количество человек для обучения – 15.

Занятия проводятся в очной форме.

1.2. Цель и задачи программы 

Цель программы: историческое, культурное, духовное и образовательное развитие обучающихся, а также с популяризация и сохранение культурного наследия Юрьев-Польского района.

Задачи программы:

Предметные

  • Изучение истории и культуры Юрьев-Польской земли: изучение исторических событий, значимых фигур и культурных традиций духовной жизни района; 
  • Развитие духовности и самоосознания обучающихся;
  • Ознакомление с религиозными и философскими традициями Юрьев-Польской земли;
  • Изучение истории храмов и монастырей Юрьев-Польского района, а также жизнеосписания местночтимых святых;
  • Формирование культурного наследия и гражданской идентичности: понимания и уважения обучающихся к культурному наследию Юрьев-Польской земли, а также развитие гражданской идентичности и ответственности перед своим регионом. 
  • Проведение экскурсий, мастер-классы, создание проектов и исследовательских работ о Юрьев-Польской земле.

Метапредметные

  • Формирование умения понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
  • Формирование умения планировать свои действия при выполнении заданий.
  • Формирование навыков в осуществлении контроля, коррекции, оценки результатов своей деятельности.

Личностные

  • формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к охране культурного и духовному наследия района.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела Кол-во часов Теория Практика Формы контроля
1 Введение. Знакомство участников с программой, постановка цели и задач.  1 1 0 Беседа
2 Встреча с учителем истории, краеведом Хламовым С.Ю. 1 1 0 Лекция
3.  Презентация «Знакомство с храмами и монастырями Юрьев-Польской земли». Определение интересующих объектов. 1 0,5 0,5 Беседа
4. Встреча со священником Максимом Сидоровым. 1 1 0 Беседа
5. Приходские храмы Юрьев-Польского: Христорождественский храм.

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

6. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Христорождественский храм г.Юрьев-Польского 2 0,5 1,5 Экскурсия
7. Приходские храмы Юрьев-Польского: Покровский храм.

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

8. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Покровский храм г.Юрьев-Польского 2 0,5 1,5 Экскурсия
9. Презентация «Жемчужина Юрьев-Польской земли – Георгиевский собор»

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

10. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Георгиевский собор г.Юрьев-Польского 2 0,5 1,5 Экскурсия
11. Презентация о храме Троицы Живоначальной г. Юрьев-Польского

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

12. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к храму Троицы Живоначальной г.Юрьев-Польский 2 0,5 1,5 Экскурсия
13.  «Храмы Юрьев-Польского». 

Выполнение рисунков и исследовательских работ

2 0,5 1,5 Практикум
14. Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Введенский Никоновский монастырь города Юрьев-Польский

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

15. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Введенский Никоновский монастырь 2 0,5 1,5 Экскурсия
16. Монастыри Юрьев-Польского: Михаило-Архангельский монастырь города Юрьев-Польский

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

17. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Михаило-Архангельский монастырь 2 0,5 1,5 Экскурсия
18. Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

19.

Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Никольский монастырь с. Новое

Юрьев-Польского района

3 0,5 2,5 Экскурсия
20.

Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое

Юрьев-Польского района

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

1 0,5 0,5 Лекция/

Практикум

21.

Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое

Юрьев-Польского района

3 0,5 2,5 Экскурсия
22. Монастыри Юрьев-Польского района. 

Выполнение рисунков и исследовательских работ

2 0,5 1,5 Практикум
23. Утерянные святыни Юрьев-Польского: Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

с. Ненашевское Юрьев-Польского района

Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

2 0,5 1,5 Лекция/

Практикум

24. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

С.ненашевское

Юрьев-Польского района

2 0,5 1,5 Экскурсия
25. Составление карты «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле» 2 0,5 1,5 Практикум
Всего 40 14 26

Содержание учебно-тематического плана

  1. Введение. Знакомство участников с программой, постановка цели и задач. 

Теория: Формирование представления о краеведении духовной истории района.

  1. Встреча с учителем истории, краеведом Хламовым С.Ю.

Теория: знакомство с духовной историей Юрьев-Польской земли.

  1. Презентация «Знакомство с храмами и монастырями Юрьев-Польской земли». Определение интересующих объектов.

Теория: Знакомство с храмами и монастырями Юрьев-Польской земли.

  1. Встреча со священником Максимом Сидоровым.

Теория: Определение значимости сохранения духовного наследия Юрьев-Польской земли.

  1. Приходские храмы Юрьев-Польского: Христорождественский храм.

Теория: история Христорождественного храма г.Юрьев-Польский.

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Христорождественский храм г.Юрьев-Польского

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Христорождественский храм г.Юрьев-Польского

  1. Приходские храмы Юрьев-Польского: Покровский храм.

Теория: история Покровского храма г.Юрьев-Польский.

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Покровский храм г.Юрьев-Польского

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Покровский храм г.Юрьев-Польского

  1. Презентация «Жемчужина Юрьев-Польской земли – Георгиевский собор»

Теория: Жемчужина Юрьев-Польской земли – Георгиевский собор: история.

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Георгиевский собор г.Юрьев-Польского

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Геориевский собор г.Юрьев-Польского

  1. Презентация о храме Троицы Живоначальной г. Юрьев-Польского

Теория: История храма Троицы Живоначальной г. Юрьев-Польского

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к храму Троицы Живоначальной г.Юрьев-Польский

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия к храму Живоначальной Троицы г.Юрьев-Польского

  1. «Храмы Юрьев-Польского». 

Практика: Выполнение рисунков и исследовательских работ по теме.

  1. Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Введенский Никоновский монастырь города Юрьев-Польский

Теория: История Свято-Введенского Никоновского монастыря г. Юрьев-Польского

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Введенский Никоновский монастырь

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Свято-Введенский Никоновский монастырь г.Юрьев-Польского

  1. Монастыри Юрьев-Польского: Михаило-Архангельский монастырь города Юрьев-Польский

Теория: История Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польского

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Михаило-Архангельский монастырь

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Михаило-Архангельский монастырь г.Юрьев-Польского

  1. Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района

Теория: История Свято-Никольского монастыря с. Новое Юрьев-Польского района

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Свято-Никольский монастырь с. Новое Юрьев-Польского района

  1. Монастыри Юрьев-Польского: Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Юрьев-Польского района

      Теория: История Свято-Успенского Космина монастыря с. Небылое Юрьев-Польского района

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия в Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Юрьев-Польского района

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия в Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Юрьев-Польского района

  1. Монастыри Юрьев-Польского района. 

     Практика: Выполнение рисунков и исследовательских работ

  1. Утерянные святыни Юрьев-Польского: Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с. Ненашевское Юрьев-Польского района

      Теория: История Церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с. Ненашевское Юрьев-Польского района

Практика: Составление маршрутного листа к храму. Изучение готового маршрута

  1. Инструктаж о технике безопасности на экскурсиях. Экскурсия к церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с.Ненашевское Юрьев-Польского район

Теория: Правила поведения во время экскурсии.

Практика: Экскурсия к церкви иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с.Ненашевское Юрьев-Польского района

  • Составление карты «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле»

Практика: Составление карты «Духовное путешествие по Юрьев-Польской земле»

1.4. Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся приобретут:

  • Понимание исторического и культурного наследия Юрьев-Польской земли;
  • Более глубокое понимание своих ценностей, нравственных принципов и места в мире;
  • Расширение знаний о религиозных и философских учениях, духовных традициях Юрьев-Польской земли;
  • Осознанность и готовность активно участвовать в сохранении и пропаганде культурного наследия Юрьев-Польской земли.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
  • Планировать свои действия при выполнении заданий.
  • Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

 

Личностные

Обучающиеся проявят: 

  • Сформированность общественной активности и способности к самоорганизации. 
  • Сформированность культуры общения и коммуникативных навыков поведения.
  • Сформированность способности к самостоятельному творческому поиску.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год обучения Дата 

начала

обучения

Дата окончания

обучения

Всего

учебных недель

Всего

дней

Кол-во

часов

Режим занятий
первый 01.09.2023 30.06.2024 40 40 40 1 раз 

в неделю

2.2 Условия реализации программы

п/п

Материально-техническое обеспечение Количество единиц
I. Аудитория с оборудованием, поддерживающим мультимедийное сопровождение 1
II. Материалы для работы:
1. Ноутбук 1
2. Проектор 1
3. Экран 1
4. Фотоаппарат 1
5. Планшет для записи 5
6. Блокнот для записи 5
7 Ручка 5

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование без предъявления к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности.

2.3 Формы реализации программы.

– тематические программы;

– экскурсии;

– занятия на природе;

– выпуск школьной газеты;

– выполнение рисунков;

– выставки.

2.4. Оценочные материалы

Оцениваемые

параметры

Степень выраженности оцениваемого качества Кол-во

баллов

Методы

диагностики

Предметные результаты
Теоретические знания по разделам учебно-тематического плана программы Овладел менее чем ½ объема знаний,

предусмотренных программой

1 Наблюдение,

творческая работа

Объем усвоенных знаний составляет

более ½

2
Освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период 3
Практические умения и навыки, предусмотренные программой Овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков 1 Наблюдение,

творческая работа

Объем усвоенных умений и навыков

составляет более ½

2
Овладел умениями и навыками,

предусмотренными программой за конкретный период

3
Метапредметные результаты
Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом Овладел менее чем ½ объема задач,

предусмотренных программой

1 Наблюдение, беседа
Объем усвоенных задач составляет

более ½

2
Демонстрирует полное понимание

предусмотренных программой задач за конкретный период

3
Умение планировать свои действия при выполнении творческого задания Овладел менее чем ½ объема знаний,

предусмотренных программой

1 Наблюдение, беседа
Демонстрирует неполное освоение

планируемых действий, но более ½

2
Освоил план действий в заданных

условиях

3
Умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Владеет, но не применяет в деятельности 1 Наблюдение, беседа
Демонстрирует неполное освоение

заданных параметров, но более ½

2
Освоил план действий в заданных условиях 3
Личностные результаты
Сформированность активности и способности к самоорганизации  Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая 1 Наблюдение, беседа
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов 2
Активен, инициативен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, организует деятельность других 3
Сформированность коммуникативных навыков  Поддерживает контакты избирательно 1 Наблюдение, беседа
Вступает в контакты, поддерживает общение, не конфликтует, дружелюбен со всеми 2
Легко вступает в контакты и разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен 3
Справляется с поручениями и выполняет их охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других 2
Выполняет задания охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда  соблюдает дисциплину и правила поведения, требует того же от других 3
Сформированность

способности к самостоятельному творческому поиску 

Может работать в группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы 1 Наблюдение, беседа
Может разработать свой творческий проект с помощью педагога. Способен на творческие решения, но в основном  использует традиционные способы 2
Высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет работы. Является разработчиком творческих проектов. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий 3

2.5. Методические материалы

Форма организации образовательного процесса – очная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Типы занятий: теоретическое, практическое, комбинированное, экскурсии.

Форма организации занятий – групповая.

Формы проведения занятий: 

  • беседа, 
  • практикум, 
  • творческая работа,
  • экскурсии.

Педагогические технологии:

  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • здоровьесберегающая технология.

2.6 Список используемой литературы

  1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.
  2. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  1. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
  2. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
  3. Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуски 1-5. 1896-1898 гг.
  4.   Хламов, С. Ю. Между Юрьевой горой и Авдовой / С. Хламов. – Владимир : Калейдоскоп, 2020. – 59 с. – (Достояние Юрьев-Польской земли. Военная история ; кн. 2).