Методическая разработка. ” Духовная музыка как средство нравственного воспитания обучающихся. П. И. Чайковский “Легенда”

ФИО: Волуева Е.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3139
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка. " Духовная музыка как средство нравственного воспитания обучающихся. П. И. Чайковский "Легенда"
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



 

МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье г. Томска .

Методическая разработка

« Духовная музыка как средство нравственного воспитания обучающихся. П.И. Чайковский « Легенда»         

                                                                                                          

                                             

педагог дополнительного

образования

Волуева Е.Г.

                                                                                                             

Томск

 

Цель – Приобщить детей к новому для них пласту русской музыкальной культуры, возродить знание духовной музыки.  

 

Задачи Образовательные – дать первоначальные представления о русской духовной музыке.               – обеспечить усвоение теоретического материала.

 

               Развивающие        –   расширить музыкальный кругозор

                                                  развить музыкальные впечатления

                                                  развить образное мышление

 

              Воспитательные    –  воспитать интерес к русской вокально-хоровой классической литературе.

                                                 расширить кругозор.

                                                 пополнить багаж знаний

                                                 воспитание коммуникативной культуры поведения           и общения.

 

«Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» С.И. Ожегов. (Словарь русского языка.)

 

« Сохранение культурной среды — задача не менее существенная , чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима для биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для духовной нравственной жизни…»   Д. Лихачев.

 

Нравственность — это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, состовляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. 

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.  По словам апостола Павла – все внешне-благородные деяния, продиктованные не любовью, не имеют никакой ценности. 

 

« 1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.

  1. Если имею дар пророчества и знаю все тайны , и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
  2. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое  на сожжение, а любви не имею,- нет мне в том никакой пользы.» ( 1-е Коринфянам 13: 1-3)

 

Виды нравственности: Первой  –  имя «добродетель»; а второй – « порок или грех». Добродетель – это не пережиток прошлого. Она лекарство от всех болезней общества, основа нашего счастья. Древнегреческий философ Платон считал, что общество, живущее лишь для удовлетворения физиологичесих потребностей мало чем отличается от стада свиней. К сожалению современное российское общество, как об этом говорят социологи, философы, психологи и др.специалисты, деградирует с огромной скоростью. Связано это с тем, что многие рассматривают не духовность, а материальное процветание, как главную основу личного и государственного счастья.

В начале 2022 года Министерство культуры России инициировало обсуждение обществом указа президента об основах государственной политики, сохраняющих традиционныые российские духовно-нравственные ценности. Это было сделано для противодействия тем силам , что внутри страны и извне стремятся развратить наш народ! Проблема в том, что общество погрязло в грехах. И только верность любви, нравственная чистота- помогут противостоять развалу семей, безработицы, ухудшению экологической ситуации, нищеты, преступности.      

 

Актуальность моей работы состоит 1.В формировании у детей нравственных, этических категорий : Любовь; Добро и зло; Честь; Совесть; Достоинство; Справедливость; Ответственность; Долг; 2. Возвращение знания духовной музыки- как части русской музыкальной культуры. 

 

       В последнее время сильно возрос интерес к духовной музыке. Она стала часто звучать в концертах, по радио и телевидению. Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития , начиная с 988 года – принятия христианства на Руси. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных, как известными композиторами : Д. Бортнянским; М. Березовским; С. Рахманиновым; П.И. Чайковским; А. Гречаниновым; П. Чесноковым; А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность, любовь к окружающему миру, сострадание к человеку, чувство красоты и гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины.

      С духовной музыкой в слуховой опыт детей войдут новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической музыки, и конечно песен современных композиторов. В духовной музыке максимально выражено объективное начало и минимум субъективного. Вот как это объясняют священнослужители: Каждый человек приходит в храм со своим внутренним состоянием- кто с болью и горем, кто с радостью и удачей. Музыка не должна противоречить никому , поэтому она в известной мере нейтральна, и человек сам наполняет её своим содержанием, своим состоянием. Священники говорят и о том, что эта музыка « льющаяся с небес». Возвращение знания духовной музыки безусловно длительный процесс, который будет охватывать не одно поколение. 

 

             « ЛЕГЕНДА» муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева .  

   

 

 Легенда о Христе-младенце

 

Был у Христа-младенца сад,

И много роз взрастил Он в нем;

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок Себе потом.

 

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал Он;

Они сорвали по цветку,

И сад был весь опустошен.

 

-Как Ты сплетешь теперь венок?

В Твоем саду нет больше роз!

-Вы позабыли, что шипы

        остались мне, – сказал Христос.  

 

И из шипов они сплели

Венок колючий для Него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили Его.

 

( звучит хоровое произведение «Легенда»)

 

       Хоровое произведение П. И. Чайковского « Легенда» является образцом высокохудожественной духовной музыки, где мелодия и литературный текст сливаются в единую гармонию.Это произведение входит в цикл « Шестнадцать песен для детей» ( Написан в 1883 году) 14 песен написаны на стихи сборника  русского поэта, беллетриста, переводчика второй половины 19 века- Алексея Николаевича Плещеева ( 1825-1893г) «Подснежник». Чайковский ценил задушевный лиризм и непосредственность, взволнованность и ясность мысли поэта. Сочиняя цикл песен для детей, Чайковский тщательно выбирал из плещеевского сборника стихи с яркой гуманистической и этической направленностью, создав песенную сюиту богатую по тематике и выразительности образов. В творческом наследии композитора- цикл является оригинальной страницей, обогатившей детскую песенную музыку. В 1889 году произведение получило хоровое звучание и этот вариант стал самым популярным. Впервые хоровая версия прозвучала 19 марта 1889 г в концерте хора императорской Санкт-Петербургской оперы под управлением Ф. Беккера. Эмоциональность , образность, глубокое прочтение поэтического текста вокально- хорового произведения – создают возможность без  « навязывания» влиять на чувственную сферу детей, и через неё – на суждения, взгляды, на развитие вкуса. « Легенда» олицетворяет собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, глубину и тонкость воплощения чувств, мыслей , эмоций. Для композитора- классика, такого как П.И. Чайковский,  характерна определенная система взглядов, идеалов мировоззрения, которая дает ему возможность с высоких идейных позиций отражать наиболее важные и глубокие процессы времени.

    

    « Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего..»  А.В. Луначарский

 

Жанр произведения – баллада ( по стилистике)

Форма– куплетно-вариантная.

 

  1. Подвести детей к осознанному восприятию произведения « Легенда» поможет слушание духовных песнопений композиторов А. Архангельского, А. Кастальского, М. Березовского, С. Рахманинова, в исполнении прославленных хоровых коллективов и оперных артистов России. 
  • Чтение стихотворений А. Фета, В. Афанасьева, М. Лермонтова, А. Пушкина –  учителем или детьми,( что ещё лучше, ) также благотворно повлияет на восприятие учащимися того образа, который создали композитор и поэт. 3. Очень важно поговорить с детьми о том , почему возрождается религиозная культура. Как правило, дети отвечают : потому что она красивая, красивые храмы, иконы, музыка. Затем движение мысли идёт по пути выяснения того- какая бывает красота? Красота бывает внешняя и внутренняя ( по аналогии, человек может быть красив только внешне, но его мысли, чувства, поступки безобразны и наоборот ) духовная музыка красива и внешне и внутренне, что выражено в её особом покое, гармонии, сосредоточенности. Она доставляет человеку не только удовольствие от ласкающих ухо звуков, но и высокое духовное наслаждение, при котором приятно возбуждаются все наши душевные способности: и ум, проникающий в смысл жизни, и чувства любви к человеку. Так что всё духовное существо наше посредством такого наслаждения становится как бы просветлённее, выше, лучше. Поэтому в исполнении произведения духовного содержания нужно соблюдать:


  • Особый внутренний настрой, собранность.
  • Ясность, строгость, гармоничность, стройность мелодии
  • Никакой излишней эмоциональности, чувствительности.

(церковная музыка не допускает крайностей.)

 

         

 

« Пестрое смешение вещей в мировом целом, повинуясь некоему стройному и нерушимому ладу и согласуясь само собой через соподчинение частей , творит вселенскую мелодию. Это мелодия внятна для ума, ничем не развлекаемого , но поднявшегося над внешними ощущениями и внимающего напеву небес. Как мне представляется, таким слушателем был и великий Давид, когда он, наблюдая разумную стройность движения небес, расслышал, как эти небеса повествуют о славе Бога, своего Устроителя. Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божьей . Святой Григорий Нисский « О смысле музыки»

 

Духовная музыка как бы призывает человека к гармонии с миром , к гармонии своих чувств и мыслей, настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Духовная музыка должна выступать как форма познания мира, как средство нравственного и эстетического воспитания. При этом воспитательные, художественно- эстетические задачи нужно сочетать с принципом естественной, непосредственной связи с жизнью. Духовную музыку нужно включить в жизненное пространство учащихся , чтобы она стала созвучной сегодняшнему дню.

 

Литература

 

  • Искусство в школе. Методический журнал. Выпуск №1, 2. 1991 г.; № 1, 4 1995 г. И. Кошмина « Духовная музыка- мир красоты и гармонии»
  • Музыкальное воспитание в школе. И. Димова « Вокально- хоровые произведения композиторов- классиков, как средство развития музыкального вкуса подростков» Выпуск № 12. 1977 г.
  • Работа дирижера над хоровой партитурой . Москва. 1985 г.
  • Музыка и время. Журнал. Выпуск №2. 2000 г.

 

      5.Интернет ресурсы: Studbooks. net./ PRAVOSLAVIE WIKI / choirwiki.com/