Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»
Проект
по финансовой культуре детей дошкольного возраста
по теме: «Семейный бюджет»
подготовительной к школе группе
в рамках реализации программы
«Азы финансовой культуры для дошкольников»
Л.В. Стаханович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыхановской
Подготовила старший воспитатель:
С.Г. Никитина
ЗАТО Северск 2022
Название проекта: «Семейный бюджет».
Автор проекта: старший воспитатель Никитина Светлана Геннадьевна МАДОУ «Детский сад № 48» ЗАТО Северск Томской области.
Адресация проекта: проект предназначен старшим воспитателям, воспитателям подготовительных групп.
Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный. (январь – март 2022 г).
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста не сформировано чувство понимания возможного приобретения родителями подарков, сладостей, игрушек, походов в кинотеатр и др. развлечений от составляющего семейного дохода.
Актуальность.
Подготовка ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формирование правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимость преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой обусловлена значимостью в воспитании и развитии современного дошкольника.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой грамотности, а также заложить основу финансовой безопасности на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Цель проекта: содействие представлений о взаимосвязи денег с трудом самых близких людей (мам, пап, бабушек, дедушек), т.е. максимально приблизить денежный мир к семье, где воспитываются и берут пример для подражания дошкольники.
Задачи:
- Образовательные:
– Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни.
– Раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать.
– Познакомить о составляющей семейного бюджета.
– Сформировать взаимосвязь понятий: работа, содержание семьи, деньги, экономия семейного бюджета, уважение к труду.
- Развивающие:
– Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
– Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
– Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
- Воспитательные:
– Активизировать коммуникативную деятельность детей.
– Воспитывать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
– Способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Особенности проекта: Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, работа с родителями, проектная деятельность.
Планируемые результаты:
- Воспитанники познакомятся с основами финансовой культуры в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствование общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, с понятием взаимосвязи денег как материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
- Научаться разбираться в значении основных экономических и финансовых понятиях:
– осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
– знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
– понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам.
- Воспитанники научатся таким качествам личности, как трудолюбие, целеустремлённость, бережливость хозяйственность, рациональность, честность, благородство, обязательность.
- Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги совершенствуют работу по формированию финансового опыта детей.
Ресурсы:
– Материально-технические (создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, музейная комната с представлением экспонатов, книг, макетов производств города Северска, мультимедийный комплекс);
– Методическое обеспечение проекта (Страхович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». Включающая пособия: «Мини-спектакли», «Читаем и обсуждаем», «Рассуждаем и решаем», «Играем вместе», Методические рекомендации для воспитателей детского сада, «Говорим с детьми о финансах» (пособие для родителей). Прохождение курсов повышение квалификации по теме: «Финансовая культура для дошкольников».
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
– Проведение мониторинга детей подготовительных групп для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.
– Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».
– Консультации для родителей: «Зачем детям так рано рассказывать про деньги?», «Расскажите детям, что без труда человеку денег не платят». «Трудится полезно и почетно».
– Беседы с родителями: «Зачем нужны детям знания о финансовой грамотности», «Дети и деньги» и др.
Основной этап:
– Беседы с детьми о семье («Моя дружная семья», «Кем работают мои родители», «Мои домашние обязанности», «Трудиться полезно и почетно»);
– Непосредственно образовательная деятельность «Труд – основа жизни», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Работа моих родителей»; рисование на тему: «Наша дружная семья;
– Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Аптека», «Салон красоты»;
– Чтение детской литературы Н. Ушкина «Профессии», В. Маяковский «Кем быть?», Г.П. Шалаев «Кем мне стать», В. Одоевский «Мороз Иванович», русская народная сказка «Хаврошечка», К. Чуковский «Муха-цокотуха» и др.;
– Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии», «Как мужик корову продавал».
– Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»;
– Показ презентации «Семейный бюджет»;
– Подготовка презентаций родителями на тему «Наше богатство».
Заключительный этап:
– Проведение мониторинга форсированности финансовой грамотности;
– Анализ результатов мониторинга;
– Проведение общего занятия с родителями воспитанников с представлением детско-взрослых сообщений с представлением презентаций по теме «Наше богатство».
Результативность:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих семейных традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). Сформировались представления о необходимости и важности труда, расширены знания о трудовых процессах, профессиях, вызван интерес к труду людей любой профессии. Прошла самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей возможности конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создан благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе.
Литература:
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336с.
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2019.- 32с.
- Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020.- 80с.
- Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020.- 32с.
- Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020.- 64 с.
- Говорим с детьми о финансах: пособие для воспитателей дошкольных учреждений Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020.- 32с.
- Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020.- 40с.
- Мини-спектакли: пособие для воспитателей дошкольных учреждений Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020.- 32с.
- «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие для педагогов и родителей. Е.К. Ривина М.: Мозаика – синтез, 2008, – 11с.
Приложение
Пословицы и поговорки о труде – неотъемлемая часть фольклора русского народа. Ежедневные заботы о пропитании, сохранении тепла в доме, воспитание потомства объединяли людей в большую общину. Все эти хлопоты требовали полной самоотдачи от каждого члена семьи. Тогда всякий помнил, что только в труде познавался и познается человек. Чтобы показать ребятам на наглядном примере значение труда, прочитали и обсудили с ними пословицы и поговорки о труде. Они заставляют детей задуматься о своем месте в жизни и пользе, которую они могли бы принести своему семейству уже сегодня.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Делу время — потехе час.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Дело мастера боится.
- Кто не работает, тот не ест.
- Вода камень точит.
- Труд красит человека.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Кружиться как белка в колесе.
- Кто рано встает, тому бог дает.
- Баба с возу – кобыле легче.
- Под лежачий камень и вода не течёт.
- Не мытьём, так катаньем.
- Лес рубят – щепки летят.
- Вертится, как белка в колесе.
- Весенний день год кормит.
- Летний день год кормит.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Мать трудолюбива и дети не ленивы.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Работай – сыт будешь, учись – умен будешь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- У плохого мастера и пила плохая.
- Землю красит солнце — а человека труд.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Человек славен трудом.
- Кто труд любит, долго спать не будет.
- Словами поле не засеешь.
- Чем труднее дело, тем выше честь.
- Рукам работа — душе праздник.
- В народе тот не забудется, кто честно трудится.
- Труд и накормит и научит.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Труд всегда даёт, а лень берёт.
- Жизнь измеряется не годами, а трудами.
- От труда здоровеют, а от лени болеют.
- Знание и труд — брат и сестра.
- Не потрудиться, так и хлеб не родится.
- Пот на спине — так и хлеб на столе.
- Без работы и машина ржавеет.
- Суди о человеке по его труду.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Кто первый в труде, тому слава везде.
- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
- Откладывай безделье, а не откладывай дела.
Детские художественные произведения о труде
Произведения о труде русских авторов:
– М. Зощенко «Показательный ребенок».
– С. Георгиев «Бабушкин садик».
– В. Маяковский «Кем быть?».
– М. Познанская «Пойдем на работу».
– С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные».
– С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
– В. Лифшиц «И мы трудиться будем».
– Б. Житков «Железная дорога».
– М. Ильин «Машины на нашей улице».
– Н. Найденова «Ольга Павловна».
– С. Баруздин «Кто построил новый дом».
– Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», «А что у вас?».
– С. Михалков «Бабушкины руки».
– Н. Носов «Заплатка», «Приключения Незнайки».
– В. Осеева «Волшебная иголочка».
– К. Чуковский «Федорино горе».
Русские народные сказки:
– «Морозко».
– «Маша и медведь».
– «Колобок».
– «Двенадцать месяцев».
– «Мужик и медведь».
– «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
– «Репка».
– «Заюшкина избушка».
– «Дочь и падчерица».
– «Кривая уточка».
– «Лиса и журавль».
– «Волшебная дудочка».
– «По щучьему веленью».
– «Царевна-лягушка»
– «Сказка о Василисе Прекрасной».
– «Крошечка – Хаврошечка».
Фольклор народов мира:
– Англ. сказка «Три поросенка».
– Ш. Перро «Красная шапочка».
– Братья Гримм «Бременские музыканты».
– А. Милн «Винни – Пух и все- все- все».
– Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».