Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей

ФИО: Макаркина Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3161
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Макаркина Е.В.

Семья является важнейшей ценностью для развития каждого че-

ловека. Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании

новых поколений, обеспечении общественной стабильности и про-

гресса.

Основная социальная функция семьи — воспитание и развитие

детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный по-

тенциал семьи прежде всего включает в себя семейную микросреду,

образ жизни семьи в целом.

В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие

ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, ко-

торые постоянно испытывает семья с ребенком с ОВЗ, значительно

отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспиты-

вающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения

ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а так-

же контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса,

возникающего с самого рождения особого ребенка, ведет к формиро-

ванию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополни-

тельных сложностей социокультурной адаптации ребенка.

Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспо-

мощными. Причины связаны:

‒ с психологическими особенностями больного ребенка;

‒ с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут чле-

ны его семьи в связи с длительно действующим стрессом;

‒ с физической нагрузкой;

‒ материальными затратами;

‒ отношением социума к больным детям и их семьям.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает все: вещи, явления, но

прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — ро-

дители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет луч-

ше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и

педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и

педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных

ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании инди-

видуальных особенностей, формировании жизненных ценностных

ориентиров.

Включение детей в социум для родителей становится одной из

первостепенных задач. При этом родители рассматривают необходи-

мость образования в школе не столько для получения знаний детьми,

сколько для социализации в обществе и детском коллективе.

В школах наряду с обычными детьми учат-

ся дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют

задержку психического развития, тяжелые нарушения речи, слуха,

опорно-двигательного аппарата.

Основная миссия нашей школы — помочь каждому ребенку рас-

крыть свой внутренний мир, способствовать его успешной социали-

зации в обществе. В рамках инклюзивного образования мы решаем

следующие задачи:

‒ создание единой психологически комфортной образователь-

ной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

‒ обеспечение диагностирования эффективности процессов

коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями раз-

вития на этапе школьного обучения;

‒ организация системы эффективного психолого-педагогиче-

ского сопровождения процесса инклюзивного образования через

взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-раз-

вивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового на-

правлений деятельности;

‒ компенсация недостатков дошкольного развития;

‒ преодоление негативных особенностей эмоционально-лич-

ностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

‒ постепенное повышение мотивации ребенка на основе его лич-

ной заинтересованности и через осознанное отношение к позитив-

ной деятельности;

‒ охрана и укрепление физического и нервно-психического здо-

ровья детей;

‒ социально-трудовая адаптация школьников с ОВЗ;

‒ изменение общественного сознания по отношению к детям с

особенностями в развитии.

Одной из проблем инклюзивного образования детей с ОВЗ яв-

ляется нежелание некоторых родителей нормально развивающихся

сверстников обучать своих детей вместе с такими детьми. Поэтому

просвещение родителей занимает важное место в нашей работе, и

осуществляется оно через участие родителей в родительских собра-

ниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые за-

нятия, распространение памяток, оформление стендов. Эти формы

педагогического просвещения помогают формировать толерантное

отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, пра-

вильно организовать общение с ними.

С другой стороны, просвещение родителей детей с ограниченны-

ми возможностями здоровья проходит также через индивидуальное

и групповое консультирование, тренинговые занятия и др., с разни-

цей в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с

ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности за

счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам

взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполня-

емых домашних заданий и рекомендаций специалистов, а также за

счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.

Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут от-

ветственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Задачи, которые стоят перед нашей школой в работе с семьей:

‒ вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве ак-

тивных его участников, посредством их обучения приемам взаимо-

действия с детьми, организации совместной практической деятель-

ности;

‒ содействовать изменению родительской позиции и вооруже-

нию родителей позитивными способами коммуникации;

‒ способствовать формированию у родителей воспитательной

компетентности через расширение круга их педагогических и дефек-

тологических знаний и представлений;

‒ создать условия для объединения родителей в сообщество, ко-

торое будет содействовать расширению социального пространства

семей.

В нашей школе организовано качественное психолого-педагоги-

ческое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также

создан особый морально-психологический климат в педагогическом

и ученическом коллективах.

Обучение для детей с ОВЗ в нашей школе происходит:

‒ через реализацию общеобразовательных программ с учетом

требований выполнения учебных планов;

‒ составление индивидуальных коррекционных маршрутов и

программ для комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ спе-

циалистами;

‒ воздействие в системе коррекционных кабинетов на основе

составленных комплексных коррекционных маршрутов и программ

специалистами службы сопровождения;

‒ воздействие в условиях системы дополнительного образова-

ния (музыкальная, хоровая, танцевальная студии, спортивные сек-

ции, кружки декоративно-прикладного творчества), куда вовлечены

дети с ОВЗ;

‒ организацию работы с родителями.

Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная сре-

да формируется учителем, причем не просто учителем, а целой ко-

мандой педагогов и специалистов — коллективом, но немаловажную

роль играют и родители ребенка, участвующие в сотрудничестве. Мы

стараемся минимизировать барьеры, препятствующие доступности

образования для обучающихся с ОВЗ. 

Материально-техническая база школы способствует качествен-

ной организации учебно-воспитательного процесса для детей с

ОВЗ, дополнительного образования. В школе функционируют хоро-

шо оборудованные кабинеты: психокоррекции (сенсорный уголок),

логопедические кабинеты, музыкальный кабинет.

Для занятий физической культурой имеются 2 спортивных зала,

универсальная спортивная площадка, оборудованная специальны-

ми спортивными приспособлениями для детей с ОВЗ, кабинет для

занятий ритмикой. Школа обеспечена сурдологическим оборудова-

нием для индивидуальной и групповой реабилитации детей с нару-

шениями слуха и речи.

Задачи процесса инклюзии решаются нами в условиях реализа-

ции индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ, со-

ставляемых коллегиально учителем (классным руководителем), педа-

гогом-психологом, учителем-логопедом и утверждаемых на школь-

ном ПМПк. Родители же имеют возможность включения в процесс

разработки, согласования, утверждения индивидуальной программы

своего ребенка, обсуждения проблем ребенка в рамках психолого-ме-

дико-педагогического консилиума.

Кроме того, в нашей школе традиционно используются следую-

щие формы взаимодействия с родителями:

‒ групповые и индивидуальные консультации родителей здоровых детей с

целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ («Мы вместе», «Я, ты,

он, она — вместе дружная страна», «Наша школа» и т.д.);

‒ групповые и индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с це-

лью корректного включения их детей в систему общего образования («Мир во-

круг», «Учимся жить вместе» и т.д.);

‒ проведение совместных занятий (ребенок, педагог, родитель);

‒ фото-, видеофрагменты занятий, праздников, досугов с целью детально-

го разбора определенных этапов воспитания и обучения детей с ОВЗ;

‒ обмен опытом семейного воспитания и обучения детей с ОВЗ;

‒ школа будущего первоклассника;

‒ работа родительского клуба «Мы вместе»;

‒ родительские собрания;

‒ родительские лектории;

‒ занятия-практикумы, тренинги;

‒ игровые семинары;

‒ совместные праздники детей и родителей «Мама, папа, я — спортивная

семья», «8 Марта — мамин день», «Минута славы» и т.д.;

‒ походы;

‒ совместные экскурсии;

‒ акции «Скрепка», «Осенняя неделя добра», «Школа безопасности» и др.;

‒ дни открытых дверей.

Нетрадиционные формы работы:

‒ родительские сочинения «Моя проблема», «Мой жизненный путь»,

«История жизни моего ребенка»;

‒ техника семейной скульптуры;

‒ составление семейной диаграммы «Моя семья до и после рождения ре-

бенка», «Моя семья в настоящее время».

В рамках психолого-педагогического сопровождения семей, вос-

питывающих ребенка с ОВЗ, и с учетом специфики дефекта в нашей

школе работают такие специалисты, как педагоги-психологи, учите-

ля-логопеды, дефектологи .

домашних условиях, специальным воспитательным приемам, необ-

ходимым для коррекции личности ребенка.

С целью социальной адаптации детей с ограниченными возмож-

ностями здоровья и их семей осуществляется активное привлечение

их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным

на формирование толерантного отношения к людям с ограниченны-

ми возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая

информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, олимпиадах,

спортивных мероприятиях и пр., опять же с активным участием ро-

дителей. С января 2008 года в школе открыт центр дополнительного

образования детей «Ступени», где дети с ОВЗ имеют возможность

посещать кружки и секции различной направленности: физкуль-

турно-спортивное, эколого-биологическое, социально-педагогическое,

художественно-эстетическое, научно-техническое. Каждый год уве-

личивается количество кружков, секций и число школьников, зани-

мающихся в них.

Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в меж-

дународных, региональных, областных и городских творческих кон-

курсах и занимают призовые места.

Участие школьников в волонтерском объединении школы «Делай

добрые дела» говорит об активной жизненной позиции обучающихся

и их стремлении помогать близким, а также сделать наш город луч-

ше. Ежегодно вместе с педагогами и родителями ребята принимают

участие в акциях: «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», «День

пожилого человека», «Чистый город», 

Хорошая материальная база позволяет выходить в Интернет из

кабинетов школы при проведении дистанционных уроков учителя-

ми-предметниками в режиме онлайн с детьми-инвалидами, обучаю-

щимися индивидуально на дому. Оснащены 24 базовых рабочих ме-

ста для педагогических работников образовательного учреждения и

19 рабочих мест комплектами компьютерного, телекоммуникацион-

ного и специального оборудования для детей-инвалидов. Это позво-

ляет включать детей с ОВЗ в образовательный процесс в разных усло-

виях: совместного обучения в классе со сверстниками; смешанного,

индивидуального и совместного обучения детей; индивидуального

обучения с использованием дистанционных технологий.

Наша школа является областной экспериментальной площадкой

по внедрению дистанционных технологий обучения детей с ОВЗ,

которые помогают индивидуализировать процесс обучения детей

с ОВЗ, обеспечивают каждому ребенку адекватный, лично для него

темп и способ усвоения знаний, предоставляют возможность само-

стоятельной продуктивной деятельности, позволяют детям с ОВЗ

выйти на новый уровень обучения. Это способствует не только со-

вершенствованию и повышению качества образования, но и дает де-

тям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и

обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интегра-

ции в социум посредством интернет-технологий.

Приобщение родителей к деятельности детей в процессе дистан-

ционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов уз-

нать о возможностях Интернета, найти единомышленников, почув-

ствовать уверенность в собственных силах. В рамках дистанционного

обучения дети с ОВЗ не без участия родителей принимают участие в

дистанционных конкурсах, фестивалях, вебинарах. Так, за этот учеб-

ный год наши дети приняли участие и заняли призовые места в дис-

танционных конкурсах «Мой дом — Россия», «Культурологический

калейдоскоп», «По страницам любимых книг». Вместе с родителями

они сочиняли, рисовали, искали, творили…

В дальнейшем мы планируем продолжить нашу работу с родите-

лями, ведь в инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и роди-

тели, и команда специалистов — это прежде всего партнеры.