Индивидуальная образовательная программа
«Юный математик»
программа ориентирована на детей от 6 – 7 лет
срок реализации 1 год
Составила воспитатель: Салмина Татьяна Михайловна
МДОБУ «Детский сад «Лесовичок» п. Светлый»
Особенности педагогической технологии, реализуемой в индивидуальной образовательной программе
«Юный математик»
Основой педагогической технологии при реализации данной программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном учреждении и в семье.
Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта.
Факторы, способствующие этому:
– обогащенная предметная среда;
– специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная);
– продуктивная деятельность;
– познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка;
– коллекционирование примечательных фактов, наблюдение в различных сферах науки и культуры за развитием идей, интересных и доступных сегодняшнему пониманию дошкольника;
– чтение специальной литературы, популяризирующей достижения человеческой мысли в области математики и смежных наук;
– экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.
Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом. Эвристические методы помогают ребенку устанавливать зависимости между отдельными фактами, самостоятельно «открывать» закономерности. Проблемно-поисковые ситуации обогащают опыт применения разных способов при решении познавательных задач, позволяют комбинировать приемы и применять их в нестандартных ситуациях.
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, дидактических и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в игротеке для детей и взрослых, использование различных праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий. Опосредованной обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию гуманных и педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.
Сочетание латентного, реального и опосредованного обучения обеспечивает интеграцию всех видов детской деятельности. Именно комплексность в подходе к образованию дошкольника позволяет полноценно использовать сензитивный период
1.Введение
Выявление способных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с данными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.
Решая вопрос об организационных формах работы с детьми, проявляющими определенные способности, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Способные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации всех детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
- Актуальность темы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития математических способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
- Основание для разработки Программы
-Закон Российской Федерации «Об образовании»
– СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013
– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
– Конвенция о правах ребенка
– Семейный кодекс РФ
– Конституция РФ
- Цель программы: Выявление, формирование и развитие математических способностей детей на основе создания технологии организации работы в детском саду.
- Задачи программы:
– Поиск и систематизация методов диагностики форм работы по развитию математических способностей;
– совершенствование системы выявления и сопровождения ребенка с математическими способностями;
– создание условий для самореализации детей, способных к математике;
– внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения детей;
– взаимодействие воспитателя с родителями ребенка, проявляющего интерес к математике.
- Общие принципы учебно-воспитательного процесса:
– принцип учета возрастных возможностей;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Ожидаемый результат: ориентирован на сформированность математических представлений и понятий у детей, на развитие творчества, воображения, умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Содержание программы
«Юный математик»
«Количество и счет» | Числа от 11 до 20. Порядковые значения чисел от 1 до 20. Прямой и обратный; счет двойками до 20 и тройками до 21. | Предшествующие и последующие числа, сравнение смежных чисел. Нахождение «чисел-соседей». Понятия «предшествующее» и «последующее» число. | Определение разностного отношения между числами. Установка отношений между группами предметов (больше, меньше); разностное отношение между числами. | Повторение знаков +, -, =, < ,>. Математические знаки, написание и использование их при решении арифметических задач. | Решение арифметических примеров и задач. Учится соотносить число, цифру и количество предметов от 1 до 20; решение арифметических задач, отгадывание загадок, запись их решения, составление задач по картинкам и их решение. |
«Величина | Сравнение предметов по двум и по трем признакам (цвет, размер, длина, высота, ширина, толщина). Сравнение предметов по различным признакам; разными способами. | Прием попарного сравнения, методы наложения, приложения. Сравнение предметов по различным признакам; разными способами, используя методы приложения, наложения и прием попарного сравнения. | Выбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам из ряда предметов. Определять «лишний» предмет, подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам. | ||
«Форма» | Многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм. Знакомство и различие плоскостных геометрических фигур: многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм. | Вершины, стороны, углы фигур. Знакомство с признаками геометрических фигур: вершина, сторона, угол. | Начертание и измерение длин сторон фигур. Учить чертить геометрические фигуры при помощи ученической линейки; измерение и запись длины сторон фигур. | Шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед, пирамида. Различать объемные фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире (зонтик, труба, крыша дома и т.д.). | |
«Ориентировка в пространстве» | Представления: ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко . Закрепление знаний пространственных отношений: ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. | Ориентировка на листе бумаги и в тетради в клетку; по словесной инструкции и по плану. Рисование узоров на слух от исходной точки, написание графических диктантов. | Ось симметрии, зеркальное отображение. Рисование контура и предметов в зеркальном отображении; ориентация в двухмерном пространстве. | Первый, второй, предпоследний, последний. Знакомство с понятиями: первый, второй, предпоследний, последний.; употребление их в речи. | |
«Ориентировка во времени» | Понятия: утро, день, вечер, ночь; дни недели, месяцы, времена года. Закрепление знаний. | Понятия: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра.Закрепление. | Меры времени: секунда, минута, час, часы.Закрепление понятий мер времени: секунда, минута, час; работа с макетом часов. | ||
«Геометрические понятия» | Понятия: точка, линия, луч, угол, отрезок; прямая, ломаная и кривая, замкнутая и разомкнутая линии. Закрепление понятий | Меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр; ученическая линейка. Знакомство с мерами длины. | Рисование отрезков большей, меньшей или одинаковой длины по образцу при помощи линейки. Формирование умения пользоваться ученической линейкой. | ||
«Логика» | Конструирование (по образцу, по плану, по заданию, по замыслу, коллективное конструирование). Формирование умения осуществлять поиск способов конструирования предметов; конструирование из строительного и игрового материала: кубики, счетные палочки, мозаики, конструктор, разрезные картинки, пуговицы, бусинки. | Моделирование. Формирование умения осуществлять поиск способов моделирования предметов; анализировать образец, различать части модели по форме, величине, размеру; устанавливать детали предложенного материала в разном пространственном положении, комбинировать их. | Логические игры (антонимические игры, классификация, сериация, схематизация). Развитие интеллектуальных качеств: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат. |
Уровни математического развития
Возраст | Уровни развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
6 – 7лет | Имеет обобщенное представление о свойствах предметов.
Выделяет самостоятельно основания для классификации. Замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов. Проявляет интерес и творчество в играх интеллектуального характера. Не испытывает затруднений в выполнении учебных программ |
Выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует.
Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. |
Выделяет свойства предметов, определяет наличие/отсутствие признака.
Считает, измеряет, сравнивает. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношениях. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет. |
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника
Фамилия, имя, дата рождения хххххххххххх
Возрастная группа,
учебный год |
Цели и задачи образовательной работы | Разделы основной общеобразовательной программы, реализуемой в индивидуальной работе | Используемые педагогические технологии и методики | Ожидаемые результаты | Примерные сроки достижения результатов | Критерии оценки эффективности проведенной работы |
Подготовительная группа | Цель: выявление, формирование и развитие математических способностей.
Задачи: – создание условий для самореализации ребенка, способного к математике; -формировать более углубленные знания по математике; взаимодействовать я с родителямиребенка, проявляющего интерес к математике. |
«Количество и счет»
«Величина» «Форма» «Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени» «Геометрические понятия» «Логика» |
Диагностика,
личностно-ориентир. взаимодействия педагога с ребенком, игровая |
Сформированы математические представления и понятия, развитотворчество, воображение, математические способности, чувство уверенности в своих знаниях, интерес к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. | Март-апрель
Участие в математическом конкурсе «Умники и умницы» |
Диплом II степени
За победу в муниципальном конкурсе «Юные умники и умницы». Диплом III степени за победу в республиканском (с межрегиональным участием) конкурсе «Юные умники и умницы» |
Список литературы
Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – М., 2006.
Волина В.В. Веселая математика / В.В. Волина. – М., 1998.
Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996.
Доронова Т.Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2007.
Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод пособие / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.
Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М., 1992.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей / А.З. Зак. – Ярославль, 1998.
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты / М.Н. Ильина. – СПб., 1998.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников / Е.В. Колесникова. – М., 2002.
Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб., 1998.
Павлова Н.П. Как научить детей считать / Н.Н. Павлова. – М., 2000.
Петерсон Л.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Ч.1,2 / Л.П. Петерсон, Н.П. Холина. – М., 2002.
Фалькович Т.А. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в УДОД / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2005.
Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников / К.В. Шевелев. – М.: Ин-т психотерапии, 2001.