Пути повышения учебной мотивации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла в системе СПО.

ФИО: Молькова Т.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3187
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Пути повышения учебной мотивации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла в системе СПО.
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)



Пути повышения учебной мотивации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла в системе СПО.

 

Молькова Т.В. преподаватель

БУ «Югорский политехнический 

колледж»

 

Современная система среднего профессионального образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих высокой познавательной активностью, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, способных адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства. 

Одна из главных задач деятельности педагога является создание на учебном занятии ситуации успеха для каждого студента. Успех на занятии — основа взаимопонимания между педагогом и обучающимся. Результативность работы не только ведет к активной учебной деятельности обучающихся, но и мотивирует их к дальнейшему развитию.

Преподаю математику в группах 1 курса разных профессий и специальностей. С какими проблемами сталкивается преподаватель общеобразовательных дисциплин, работая в группах 1 курса? В группы, куда можно попасть, пройдя строгий конкурсный отбор, приходят достаточно мотивированные обучающиеся со средним баллом в аттестате 4 и 5. Но и формируется некоторое количество групп, где практически все обучающиеся имеют низкий средний балл аттестата. Обучающиеся считают, что они пришли в колледж, чтобы получить профессию, специальность, а сталкиваются с тем, что им приходится изучать предметы общеобразовательного цикла, да ещё и в сжатых временных рамках.

Остановлюсь на специфике работы в группах с низким уровнем успеваемости. Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель общеобразовательных дисциплин, работающий с первокурсниками:

  • низкий уровень базовых знаний по общеобразовательным предметам;
  • отсутствие познавательного интереса; 
  • отсутствие мотивации; 
  • не сформированы элементарные организационные навыки; 
  • отсутствие адекватной самооценки; 
  • длительность учебного занятия – сдвоенные уроки (пара).

Первая задача, которую нужно решить преподавателю – это научить обучающихся учиться (формировать организационные навыки). Для этого необходимо выстроить четкую линию учебного занятия и требований преподавателя. Не нужно сразу стремиться использовать инновационные формы для мотивации учебной деятельности, т.к.  можно потерять более важное – донесение предметных знаний. 

При правильно выбранной форме и структуре учебного занятия, а так же при умелом использовании преподавателем различных видов деятельности обучающихся, можно получить и преимущество спаренных занятий.  Появляется возможность уделить внимание каждому этапу урока. Отработка как простых, так и сложных этапов важна для слабо подготовленных обучащихся. 

Сдвоенные уроки при опытном подходе позволяют отработать и закрепить полученные знания и умения, сохраняя работоспособность и заинтересованность студентов. 

Для групп СПО при изучении математики использую занятия (сдвоенные уроки) комбинированного типа. Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.

Структура комбинированного занятия:

1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной

деятельности.

  1. Подготовка к изучению нового материала через повторение и

актуализацию опорных знаний.

  1. Ознакомление с новым материалом.
  2. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах

изучения.

5.Воспроизведение изученного и его применение в стандартных

условиях.

  1. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых

или измененных условиях с целью формирования умений. (Этот этап можно иногда пропускать в группах с низким уровнем успеваемости).

  1. Осмысление содержания и последовательности применения

практических действий при выполнении заданий.

  1. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем

учителя.

  1. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
  2. Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания Обязательно проанализировать и оценить работу обучающихся, прокомментировать оценки. 

 

Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, т.к. объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации.

В своей практике применяю следующие способы повышения мотивации на занятиях по предметам общеобразовательного цикла:

    • формирование положительного отношения к специальности (необходимо акцентировать внимание на профессиональной или практической значимости изучаемой темы. Необходимо формирование базы упражнений профессиональной направленности);
    •  мотивация личным примером (интерес студента к изучаемой дисциплине должен быть вызван не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог доброжелательно относится к студентам, серьезно и ответственно выполняет свою работу, помогает всегда на этапах обучения, вовремя проверяет работы студентов);  
    • заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности (интерес преподавателя к студентам должен быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач);  
  • уважение к студентам (каждый  студент – личность, которая хочет к себе соответствующего отношения); 
  • обучение в сотрудничестве (позволяет отстающим студентам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться).

 

Создание ситуации успеха на занятиипомочь слабому студенту выполнить посильный объем работы. Для этого необходимо подготовить достаточный объем упражнений. В системе Moodle, с использованием материалов задачников, учебников, банка заданий ФИПИ, сайта «Решу ЕГЭ», по каждой изучаемой теме мною создан обширный банк упражнений по дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа и геометрия». Обучающиеся могут выполнять тестирование в аудитории, дома. Во время выполнения теста программа выводит в случайном порядке определенное количество заданий и вопросов (в зависимости от настроек). По окончании тестирования студенту на экран выводится его результат и оценка (критерии и система оценивания также настраивается преподавателем). Результаты прохождения тестов всегда доступны преподавателю.

Тест содержит задания следующих типов:

  • Одиночный выбор
  • Множественный выбор
  • Указание порядка следования
  • Сопоставление вариантов
  • Указание истинности или ложности утверждений (MCQ)
  • Ручной ввод числа
  • Ручной ввод текста

Проблема формирования мотивации в процессе обучения студентов в СПО является центральным звеном учебно-профессионального процесса и для её реализации необходимо целенаправленное и рациональное воздействие.