Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логика для малышей» (для детей 4-5 лет)

ФИО: Стребкова И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3188
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логика для малышей» (для детей 4-5 лет)
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА   СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«Логика для малышей» 

 Для детей 4-5 лет

Срок реализации рабочей программы – 1 год

Составитель: 

Стребкова Ирина Валерьевна

воспитатель

 

Содержание 

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

 

  1. Основные характеристики программы 3стр
  2. Цели и задачи программы 4стр
  3. Характеристика категории обучающихся по программе… 4стр
  4. Значимая характеристика по реализации программы 5стр
  5. Принципы реализации программы 5стр
  1. Планируемые результаты (ожидаемые) 6стр

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Особенности организации образовательного процесса 6стр

2.2 Этапы и содержание развивающей работы …7стр

  1. Учебно-тематический план 8стр

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Расписание образовательной деятельности 9стр
  2. Календарно-тематический план работы 10стр
  3. Условия реализации программы 21стр
  4. Материально-техническое обеспечение… 21стр
    1. Литература .22стр
  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка

  • Основные характеристики программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для малышей» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в ред. 02.07.2021 г.).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Положение о платных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики, утв. приказом от 15.09.2020 № 80-О.

Направленность дополнительной образовательной программы. Образовательная программа дополнительного образования детей «Логика для малышей» является программой социально-педагогической направленности. Предлагаемая программа направлена на логико – математическое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста. 

Актуальность. В процессе реализации программы дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как для предматематической подготовки, так и для общего интеллектуального развития. Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для малышей» для детей 5-го года жизни составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста.

  • Цель и задачи программы.

 

Цель программы: развивать логическое мышление у детей 5-го года жизни посредством игр с блоками Дьенеша.

Задачи реализации программы.

  1. Развивающие задачи:
  • развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форма, размер, цвет) предметов.
  • развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства)
  • развивать умение решать логические задачи.
  • развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам.
  • развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).
  • развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.
  • развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание.
  • развивать мелкую моторику рук.
  • Образовательные задачи:
  • формировать умение систематизировать и классифицировать блоки по признакам (цвет, размер, форма, толщина).
  • формировать представления о математических понятиях, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
  • Воспитательные задачи:
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  • продолжать формировать стремление доводить дело до конца.

  • Характеристика категории обучающихся по программе

 

На пятом году жизни детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Дошкольники 4-5 лет охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.

 

1.4 Значимая характеристика по реализации программы

 

Дополнительная образовательная программа «Логика для малышей» разработана для детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики. В каждом из трех корпусов ДОУ созданы специальные кабинеты для занятий, которые оснащены разнообразным, современным оборудованием.

Набор детей на дополнительные образовательные услуги «Логика для малышей» осуществляется по запросам родителей. С целью ознакомления с особенностями кружковой работы для родителей разработаны флаеры, буклеты, видеоролики из опыта работы, объявления-приглашения.

 

1.5. Принципы реализации Программы 

 Программа построена на следующих принципах:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования).

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип возрастной адекватности, предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

 Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников.

Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом.

 

2.Планируемые результаты

 

  •  Сформированы мыслительные умения: дети, в процессе игр с логическими блоками Дьенеша, выявляют, абстрагируют и называют свойства предметов, кодируют и декодируют информацию об этих свойствах, сравнивают предметы по заданным свойствам.
  • Усвоены элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

  • Сформировано умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.

  • Развит интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).

  • Развит интерес к играм с логическими блоками Дьенеша.

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1.Особенности организации образовательного процесса

 

Работа строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогических процессов.

Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемой продолжительностью: 20 минут учебной нагрузки. 

Занятия с детьми проводятся 1 раза в неделю (подгрупповые). На каждого ребенка используется комплект, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Курс рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май включительно).            Наполняемость группы 15 человек.

 

Методы реализации Программы 

Методы и приёмы, используемые при организации занятий с детьми:

Игровой метод. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры, основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В программе представлены различные игры, которые не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Словесный метод (объяснения, пояснения, художественное слово, вопросы, поощрение, беседы о свойствах и отношениях объектов).

Практический метод (обследование, наложение, упражнение).

Наглядный метод (карточки-схемы, кодовые карточки, рисунки,

демонстрация способов действия, игровые пособия, игровые персонажи)

 

2.2.Этапы и содержание развивающей работы

Структура занятия состоит из трех частей: 

I часть (мотивационная) направлена на создание эмоционального настроя в группе. По длительности – 2 минуты. 

II часть (обучающая) включает задания на развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения. По длительности – 15 минут.

 III часть (рефлексивная) включает игры и упражнения на подведение результатов занятия. По длительности – 3 минуты.

Все задания с логическими блоками можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы:

  1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
  2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
  3. Задания для развития действий классификации т обобщения.
  4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

Материал в программе расположен по степени нарастающей сложности.

Усложнение идет по трем направлениям:

  •  от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами.
  •  от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства.
  • от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ занятия Название занятия

Сентябрь

1 Занятие 1
2 Занятие 2
3 Занятие 3
4 Занятие 4

Октябрь

5 Занятие 5
6 Занятие 6
7 Занятие 7
8 Занятие 8

Ноябрь

9 Занятие 9
10 Занятие 10
11 Занятие 11
12 Занятие 12

Декабрь

13 Занятие 13
14 Занятие 14
15 Занятие 15
16 Занятие 16

Январь

17 Занятие 17
18 Занятие 18
19 Занятие 19
20 Занятие 20

Февраль

21 Занятие 21
22 Занятие 22 (I вариант)
23 Занятие 22 (II вариант
24 Занятие 23

Март

25 Занятие 24
25 Занятие «Волшебные ступеньки»
26 Занятие «Домики»
27 Занятие «С двумя обручами»

Апрель

28 Занятие «Лабиринт»
29 Занятие «В волшебном лесу»
31 Занятие «Гусеница»
32 Занятие «Волшебное дерево»
Май 33 Занятие «Паровозики»
34 Занятие «Этажи»
35 Занятие «Найди цветок»
36 Занятие «Магазин»

 

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Расписание образовательной деятельности

  

Название курса кол-во занятий в неделю кол-во занятий в месяц кол-во занятий в год длительность занятий кол-во воспитанников
Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для малышей» 1 4 36 20 мин 15

 

3.2. Календарно-тематический план работы

 

занятия

Тема

занятия

Задачи Материал Литература
1 Занятие 1
  • Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов.
  • Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
  • Картинки для игры в магазин.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 5)
2 Занятие 2 Формировать пространственные отношения «слева», – Логические блоки Дьенеша. Н.И.Захарова «Играем с
«справа», «над», «под», «выше», «ниже». – Карточки-символы свойств (цвет, логическими блоками
– Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть форма, размер). Дьенеша. Учебный курс
свойство (размер) предметов. – «Волшебный клубочек». для детей 4-5 лет» (стр.
– Развивать устойчивую связь между образом свойства и – Музыкальная запись пения птиц в 9)
словами, которые его обозначают, умение выявлять и лесу.
абстрагировать свойства. – Картинки.
– Развивать умение кодировать информацию о свойствах – Набор картинок: «Рисуем осенний
предметов (одно свойство – размер). лес».
– Набор картинок для д/и «Разложи
пыльцу по банкам».


3 Занятие 3
  • Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (цвет) предметов.
  • Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – цвет).
  • Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – размер).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет, форма, размер).
  • Картинки.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 12)
4 Занятие 4
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (форму) предметов.
  • Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – форма).
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – форма).
  • Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет, форма, размер).
  • Картинки.
  • Картинки с изображениями подарков
  • Салфеточки – 4шт.
  • Цветные карандаши.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 15)
5 Занятие 5
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форму, цвет, размер) предметов.
  • Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет).
  • Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (схемы «Выращиваем волшебный цветок»).
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – форма).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Картинки.
  • Схемы «Выращиваем волшебный цветок» – 3шт.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 4), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 6шт.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 19)
6 Занятие 6
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства).
  • Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – форма).
  • Познакомить детей с новыми карточками-символами свойств (тонкий, толстый).
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – толщина).
  • Развивать умение сравнивать предметы по высоте.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (толщина).
  • «Волшебный клубочек».
  • Картинки.
  • Набор карточек для игры «Найди клад»
  • Фишки для фиксации правильных ответов.
  • Раздаточный материал: таблицы для
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 22)

10


самостоятельной работы (табл. 5), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 6шт.
7 Занятие 7
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство).
  • Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет).
  • «Волшебный клубочек».
  • Картинки.
  • Логические фигуры Дьенеша (плоские фигуры) для игры «Починим домино».
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 27)
8 Занятие 8
  • Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство).
  • Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – цвет).
  • Познакомить с карточками-символами отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина).
  • Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы

«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (не толстый, не круглый и т.д.)

  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств, карточки-символы отрицания свойств.
  • Прямоугольники

светло-коричневого цвета («клумбы»)

– 8шт.

  • Картинки.

Атласная ленточка для бус.

  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 8), тарелочки, логические блоки

Дьенеша – 6шт., цветные карандаши.

Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 30)
9 Занятие 9
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
  • Развивать умение подбирать предметы (воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – размер).
  • Осваивать идею видоизменения, трансформации.

-Развивать внимание детей.

  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (форма).
  • Логические фигуры Дьенеша (плоские фигуры) – 10шт.
  • Картинки.
  • Цифры – от 1 до 5, стрелки – 4шт.
  • Фишки для фиксации правильных ответов.
  • Раздаточный материал: таблицы для

самостоятельной работы (табл. 10), тарелочки, логические блоки

Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 36)

11


Дьенеша – 6шт.
10 Занятие 10
  • Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развивать умение классифицировать.
  • Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство – форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма, отрицание формы).
  • Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы

«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (форма – не квадратный, не круглый, не треугольный, не прямоугольный).

  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (размер, форма, отрицание формы).
  • Картинки.
  • Таблицы («игровое поле») – 2шт. (таблицы должны быть разного цвета

– см. табл.12).

Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 42)
11 Занятие 11
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства).
  • Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство – толщина) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины).
  • Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы

«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (толщина – не толстый, не тонкий).

  • Логические блоки Дьенеша.
  • «Волшебный клубочек».
  • Карточки-символы свойств (цвет, толщина, отрицание толщины).
  • Картинки.
  • Набор карточек для игры «Найди клад»
  • Кружок из бумаги – «клад».
  • Фишки для фиксации правильных ответов.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 14), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 6шт.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 46)
12 Занятие 12
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развивать способность к анализу, абстрагированию.
  • Развивать умение   строго   следовать   правилам   при
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (форма, цвет, отрицание цвета).
  • Картинки.
  • Карточки для игры «Волшебные
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс

для детей 4-5 лет» (стр. 52) 12


выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм

«Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.

  • Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство – цвет) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета).
  • Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы

«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет – не желтый, не красный, не синий).

  • Осваивать идею видоизменения, трансформации.
зеркала» – 6шт. (табл.15).

– Раздаточный материал: карточки схемы разветвленного алгоритма

«Выращивание дерева» (табл. 16б), таблицы для самостоятельной работы (табл.17), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 6шт.

13 Занятие 13
  • Развивать классификационные умения.
  • Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (толщина, цвет, размер).
  • Картинки.
  • Таблицы – «домики» – 2шт.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр.

58)

14 Занятие 14
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
  • Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство – размер) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера).
  • Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы

«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер – не большой, не маленький).

  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форма, размер, толщина) предметов (два свойства).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет, размер, отрицание размера).
  • «Волшебный клубочек».
  • Картинки.
  • Две атласные ленты желтого цвета («дорожки»).
  • Набор карточек для игры «Найди клад».
  • Кружок из бумаги – «клад».
  • Фишки для фиксации правильных ответов.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 20), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 8шт.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 62)
15 Занятие 15
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Развивать умение классифицировать.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет).
  • Картинки.
  • Атласная ленточка.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками

Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (ст1р3.


  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – толщина и размер).
  • Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
– Таблицы – «домики» (табл.23) – 3шт. 68)
16 Занятие 16
  • Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – форма и размер).
  • Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги.
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (два свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не толстый и т.д.).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Картинки.
  • Логические таблицы (табл.24) – 2шт.
  • Таблицы «домики» для д/и

«Строим город» (табл.25) – 4шт.

  • Карточки-«накладные» (табл.26) – 4шт.
  • Схемы (табл.27) для строительства игровой площадки.
  • Набор карточек для игры «Найди клад».
  • Кружок из бумаги – «клад».
  • Фишки для фиксации правильных ответов.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 73)
17 Занятие 17
  • Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Развивать внимание.
  • Развивать классификационные умения.
  • Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств.
  • Домики – 2шт., логические таблицы (табл.29) – 12шт.
  • Атласные ленточки.
  • Магнитные доски – 4шт.
  • Картинки.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 30), тарелочки, логические блоки Дьенеша.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 80)
18 Занятие 18
  • Развивать умение классифицировать.
  • Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм «Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – форма и толщина).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет).
  • Карточки-символы свойств машинок (модель).
  • Картинки.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 33),
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 85)

14


тарелочки, логические блоки Дьенеша – 9шт., карточки-схемы разветвленного алгоритма –

«Выращивание дерева» (табл.16в).

19 Занятие 19
  • Развивать умение выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – цвет и толщина).
  • Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер).
  • Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (форма).
  • «Волшебный клубочек».
  • Картинки.
  • Схемы домов (табл.34а, б, в, г).
  • Схема «этаж» (табл.35) – 3шт.
  • Атласная ленточка.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 36), тарелочки, логические блоки Дьенеша.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 89)
20 Занятие 20
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм

«Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.

  • Логические блоки Дьенеша.
  • Логические таблицы на поиск недостающей фигуры (табл.38) – 6шт.
  • Карточки видоизменения свойств.
  • «Волшебный клубочек».
  • Конверт из плотной бумаги.
  • Картинки.
  • Для игры «Расколдуем зеркала».
  • Раздаточный материал: тарелочки, логические блоки Дьенеша – 8шт., карточки-схемы разветвленного

алгоритма – «Выращивание дерева» (табл.16г).

Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 96)
21 Занятие 21
  • Развивать умение классифицировать.
  • Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (два свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)
  • Развивать умение рассуждать логически.
  • Развивать умение кодировать информацию о свойствах
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств.
  • Коробка для игры «Угадай-ка».
  • Картинки.
  • Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы (табл. 40), тарелочки, логические блоки Дьенеша.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 102)

15


предметов (два свойства).
22 Занятие 22 (I вариант)
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – цвет и размер).

-Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

  • Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
  • Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер).
  • Таблицы («вагоны») 3шт. (табл.41).
  • Атласная ленточка.
  • Для игры «Сломанное домино».
  • Картинки.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 106)
23 Занятие 22 (II вариант)
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – цвет и размер).
  • Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
  • Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
  • Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации с помощью карточек-символов свойств.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер).
  • Таблицы («вагоны») 3шт. (табл.41).
  • Атласная ленточка.
  • Для игры «Сломанное домино».
  • Картинки.
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 106)
24 Занятие 23
  • Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (два свойства).
  • Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств (толщина).
  • Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
  • Развивать классификационные умения.
  • Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм

«Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.

  • Логические блоки Дьенеша.
  • «Волшебный клубочек».
  • Карточки-символы свойств (толщина).
  • Карточки-символы свойств цветов.
  • Картинки.
  • Карточки с изображениями значков в разном наборе (2 знака) – 12шт. (табл.45).
  • Схема «дворец».
  • Карточки для игры «Починим дворец» (табл.47).
  • Атласная ленточка.
  • Раздаточный материал: тарелочки, логические блоки Дьенеша, схемы разветвленного алгоритма –

«Выращивание дерева».

Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 112)

16


25 Занятие 24
  • Развивать умение решать логические задачи.
  • Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
  • Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации с помощью карточек-символов свойств.
  • Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (два свойства).
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина).
  • Коробка для игры «Угадай-ка».
  • Карточки-символы свойств пуговиц.
  • Карточки-«инструкции» – 12шт.
  • Картинки.
  • Раздаточный материал: магнитные доски, таблицы для самостоятельной работы (табл.52), плотная ткань, логические блоки Дьенеша, тарелочки, карточки-символы

свойств блоков (цвет, форма).

Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 118)
26 Занятие

«Волшебные ступеньки»

  • Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела.
  • Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков.
  • Развивать умение кодировать и раскодировать блоки – описывать с помощью кодов.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Кодовые карточки.
  • Мягкие игрушки.
  • Набор геометрических тел.
Е.Н.Панова

«Дидактические

игры-занятия в ДОУ» (стр. 33)

27 Занятие

«Домики»

  • Закреплять ориентировку в пространстве.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Продолжать развивать умение читать кодовое обозначение блоков.
  • Закрепить понятие деления множества на подмножества.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Обручи.
  • Кодовые карточки.
  • Мягкие игрушки.
  • Бумажные полосы.
  • Пластмассовые кубики

«шуршалки-шумелки».

Е.Н.Панова

«Дидактические

игры-занятия в ДОУ» (стр. 37)

28 Занятие «С двумя обручами» – Формировать понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», классифицировать по двум свойствам.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Два обруча.
  • Карточки с символами.
Е.Н.Панова

«Дидактические

игры-занятия в ДОУ» (стр. 41)

29 Занятие

«Лабиринт»

  • Учить детей «читать», описывать и находить по описанию геометрические фигуры с помощью знаков, использовать знаки отрицания.
  • Делить множества геометрических фигур по признакам на подмножества.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Лабиринт из белой бумаги.
  • Домик с заколдованными зверюшками.
  • Зайчик.
  • Схемы деления на подмножества.
  • Знаки для описания фигур.
Е.Н.Панова

«Дидактические

игры-занятия в ДОУ» (стр. 43)

17


30 Занятие «В волшебном лесу»
  • Учить детей «читать» и описывать геометрические фигуры с помощью знаков.
  • Формировать представления о символическом изображении вещей.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Карточки с изображением знаков, отдельные знаки.
  • Игрушки-зверюшки.
  • Кукла
Е.Н.Панова

«Дидактические

игры-занятия в ДОУ» (стр. 45)

31 Занятие «Гусеница» -Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, величину.
  • -набор логических блоков Дьенеша, -обручи, 
  • -карточки – символы.
Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки – символы в каждый обруч. Например:

– 1 обруч – синее цветовое пятно;

– 2 обруч – все маленькие;

– 3 обруч – желтое цветовое пятно;

– 4 обруч – все квадратные;

– 5 обруч – все большие;

– 6 обруч – все круглые и так далее.

Коды – символы можно располагать в любом порядке. 

32 Занятие «Волшебное дерево» -Учить классифицировать блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки.
  • Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.
33 Занятие «Паровозики» -Учить классифицировать блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
  • набор логических блоков Дьенеша,
  • игрушки: медвежонок, заяц.
Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужно строить по правилам: – чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; – чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.
34 Занятие «Этажи» -Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. 

-Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

  • набор логических блоков Дьенеша.
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

35 Занятие «Найди цветок» -Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по заданным свойствам.
  • набор логических блоков Дьенеша.
Перед детьми поляна с «цветами» (из логических блоков, отличающихся цветом, формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны – его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме.
36 Занятие «Магазин» -Учить выделять и абстрагировать свойства предмета, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  • товар (карточки с изображением предметов), -логические блоки Дьенеша.
Дети приходят в магазин, где большой выбор игрушек, у каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.).

  • Условия и средства реализации рабочей программы

Программа направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

        Все занятия построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.            

      Так как задания с блоками Дьенеша предполагают работу сидя за столами, то было принято решение удачно совместить упражнения с подвижной игрой. Занятие состоит из упражнения с блоками и подвижной игры.

  • Материально-техническое обеспечение:

  • Логические фигуры Дьенеша (плоские фигуры)
  • Игровые атрибуты: мячи, куклы, мягкие игрушки, настольные игры, обручи, цветные карандаши.
  • Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, муляжи.
  • Музыкально-песенный материал по темам, видео и аудиозаписи.
  • Раздаточный материал: комплекты «Блоки Дьенеша» для каждого ребенка, схемы, таблицы,  карточки-символы по темам. 
  • Проектор, ноутбук, магнитофон, доска магнитная.
  • Литература

  1. Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет», СПб., ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.

  1. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г.
  2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. А.   Венгер, М. О. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988.
  4. 5. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.
  5. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.
  6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.
  7. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.
  8. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
  9. “Логика и математика для дошкольников” Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. “Санкт- Петербург”. “Акцидент