Программа музыкально-театрального кружка«Воображариум»

ФИО: Конопелько Е.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3189
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Программа музыкально-театрального кружка «Воображариум»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Программа музыкально-театрального кружка

«Воображалка»

Автор:

Музыкальный руководитель:

Конопелько Евгения Михайловна

  • Целевой раздел


  • Пояснительная записка

    Программа музыкально-театрального кружка имеет художественно-эстетическую направленность. Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно-творческого развития старших дошкольников в условиях системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).

Аспект программы связан с развитием художественных способностей детей в конкретных направлениях:

– художественно-речевая и театрализованная деятельность;

– основы вокального искусства;

– основы сценического движения.

  • Цель и задачи Программы

Цель программы – Приобщение детей к музыкально-театральному искусству, развитие личности через формирование театрально-сценических, музыкально-ритмических навыков детей, развитие творческого потенциала и коммуникативных качеств ребенка.

Задачи в области театрального искусства:

– содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования, различных форм сочинительства;

– организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;

– содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;

– содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром);

– предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа спектакля; организации театрализованно-досуговой деятельности.

Задачи в области основ вокального искусства:

– дать детям основы вокально-технической культуры исполнения;

– формировать навык  певческого дыхания как важнейшим фактором голосообразования;

– добиться овладения звукообразованием, высокой вокальной позицией;

– воспитать у детей навыки чистой интонации при сольном исполнении на базе развития слуха;

– воспитать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения, включающей в себя тембр, динамику, фразировку;

– сформировать нравственно-эстетические идеалы, содействовать развитию и воспитанию духовной культуры;

– научить основам сценического движения;

– развивать у детей чувство ритма, двигательную координацию, владение своим телом;

– развивать у детей навыки пластической импровизации.

 

Программа рассчитана на работу с массовой категорией детей 7 лет. Количество детей в группе 7-10 человек. Программа предполагает 1 год обучения на основе усложнения программного материала и технологий педагогической работы с детьми.

Продолжительность занятия составляет 30-35 минут (однако она может колебаться в зависимости конкретных образовательных и творческих задач и т.д.).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:

– Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», И. Каплуновой. И. Новоскольцевой;

– Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», А. Бурениной;

– Методический комплекс программы «Детство», образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», А.Г. Гогоберидзе, О.В. Акуловой, А.М. Вербенец, В.А. Деркунской;

–  Учеб. – методическое пособие «Театральная деятельность как средство развития детей 4-6 лет», Т.Н. Дороновой;

 – Учеб.-Методическое пособие  «Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой 6-7 лет», О.М. Ельцовой, Л.В. Прокопьевой;

– Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса, С.И. Мерзляковой.

 

Цель и задачи реализации Программы

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

 

Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  И.Каплунова, И.Новоскольцева

Цель: музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально – ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Задачи: 

  • Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. 
  • Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей). 
  • Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. 
  • Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. 
  • Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. 
  • Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

 

Программа по ритмической пластике для детей 

«Ритмическая мозаика», А. Бурениной

        Цель: ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.  

Задачи 

  1. Развитие музыкальности.
  2. Развитие двигательных качеств и умений. 
  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в 

движении под музыку.

  1.  Развитие и тренировка психических процессов.
  2.  Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

  • Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

  1. целостный подход в решении педагогических задач: 
  2. последовательность усложнения поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 
  5. сотрудничество МБДОУ с семьей; 
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в музыкальной деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 

9.соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем;

  • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»  (далее Учреждение) расположено в 8 микрорайоне с недостаточно развитой инфраструктурой, представленной следующим социокультурным окружением: 

    • учреждения образования: МБОУ «СОШ №5», МБДОУ «Детский сад №22», МБДОУ «Детский сад №17»;

  • культурно-просветительские учреждения:  Библиотека – филиал №6;
  • спортивные объекты: Специализированная школа дзюдо и самбо;
  • объекты по предоставлению услуг населению: Отделение почтовой связи Усолье-Сибирское 665466, столовая №3, сеть магазинов.

Учреждение – это отдельно стоящее двухэтажное здание со своей территорией. Площадь территории Учреждения составляет  12315 кв. м., территория огорожена забором, имеются зеленые насаждения (деревья, кустарники, садовые цветы), наружное электрическое освещение с  автоматическим  фотоэлементом, позволяющий  реализовать мероприятия по экономии энергоресурсов. 

  • Возрастные особенности детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и про-порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. 

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. 

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  • Планируемые результаты освоения Программы

         Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, с учетом индивидуальных темпов развития ребенка, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников старшего дошкольного возраста..

Планируемые результаты обязательной части Программы

К 7-8 годам Социально – коммуникативное развитие 

Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр. Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду. Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения. Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре. Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

 

Речевое развитие 

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.  Умеет произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Умеет произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие. Знает и четко произносит в разных темпах 8—10 скороговорок.

Умеет произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Умеет строить диалог с партнером на заданную тему, составляет предложение из 3—4 заданных слов.

Умет подобрать рифму к заданному слову, сочинить рассказ от имени героя, составлять диалог между сказочными героями.

Художественно-эстетическое развитие 

Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. 

Физическое развитие (ритмика)

Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.

Обучение музыкально-ритмическим навыкам: уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко-тихо-умеренно, громче-тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения; слышать и передавать в движении ярко выраженные акценты, навыки выразительного движения. Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений.

 

Планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

 

Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  И.Каплунова, И.Новоскольцева

Возраст Планируемые результаты
К 7 годам
  • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ
  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
  • Различать части музыкального произведения.
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию.
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные еѐ отрезки с аккомпанементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

 

Программа по ритмической пластике для детей

«Ритмическая мозаика», А. Бурениной

Возраст Планируемые результаты
К 7 годам После третьего года обучения занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


  •  Образовательная деятельность с детьми в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.  

Содержание обязательной части Программы обеспечивается примерной основной образовательной программой дошкольного образования. 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы

2.2.1. Особенности организации  образовательного пространства

 

Важнейшим  условием  реализации  Программы  является  создание  развивающей  и 

эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.  

 

Важнейшие образовательные ориентиры

  1. обеспечение эмоционального благополучия детей; 
  2. создание  условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; 
  3. развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности); 
  4. развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. 

Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: 

  1. игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),  
  2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), 
  3. познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: 
  4. восприятие художественной литературы и фольклора,  
  5. музыкальная  (восприятие  и  понимание  смысла  музыкальных  произведений,  пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), 
  6. двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 
  • 2. Вариативные формы, способы, методы и средства 

реализации Программы

Вариативные формы реализации Программы:

  • Организованная образовательная деятельность:
  • в виде организованной образовательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной);
  • при проведении режимных моментов.
  • Совместная деятельность ребенка со взрослым, с одним ребенком или группой детей.
  • Самостоятельная деятельность ребенка.

При реализации Программы педагог должен:

  1. продумывать содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
  2. определять единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
  3. соблюдать гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности;
  4. осуществлять развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях партнерской деятельности;
  5. сочетать совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей;
  6. планировать образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
  7. создавать развивающую предметно – пространственную среду;
  8. наблюдать, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
  9. сотрудничать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей.

Формы образовательной деятельности, соответствующие видам детской деятельности в раннем возрасте

Виды детской деятельности в раннем возрасте Формы образовательной деятельности
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Рассматривание игрушек

Сюжетно-отобразительная игра

Иры-забавы

Игры-экспериментирования с игрушками

Дидактические игры

Игровые упражнения

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Беседа

Ситуативный разговор

Сюжетные игры

Театрализованные игры

Игры-драматизации

Игры имитационного характера

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Восприятие смысла музыки

Чтение, разучивание потешек, стихов

Рассматривание книг

Просмотр кукольного театра по знакомым сказкам

Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок

Музыкальные игры, хороводные  игры

Слушание музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки

Совместное пение

Простые танцевальные действия

Двигательная активность Подвижные игры, хороводные игры

Игровые упражнения

Динамическая пауза, физминутка

Самостоятельная двигательная активность детей

Формы образовательной деятельности по образовательным областям

(дошкольный возраст)

Образовательные области Формы образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие Индивидуальная игра

Совместная с воспитателем игра

Совместная игра со сверстником (сверстниками)

Педагогическая ситуация

Праздники, акции 

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Познавательное развитие Занятие

Исследовательский проект (детские исследования, тематические недельные проекты)

Развивающая игра (игра-исследование, игра-экспериментирование, игры с правилами)

Создание выставок, коллекций

Ситуативный разговор

Проблемная ситуация

Интеллектуальные игры, конкурсы (викторины, дошкольные олимпиады, квесты)

Детские увлечения (их презентация ребенком и (или) совместно с семьей) 

Индивидуальная работа с ребенком по формированию представлений

Самостоятельная деятельность детей: во всех видах самостоятельной детской деятельности

Речевое развитие Проектная деятельность (словотворчество, детское книгоиздательство и др.)

Различные виды игр (словесные и настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерская игра, дидактическая игра, игра-драматизация, подвижная игра с текстом, хороводная игра с текстом)

Ситуативный разговор с детьми

Разновозрастное общение (в рамках «гостевых» мероприятий: показ детьми театра малышам, совместные игры и др.)

Театрализованная игра

Конкурсы чтецов (тематические, посвященные творчеству одного из поэтов)

Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи

Все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками

Художественно-эстетическое развитие Детские мастер-классы

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр

Различные виды игр (дидактические, драматизации, сюжетные и др.)

Праздники и тематические досуги (музыкально-литературные гостиные, ярмарки, фольклорные праздники)

Концерт-импровизация

Слушание музыки

Слушание музыки

Физическое развитие

.

2.3 Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

       В соответствии ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.

       Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

        Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актёров – это их родители.

        Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребёнком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

        В процессе творческого взаимодействия с ребёнком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, а воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основными формами работы с родителями являются:

– Беседы – консультации

– Выставки (фотовыставка)

– Совместные творческие вечера (привлечение родителей к постановке спектаклей, для участия в конкурсе чтецов)

– Творческие мастерские

– Анкетирование

– Совместные спектакли

– Совместные театральные праздники

– Дни открытых дверей

– Совместные литературные вечера

– Семейные конкурсы, викторины

– Мастер-классы и семинары-практикумы

2.4. Педагогическая диагностика результатов освоения Программы.

2.4.1 Диагностика развития навыков театрализованной деятельности

 

Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

  • знание основ театральной культуры;
  • речевая культура;
  • эмоционально-образное развитие;
  • основы коллективной творческой деятельности;

 

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

  • поведенческая активность;
  • коммуникативно- речевые навыки;
  • отношения с взрослыми;
  • любознательность;
  • стремление к общению в больших группах детей;
  • желание стать лидером в группе;
  • конфликтность, агрессивность;

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

  • Основы театральной культуры.

 

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

 

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

  • Речевая культура.

 

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

  • Эмоционально-образное развитие.

 

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

  • Основы коллективной творческой деятельности.

 

Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

 

Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности

Диагностическая карта

 

Фамилия имя ребенка Основы театральной культуры Речевая культура Эмоциональо

образное развитие

Основы коллективной творческой

деятельности

Итог
Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

2.4.2. Диагностика певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

     Одной из первоочередных задач при знакомстве с детьми на музыкальном занятии является выяснение действительных возможностей и данных. От этого зависит организация музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего следует отметить необходимость наличия доброжелательности, непринужденной обстановки во время занятий.

     На основе анализа методической литературы, можно выделить следующие критерии, по которым оценивался начальный уровень вокальной подготовки детей старшего дошкольного возраста:

-звукообразование;

-чистота интонации;

-артикуляция;

-певческое дыхание;

-диапазон;

Уровни диагностики вокальных данных детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень: 1 балл: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.

Средний уровень: 2 балла:  интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.

Высокий уровень: 3 балла: устойчивая интонация, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено.

Педагогическая оценка развития певческих навыков

Диагностическая карта

 

ФИО Звукообразование Чистота интонации Артикуляция Певческое дыхание Звуковысотный слух Итог
Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

 

Показатели Уровень
Низкий Средний Высокий
1 Сила звука Голос слабый Голос не очень сильный, но ребёнок может петь непродолжительное время достаточно громко. Голос сильный
3 Певческий диапазон Диапазон в пределах 2-3 звуков Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) Широкий диапазон по сравнению с нормой
4 Продолжительность дыхания (звуковая проба «М») Менее 13 сек 13 – 15 сек Более 15 сек
7 Чистота интонации Интонирование мелодии голосом так таковое отсутствует вообще и ребёнок воспроизводит только слова песни в её ритме или интонирует 1-2 звука. Ребёнок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков. Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.
8 Звуковысотный слух Не различает звуки по высоте. Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы. Различение звуков по высоте в пределах сексты и квинты.