Методическая разработка мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ

ФИО: Луговая И.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3192
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ЦЕНТР  «РАДУГА» Г.ВОЛГОДОНСКА 

 

 

Методическая разработка мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ

 «Путешествие по нашей Родине»

 

   

Автор: Луговая И.Г.,   

педагог  дополнительного образования.

 

г. Волгодонск

2024 г.

 

Структура описания содержания методической разработки мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ 

 

Цель: формирование ценностных представлений о любви к Родине и бережного отношения к своему здоровью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Развивающие: расширить кругозор обучающихся, познакомив их с                                                                                                                                   историей нашей Родины. Развитие ловкости, выносливости и скорости.                                    

Воспитательные: формирование представлений и понятий о Родине, российской символике, воспитать бережное отношение к природе.    

Обучающие: формирование чувства товарищества и коллективизма, работа в группе. 

Возраст учащихся: от 4 до 15 лет.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, флажки, обручи, поролоновые рыбки, дидактический материал.           

План проведения:        

  1. Вводная часть.

1.Приветствие. Растяжка-разминка. 

  1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.         
  2. Основная часть. 
  3. Упражнения для развития общей и мелкой моторики. 
  4. Дыхательные упражнения. 
  5. Стимулирующие упражнения.
  6. Сложные растяжки. 
  7. Сюжетно-ролевые игры и эстафеты.
  8. Функциональные упражнения. 
  9. Скороговорка. 

III. Заключительная часть.

  1. Прощание. Психогимнастические упражнение на релаксацию. 
  2. Анализ занятия. Рефлексия.

Сценарный ход. 

  1. Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте ребята! У нас такое хорошее настроение, что всем, кого мы сегодня встретим, мы скажем «Привет!».

Упражнение: «Привет» (растяжка-разминка). 

Цель: оптимизация тонуса мышц и снятие напряжения.

Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми-теплыми. Похлопать себя: по ногам, по животу, по груди, по щекам. И поприветствовать все свое тело (резко руки вверх): Привет!

Педагог: Мы с вами собираемся отправиться в путешествие по нашей Родине, где нас ждет очень много самых разных и интересных приключений. 

Педагог: Мы полетим на самолете. Вылетаем из Москвы, а Москва – это столица нашей Родины! Давайте скажем всем «До свидания», помашем на прощание ручками и ножками. 

Упражнение: «До свидания» (простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики). 

Цель: тренировка вестибулярного аппарата.

Исходное положение – «вывеситься»: в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Стараясь держать прямые руки и ноги неподвижно, начать одновременные движения кистями рук и стоп вверх, направляя ладони и носки вверх, в потолок, и затем вниз, стараясь направить ладони и носки по направлению к полу. Движения делать энергично, до упора. Делать 5, 10, 15 движений, считая движение вверх-вниз за одно.

Педагог: «Часики» показывают, Московское время десять часов. Уже слышен бой курантов! Бом-бом, бом-бом.

 Упражнение: «Часики» (простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики). 

Цель: развитие синхронности движения.

 Исходное положение – сидя. Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать движение 10 раз. Вначале делать осторожно, постепенно добиваясь резкого бросания головы. Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно. Добавлять слова «Тик-так». Затем энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Десять раз. 

Педагог: Приготовимся к полету, последняя проверка: напрягаем наше тело и его «Половинки».

Упражнение: «Половинки» (простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики). 

Цель: укрепление мышц тела.

 Исходное положение – сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половины тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой ноги и левой ноги.

  1. Основная часть.

Педагог: Нажимаем на «Кнопки»

Упражнение: «Кнопки» (развитие общей и мелкой моторики). 

Цель: формирование одновременных и реципрокных  сенсомоторных  взаимодействий.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

Педагог:  «Продуваем двигатели».

Упражнение:  «Продуваем двигатели» (дыхательные упражнения).

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.  

Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Педагог: Теперь «Заводим мотор».

Упражнение:  «Заводим мотор» (простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики).

Цель: развитие синхронности движения.

 Исходное положение – сидя, руки к плечам. Вращать руками вперед-назад. Затем руки перед собой «веретеном» – заводим большой мотор.

Педагог: И полетел наш «Самолет».

Упражнение: «Самолет» (функциональные упражнения).

Цель: снижение импульсивности.

 Исходное положение – стоя. Все участники расставляют руки в стороны, как крылья самолета, и бегают по комнате, изображая летящий самолет.

Педагог: Летим-летим и первая наша остановка будет в городе Волгограде. Волгоград — это город герой. Главная достопримечательность этого города, Мамаев курган, памятник «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!». (показать на экране). Ребята, давайте достанем флаг победы проведем небольшую эстафету! 

Эстафета: «Флажок победы».

Цель: наполнение энергией и расправление всего позвоночника.

Делимся на две команды, каждый участник получает по красному флажку. По очереди, нужно добежать до места назначения, вставить флажок в песочную горку и вернуться на место, передав эстафету другому участнику. 

Педагог: Обе команды молодцы! Теперь у нас будет своя горка победы! Ну а нам пора отправляться дальше. Садимся в самолет, заводим двигатели и полетели!

Упражнение: «Заводим мотор», «Самолет».

Педагог: Смотрите, ребята, мы пролетаем над Березовой рощей! Знаете, мои дорогие друзья! Где бы ни росла береза-всюду она приносит людям радость и свет. Береза символ России, нашей Родины! И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! Существует много стихов о березе. Скажите, а кто-нибудь знает стишок про березку? (Один из детей тянет руку и говорит, что знает) Расскажи нам пожалуйста!

Стих: «Белая береза» С. Есенин.

Педагог: Умничка (имя ребенка). Внимание ребята! Мы приближаемся к одному из самых красивых озер нашей Родины! Это Озеро Байкал. Давайте расскажем про него скороговорку.

Упражнение: «Полкан» (функциональные упражнения).

Цель: выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «л».

 «Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал».

Упражнение: «Лезгинка» (развитие общей и мелкой моторики).

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

 Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаться к мизинцу левой. После этого одновременно менять положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения выполнения упражнения добавляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза – в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки).

Педагог: Давайте погуляем вдоль озера. Ой! Ребята! Кто это? (дети хором «Утка!») Да, это утка с утятами! Дети покажите, как ходят утята.

Упражнение: «Утка» (сложные растяжки).

Цель: оптимизация тонуса мышц и снятие напряжения. Тренируют вестибулярный аппарат, улучшают синхронность движения, повышают активность, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела.

Выполнять ходьбу в положении сидя на корточках. Руки держать на поясе, ладони направить в стороны.

Педагог: Еще мы можем в озере ловить рыбку. А наши ножки будут удочкой.

Упражнение: «Ловись рыбка» (функциональные упражнения).

Цель: укрепление задних мышц ног, подколенных сухожилий, голеностопных суставов и плюсневых костей.

Два обруча (имитация озера). В одном лежат поролоновые рыбки, другой пустой. Задача, босиком, пальчиками ног схватить рыбку и перетащить в другой обруч.

Педагог: Ой, пока мы ловили рыбку погода начала портиться. Прям стихия разыгралась. Ребята, знаете ли вы все «Четыре стихии»? Давайте немного поиграем. 

Упражнение: «Четыре стихии» (функциональные упражнения).

Цель: развитие внимания, снижение импульсивности.

Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что если он скажет слово “земля”, все должны опустить руки  вниз, “вода” – вытянуть руки вперед, “воздух” – поднять руки вверх,  “огонь” – потрясти руками.

Педагог: Ой, дождь пошел. Какая «Туча» большая. Давайте убежим от тучи. 

Упражнение: «Туча» (функциональные упражнения).

Цель: развитие внимания, снижение импульсивности.

Участники бегают по комнате. По хлопку разворачиваются и бегут в другую сторону. Можно договориться, что все участники будут стучать по спине друг другу, как будто идет дождь.

III. Заключительная часть.

Педагог: Мы сегодня очень устали, нам возвращаться обратно в Москву. Садимся в наш самолетик, ставим сидения в лежачее положение и отдыхаем. 

Упражнение: «Пора домой» (релаксация).

Цель: восстановить дыхание, расслабить все мышцы тела. 

Исходное положение – лежа на спине. Педагог: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Самолетик летит, а мы отдыхаем. Приземляемся на землю. И мы ощущаем, как самолет остановился и можно выходить (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Анализ занятия. Рефлексия.

Педагог: Ребята вам понравилось наше путешествие?  Что нового вы узнали?  Что у вас получалось лучше всего?  Что у вас не получалось?

До свидания, ребята! 

Список литературы.

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М., 1985.
  2. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. К. Гогберашвили; Под ред. Л. С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. (Серия “Библиотека психолога”).
  4. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева //
  5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности – М., 1989.
  6. Кузнеченкова Светлана Олеговна. «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья». «Полезные сказки и упражнения для родителей». – М.: 2013.
  7. Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное    образование и воспитание. – 2014. – № 1. – С. 36-39.
  8. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
  9. Предшкольное образование. – 2009. – № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
  10. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
  11. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: советский спорт, 2009. – 608с.: ил.
  12. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960.
  13. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.