“Коррекционно-развивающие упражнения для работы с детьми с ОВЗ на уроках географии”.

ФИО: Потапова М.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3194
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Коррекционно-развивающие упражнения для работы с детьми с ОВЗ на уроках географии".
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



  • Коррекционно-развивающие упражнения для работы с детьми с ОВЗ на уроках географии.

Ребёнок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно

увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по

различным причинам.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с

неблагополучным состоянием здоровья, только 14% учеников общеобразовательных

учреждений практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% –

хронические заболевания.

Высока заболеваемость нервно-психической системы(каждый третий школьник имеет

отклонения от нормы).

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно

возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных

функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. В нашей школе 2 ученика в 6 классе с диагнозом «задержка психического развития» и обучаются они не в коррекционных, а в общеобразовательных классах.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической, психологической, медицинской литературе употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. Как отмечает М.М. Семаго, у этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

Характерные особенности детей ЗПР:

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Своеобразное поведение;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах иявлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа,сказки,а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у учащихся стойкой мотивации для обучения, осознанном овладения ими учебного материала трудности эти успешно преодолеваются.

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения»,-писал В.А.Сухомлинский. Познавательная потребность тесно связана с радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.

Поэтому, одними из важнейшим моментомурока я считаю создание ситуации успеха, возможности исправить ошибку. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех – важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку.Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Успешная деятельность учителя с такими детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию   недостатков психического развития ученика в целом.

Наиболее адекватными для данной категории детей, по моему мнению, является применение на уроках биологии, географии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:

  • Уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания
  • Уровня развития логического мышления.
  • Развитие наглядно-образного и логического мышления.
  • Развитие речи
  • Развитие  приемов учебной деятельности.
  • Развитие личностно-мотивационной сферы.
  • Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках биологии, географии:

  • Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.
  • Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.
  • Предложение учащимся посильного учебного материала.
  • Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
  • Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
  • Акцентирование внимания  школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии
  • Обсуждение на уроках биологии, географии интересных  фактов из жизни животных  и растений, о природе Земли.
  • Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
  •