«Музей Боевой славы как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию в ДОУ»

ФИО: Мрочковская Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3195
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Музей Боевой славы как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию в ДОУ»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



«Музей Боевой славы как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию в ДОУ»

1 слайд     Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.   Маленьким детям довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме. Для них важны конкретные примеры и наглядность, исходя из этого, у педагогов нашего детского сада возникла идея создания мини-музея, в котором были собраны предметы военного времени, что помогло бы детям, так мало, знающим о подвигах своего народа, приблизить эти события.

2 слайд   Нами была поставлена  Цель     И определены задачи   Задачи:В обсуждении о необходимости создания мини-музея, его названия приняли участие воспитатели, родители и конечно дети.  Они с гордостью приносили вещи для экспозиций, рассказывали о них, выбирали место для демонстрации.

 3, 4, 5 слайды      В нашем мини-музее собраны элементы воинского обмундирования, предметы солдатского быта, воинские знаки различия, награды, различные военные атрибуты, (шинель, сапоги, фуражка, пилотки, каски, планшет, фляжка, полевой котелок) 

 

6 слайд      Оформлены экспозиции «Вечный огнь», «Солдатская поляна», макет «Реконструкция боя», коллекция военной техники.  Воспитатели совместно с музыкальным руководителем собрали фонотеку записей военных песен, маршей, подобрали художественную литературу, создали картотеку пословиц и поговорок об армии. 

 

 7 слайд        Ежегодно создаются выставки детских рисунков, поделок на военную тематику, а также выставки, посвященные государственным праздникам (Дню России, Дню защитника Отечества, Дню Победы).

 

 8 слайд        В мини-музее проводятся экскурсии для детей. Следует заметить, что музейными экспонатами являются семейные реликвии наших воспитанников, поэтому проявляется всплеск интереса детей, когда речь идёт не о каком-то человеке, а о родственнике сверстника. 

 

9 слайд       А если ребёнок сам выступит в роле экскурсовода и расскажет историю прабабушкиной фотографии или прадедушкиной медали, то такую экскурсию дети запомнят надолго.  Во время экскурсий дети могут примерить военную форму, познакомится с предметами быта солдат, провести инсценировку солдатского привала, послушать военные песни. 

 

 10 слайд        Воспитателями были созданы такие тематические альбомы, как: «Сасовцы – герои Советского Союза», «Моя семья в годы ВОВ», «Хатынь», «Великая Победа», «Дети – герои», «Награды войны», «Города-герои», «Маленькие дети большой войны…» и т. д.  С их помощью дети узнают о военной доблести своих земляков, о тяжелых страницах в истории своей малой и большой Родины.     

 

11 слайд      Мы знаем, что ведущий вид детской деятельности игра. В мини-музее дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты и использовать их в сюжетно-ролевых играх («Учения», «Военный госпиталь», «Разведчики» и др.).  

        Большой интерес вызвало у детей прочтение им фронтовых писем – «треугольников». Именно у ребят возникла идея научиться складывать солдатские «треугольники». 

 

12 слайд    В сети «Интернет» была найдена инструкция по сворачиванию «фронтовых» писем. После проведенного мастер – класса, дети с энтузиазмом складывали «треугольники» не только на занятиях, но и дома, показывая и обучая родителей.

        В нашем  мини-музее есть настольные игры, дидактические игры,  которые  расширяют представления детей об армии,  знакомят с государственной символикой, военной техникой, наградами, героями и символами  Великой Отечественной войны.

Хорошо себя зарекомендовал приём моделирования исторических событий с использованием имитационных игр. Например, игра«О чём говорят фронтовые вещи»

Я начинаю говорить об «оживших» экспонатах, предлагаю продолжить историю, представив себе, что именно старинные вещи могут рассказать о своём прошлом, о своих прежних хозяевах. Поиграем? Начнём?

Например.

Такие игры, позволяют детям, опираясь на исторические факты, совершенствовать речевую активность при объяснении причинно – следственных связей и активизируют творческую импровизацию.

 

13 слайд          Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников. Так экспонаты музея используются в непосредственной образовательной деятельности, например по окружающему миру, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, на музыкальных занятиях и других. 

 

14 слайд     Запоминаются ребятам встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, они помогают прикоснуться к истории своей страны, края и, конечно же, малой Родины. Такие взаимодействия способствуют бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

   Проводится работа с родителями: они участвуют в сборе экспонатов для мини-музея. С целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей с родителями проводится анкетирование. Привлекаем родителей к различным выставкам. Проводим совместные развлечения, игры-соревнования на военную тематику. Совместно с родителями была создана «Книга Памяти», в неё вошли фотографии и рассказы участников в Великой Отечественной Войне прадедушек наших ребят. 

  

15 слайд      Влияние мини-музея на формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста несомненно велико. Мини-музей – результат общения и совместной деятельности воспитателей, детей, родителей. Совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить сопричастность детей с прошлым. 

 

16 слайд        Я считаю, что все начинается с детства, и надеюсь, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, без духовности наших детей. Дети имеют уникальную возможность сохранять культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как патриотизм, любовь к Родине, Отечеству.