Опыт работы «Технология «Pop – up Booking» как средство приобщения дошкольников к родному краю».

ФИО: Борисова И.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3205
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Опыт работы «Технология «Pop – up Booking» как средство приобщения дошкольников к родному краю».
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



 Опыт работы «Технология  «Pop – up Booking» как средство приобщения дошкольников к родному краю».

  Подготовил Воспитатель МБДОУ д/с №8 «Тополёк» Борисова Инна Михайловна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» 

(В. А. Сухомлинский

Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед современным образованием в настоящий период, важно развитие объективного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста. Особенно важно оно в период дошкольного детства, в котором закладывается фундамент для дальнейшего развития духовных, моральных качеств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Важная роль в заложении основ патриотического воспитания принадлежит дошкольному учреждению. Особая задача состоит в том, чтобы заложить у дошкольников основы любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.

Одной из популярных и эффективных форм работы c детьми дошкольного возраста по приобщению к родному краю в наше время является использование книг в стиле POP-UP.

«Pop-up» в переводе с английского означает «неожиданно возникать» или «всплывать». Принято считать, что «рop-up» — это искусство создания из бумаги 3D изображений с механизмами, благодаря которым при открытии изображения быстро выдвигаются вперёд или вверх и становятся объёмными, а при сложении – плоскими. «Pop-up» механизмы делают книгу интерактивной. Pop-up книги – это своеобразные книги-панорамки. Книги, которые оживают, подвижные книги с объемными конструкциями.

Первая известная книга, выходящая за пределы плоскости листа, была создана английским историком Мэттью Пэрисом (1200–1259). Он вклеил в книгу складную карту, где был отмечен путь паломников из Англии в Иерусалим. Кроме того, он первым сконструировал из бумаги вращающиеся схемы, чтобы по ним определять даты переходящих церковных праздников. В Европе в 1950-е годы чешский художник и архитектор Войцех Кубашта разрабатывает множество прекрасно иллюстрированных детских книг с объемными сценами   Его по праву считают классиком жанра объемной иллюстрации. Книги приобретают огромную популярность в СССР и за его пределами. Наши мамы и бабушки росли на таких книгах. ( слайд старые книги)

Основным материалом для изготовления книг в технике «Pop-up» является бумага. Для выполнения иллюстраций можно применить -гуашь, акварель, цветные карандаши. Для соединения и склейки альбомов использовать качественный клей-карандаш. Из материалов -ножницы.

 Основные приемы, которые использовались при создании альбомов: ‒ вырезание (контурное), ‒ сгибание, ‒ склеивание.

  Вид конструкций:   плоские и   объемные

Все «Pop-up» конструкции делятся на объемные и плоские.

  1. Плоские конструкции (книжная анимация): 
  •  Дисковые – движение осуществляется за счет поворота диска;
  •  На основе двигающего рычага – движение осуществляется за  

      счет воздействия на рычаг;

  •  Слайдер – позволяет открыть новое изображение за счет 

      вытягивающейся полоски. 

Объемные конструкции: 

  • С раскрытием на 90 градусов:                                       
  • Ступенчатые конструкции; 
  • Плоскости, расположенные под углами; 
  •  С раскрытием на 180 градусов: 
  • V-образные конструкции могут быть единичными или множественными, с разрезами и сгибами, виде 

     пирамиды и параллелограмма, многоярусными, скульптурными; 

  • Z-образные конструкции;                                                     
  • Параллельно всплывающие конструкции на основе параллелограмма; 
  • С лифтовыми механизмами с вертикальной  и горизонтальной основой.
    Обратите внимание виды конструкций у вас в буклетах и в самих книгах тоже используются такие виды конструкций.

Создание книги   всегда работа только коллективная. Как же происходит создание книги? 1 этап выбор обложек для макетов книг детьми(замысел, образ),2 этап Изготовление макета книги (подготовка деталей к сборке), 3 этап Сборка Pop – up –конструкции, 4 этап – Готовая книга.


Технология «рop-up» интересна и необычна, редка и поистине сюрпризна. Такое любопытство при умелом вовлечении перерастет в любознательность, а интерес в познавательное общение. Освоение элементов «рop-up» технологии немыслимо без экспериментирования, без общения, без совместной деятельности педагогов и родителей, взрослых и детей, и, как показывает опыт, она успешно переходит в общение и деятельность самих дошкольников.

Использование книг «рop-up» для приобщения дошкольников к родному краю – это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности, отвечающая всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде группы дошкольного учреждения. Такие книги-понарамки помогают ребенку по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает книгу и с радостью повторяет пройденное.

Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края с использованием книг pop-up ставит перед собой следующие задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.
  2. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса.

3.Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Развивающие

  1. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.

2.Развивать детское самосознание через знакомство с историей  и культурой родного края , традициями  с государственными символами, 

которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
  2. Приобщать детей и родителей к совместному творчеству.

Мной создана система работы по приобщению детей к родному краю, с использованием книг в технике pop up. Воспитанниками и их родителями изготовлены книги в стиле pop-up по темам:  «Мой город – Петровск»«Традиции семьи Близняковых», «Природа города Петровска», «Национальности Петровского района».

Система работы строится по 4 направлениям:

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.
  4. Взаимодействие с социальными партнерами

Созданные книги можно рассматривать как часть развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и отвечающие требованиям ФГОС ДО:

  1. Информативность (информация, которая содержится в книге в первую очередь доступна ребёнку)
  2. Прочность (учитывая, что с книгами будут заниматься дети, книги достаточно крепкие, прочные)
  3. Эстетичность (книга оформлена так, чтобы у ребёнка появилось желание взять её в руки и изучить)
  4. Вариативность (имеется несколько вариантов использования каждой его части)
  5. Доступность (ее структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста). Взяв, книгу в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
  6. Пригодность к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

Работа с детьми

  • НОД с иcпользованием книг «pop up»
  • Использование книг «pop up» в совместной деятельности
  • Использование книг «pop up» самостоятельной деятельности
  • Тематические мероприятия
  • Игровая деятельность
  • Беседы

Такие книги я использую  на занятиях, в свободной деятельности, тематических мероприятиях.  Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа, мы оформили в детском саду Мини музей «Русская национальная изба», где теперь у нас живут предметы старины и народного быта.Детям очень нравится проводить досуг в мини-музее, узнавать о предметах старины, прикасаться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русскому быту. Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Работа с родителями

  • Консультации
  • Беседы
  • Мастер-класс
  • Анкетирование
  • Родительские собрания

Неотъемлемой частью работы по приобщению детей к родному краю является работа с родителями. Воспитанниками и их родителями были созданы книги необычные, каждая отличается своей функциональностью и индивидуальностью. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают свою книгу. 

Взаимодействие с соц.партнерами

 

Вмссте с детьми мы  посещаем музей «Петровский патриот». Педагог – организатор ДЮЦ проводит для детей тематические экскурсии «Как жили древние люди», «Традиции российских новогодних праздников», «О значении книг в нашей жизни»,  «Народы Петровского края», знакомила с экспонатами музея. При посещении музея «Петровский патриот» детям рассказали о народах проживающих на территории Петровского района. Эта экскурсия помогла нам в создании новой книги Поп- ап  «Народы Петровского района», которую в последующее посещение воспитанники нашего детского сада  передадут в дар музею.

 

Вывод:

Благодаря такой форме работы, как использование книг в стиле «pop up» дошкольники узнали много нового о своей малой родине, узнали о достопримечательностях своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё раз возвратится к этой книге, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Использование книг «pop up» для приобщения детей дошкольного возраста к малой родине одна из интереснейших форм работы в ДОУ. Рассматривая, выполняя различные задания, отвечая на вопросы, дети получают много интересной и полезной информации. В процессе такой практики я заметила, что дети легче и быстрее усваивают материал, учатся планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, выражать свои мысли и желания. Стали более самостоятельны и активны в своей деятельности. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно!

Спасибо за внимание!