доклад “Современные технологии на уроках биологии в условиях реализации ФГОС”

ФИО: Сабирова Л.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3210
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: доклад "Современные технологии на уроках биологии в условиях реализации ФГОС"
Итоговая оценка: 2 место,  67 баллов(-а)



Современные  технологии на уроках  биологии в условиях реализации ФГОС .

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, 
но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам им овладевал. 
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

А.Дистервег

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа», объявленной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, на то, чтобы не только давать знания, но и формировать у ребенка активное к ним отношение. Детей надо учить развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентируясь в изменчивом окружающем мире и информационном пространстве.:

Поэтому цель моего доклада: показать  готовность , как учителя биологии  к реализации ФГОС нового поколения , которое определяет многое: наличие  соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Ведь  практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.

Большинство школ страны уже включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

– знание основных принципов и правил отношения к живой природе. 

– реализация установок здорового образа жизни;

– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); Современный урок биологии  – это урок, характеризующийся следующими признаками:

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
  3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 
  5. Организация урока динамична и вариативна.
  6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Что же такое современные  педагогическая технология?

Определений много:

1.Педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;

2.Педагогическая  технология – это способы воздействия  педагога на  обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств; 

3.Образовательные технологии –   это совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, которые  создают комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством учеников необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образовании.

Педагогические технологии отвечают на вопрос: как учить результативно? Если рассмотреть основные структурные составляющие данных педтехнологий, можно увидеть, что основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: 
1.Предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться; 

2.Формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся. 

Особенная роль в достижении названных целей принадлежит предметам естественного цикла, в частности биологии.  Реализуя технологии деятельностного  метода,  в своем практическом преподавании я  использую информационно-коммуникационное, уровневую дифференциацию и  проблемное обучение. Данные технологии позволяют применять разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем. 

На своих уроках я использую различные педагогические технологии, но наиболее применимые  мной это практическая ,т.е. исследовательская направленность . 

Так например ,урок открытия новых знаний в 5 классе «Химический состав клетки»

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. 

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
II. Актуализация знаний

Цель этапа: готовность мышления и осознания к повторению. 

– Выполнение опытов ( учитель может вместе с учеником выполнить данный опыт)

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

Мне нужен помощник. (выбрать одного ученика). При проведении опытов необходимо соблюдать правила ТБ.

Выполнение опыта.

1.В раствор марганцовки добавить  уксус → получится красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду →  зелёное окрашивание.

2.В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода → обесцвечивание раствора.

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое.

Давайте проведем  блиц-опрос.

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, а почему.?

Действительно, химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Учащиеся отвечают на вопросы :

Что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке?

Ответы учащихся:

1.Какая наука изучает вещества и их превращения? 

2.  Почему утверждение «химия вокруг нас не точное?

3.Из чего состоит все живое 

4. Из чего состоит клетка?

5.Перечислите органоиды клетки.

6.Из каких основных химических элементов состоит клетка всего живого?

7.Что образуют химические элементы соединяясь между собой?

8.А какие вещества Вы знаете?

Л.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

П.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Р.Самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. 

III. Проблемное объяснение новых знаний.
А сейчас откройте тетради , запишите сегодняшнее число и слово «тема»,название темы вы определите сами ,исходя из тех выводов, которые сделаете .

Начертите схему:     вещества клетки

 неорганические вещества      органические  вещества

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Ну, а сейчас давайте начнем выполнение опытов

Демонстрационный  опыт доказывающий  наличие воды в клетках.

Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии.

 1.Прокаливание листьев растения(проводит учитель,)

Положим  в  пробирку  листья растения и прокалим  их  на огне. На  стенках  пробирки  мы  увидим  капельки  воды, которая выделилась при  нагревании из  клеток.

 

2.Демонстрационный опыт доказывающий  наличие минеральных веществ  в клетках. (проводит учитель) 

Нагреть кусочек растения на металлической пластинке. Они обугливаются , появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ .

Демонстрационные опыты по определению органических веществ. (работа в парах с обсуждение )

1.Определение крахмала

2.опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина

3.опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

 

Учащиеся чертят схему в тетрадях. Отвечают на вопросы.

Можем ли мы сказать , что это химические вещества ?

Какова же тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Химический состав клетки».)

Для чего нужно знать химический состав клетки?( мы узнаем об обменных процесса клетки)

Чему мы должны научиться на уроке? (определять химический состав клетки опытным путем)                 

Соблюдение ТБ при выполнении опытов.

(заполнение таблицы учащимися)

Ответы на вопросы:

Что вы видите? Какое это вещество? Какой вывод можно сделать?

Что вы знаете о воде ? ( человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. )

(заполнение таблицы учащимися)

Ответы на вопросы:

Что вы видите? Какой можно сделать вывод? Какие минеральные вещества  вы знаете? 

Групповая работа по выполнению опытов

1.Определение крахмала (первый ряд)

( заполнение таблицы)

А) На клубень картофеля капните йод.

 Что наблюдаете?

Б) Возьмите стаканчик, налейте  в  него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды)

Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда  раствор  йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

4.Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.(второй ряд) (заполнение таблицы)

Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются)..

 А в каких растениях  больше белков?

(Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.)

5.Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. (третий ряд) (заполнение таблицы)

Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. 

Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно на бумаге)

Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

А в каких растениях  больше жиров?

Итог заполнения таблицы:                                 

     вещества клетки

неорг.в-а                      орг. в-ва

вода   мин.соли   белки  жиры  углеводы  

Л.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

К.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

П.Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии.  Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов. 

Р.Умение устанавливать аналогии, строить логическое   ,рассуждение и умозаключение. 

П.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки

Биология, как теоретическая и экспериментальная наука, имеет существенное влияние  на развитие научного, творческого мышления учащихся и одним из наиболее удачных приемов подачи материала на этих  уроках является проблемное обучение.(см.пример : урок «Химический состав клетки»).

Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок. Основными элементами учебной проблемной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. 

Создавать и  решать проблемные ситуации можно с помощью различных методов: с привлечением наглядных и технических средств обучения,  с использованием химического и биологического  эксперимента. Демонстрационные и лабораторные опыты в процессе проблемного обучения могут служить как материалом для создания проблемных ситуаций, так и использоваться для их решения.

Проблемное изложение – промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. Эффективен этот метод  и в том случае, если учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, например, при изучении новой учебной темы или в классе большинство учащихся не владеют умениями проблемного анализа (умением устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи). Учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся не получают готовых знаний, а оказываются в роли первооткрывателей: следят за процессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно.  Со временем, по мере приобретения учениками опыта решения проблем, овладения предметным материалом, их умение видеть связи растет.  

В процессе изложения темы учитель постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту по биологии . Этот метод включает поисковую беседу, лекции, самостоятельную работу учащихся.  Беседа поискового характера является подготовительной ступенью к  самостоятельной работе и следующему способу организации проблемного обучения исследовательской деятельности. 

Исследовательскую деятельность я использую не только на уроках , но и во внеурочной деятельности с учащимися . Так например, проектная деятельность это , то что мотивирует учащихся на познание  нового и, тем самым вызывает интерес к обучение и к данной науке. Например, это выращивание бактерий, грибов, одноклеточных животных. Может увидеть желтый цветок Адонис весенний на пришкольном участке это и не новость , но знать что это цветок вырастил ты  и что оно занесено в Красную книгу и понимать , что именно от тебя зависит  сохранится ли этот цветок как вид  вот , что вызывает желание  к обучению и познанию.

Исследовательский  метод, предполагает  организацию поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические   рассуждения, и собственные выводы. 

Образовательный стандарт ориентирует учителя  биологии на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной,  информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. 

Почему самостоятельной работе?

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.»

Самостоятельно выполняя работу, ученик  совершает действия, поэтому приобретаемые знания ассоциируются с конкретными действиями, а не с абстрактными символами. Самостоятельная работа обучающихся,  должна занимать центральное место в процессе обучения, так как, согласно принципам развивающего обучения, познание не может существовать вне  деятельности. Кроме того, каждый ученик  неповторим, индивидуален, каждый развивается по-своему. 

Проектируя образовательный процесс учителю необходимо учитывать наличие принципов неопределенности. Мы педагоги имеем дело со сложнейшими объектами – личностями детей . Они постоянно изменяются, испытывают множество влияний. Уникальность и непредсказуемость этих обстоятельств и фактов не поддается точному технологическому расчету. 

Педагогическое мастерство  педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные в данный момент методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. 

 

Список использованной литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. – 256 с.