Программа дополнительного образования “Школа поисковика”

ФИО: Левашова Е.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3216
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Программа дополнительного образования "Школа поисковика"
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Комитет образования Окуловского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 г.Окуловка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-гуманитарной направленности

«Школа поисковика»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 13-17 лет

Срок реализации: 2 год(а)

Автор-составитель:

Левашова Е.И., 

педагог дополнительного образования

г.Окуловка, 2020г.

Нормативно-правовая база

-Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р); 

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) 

Пояснительная записка

Практикой доказано, что поисковая работа является одной из эффективных форм деятельности, способствующей всестороннему развитию личности, имеет большую мотивирующую силу, направленную на развитие умственной и творческой активности подростков, на формирование у них волевых качеств, способностей преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями. У обучающихся развивается творчество и инициатива, проявляется высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты поиска, что, несомненно, сказывается на развитии качеств коммуникативной образованности участников поисковой деятельности. Туристическую и  спортивную подготовку обучающиеся проходят по согласованию с ЦВСП «Русич» на базе цента военно-спортивной подготовки «Русич» г.В.Новгород, а также программой предусмотрены выезды инструкторов ЦВСП «Русич» и поискового движения «Долина» Новгородской области  на базу МАОУ «Средняя школа №2 г.Окуловка.

Актуальность программы 

Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день необходимо вовлечение подростков в проведение исследовательской деятельности на местах боевых сражений, архивах, встречах с ветеранами ВОВ, узниками концлагерей.

Данный вид деятельности не только способствует формированию представлений о реальных событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны на территории Союза Советских Социалистических Республик (СССР), но и способствует развитию личностных качеств подростка, который учится жить по законам и традициям отряда, приобретает опыт делового сотрудничества.

Деятельность участников программы поискового отряда строится в соответствии с принципами: добровольности, демократичности, свободы выбора.

Новизна

Программа имеет межпредметные связи с учебными курсами основного образования – это история, анатомия, география, основы безопасности жизнедеятельности человека, литература, физическая культура. Знания теории и практические навыки позволяют обучающимся принимать участие в городских и окружных научно-исследовательских конференциях молодых исследователей. Поисковая работа является одним из наиболее эффективных способов военно-патриотического воспитания молодежи, развивает у них такие качества как милосердие, сострадание к чужой беде и боли, трудолюбие, чувство долга и справедливости, а самое главное патриотизм.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа имеет практическую ценность: на занятия приглашаются специалисты разных сфер деятельности, такие как: медицинский работник (для проведения занятий по оказанию первой медицинской помощи), специалисты МЧС, МВД, военкомата, спортивной школы и т.д. Кроме того, занятия проходят на базе различных учреждений (МЧС, скорая помощь, военкомат и др.), а также в автономных условиях. Также при реализации данной программы идет широкое взаимодействие со штабом поисковой экспедиции «Долина» Новгородской области, ЦВСП «Русич» г.В.Новгород, «Боевым братством» Новгородской области и в/ч п.Котово. Приоритетным направлением программы является подготовка обучающихся к поездке на Всероссийскую Вахту Памяти ( 2 раза в год).

Реализация задач деятельности программы происходят не только через организацию учебного процесса, но и через организацию и проведение различных социальных акций, мероприятий, уроков мужества с участием ветеранов различных войн.

Цель:

способствовать воспитанию патриотизма, сохранению исторической памяти у современного поколения.

Задачи: 

-изучить историю поискового движения;

         -научиться работать с историко-архивными материалами, с                электронными базами данных;

         -формировать у учащихся понятие о поисковом движении и его месте в современном мире в результате участия во Всероссийской Вахте памяти.

         -способствовать духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации через вовлечение их в социально полезную деятельность, организацию и проведение различных мероприятий

Отличительная особенность программы  

 Преемственность патриотических традиций, основанных на воспитании чувства долга перед своей Родиной, как будущих защитников Отечества. Данная программа способствует предупреждению негативных для общества форм поведения и социальную адаптацию “проблемных “ в поведении и учебе подростков.

С бойцами отряда проводятся теоретические занятия по историко – географическому краеведению, обучающиеся приобретают навыки по основам оказания первой медицинской помощи при создании чрезвычайных ситуаций; совершенствуют навыки физической подготовки, приобретают туристические навыки.

Возрастные особенности

Программа рассчитана на группу школьников 15- 20 человек в возрасте 13-17 лет

Программа «Школа поисковика» предусматривает общий объем прохождения материала в течение 2 лет обучения за 236 академических часов, и включает в себя блоки теоретических и практических занятий.

1 год – 118 академических часов ( 1 раз в неделю 2 академических часа) 

2 год – 118 академических часов ( 1 раз в неделю 2 академических часа) Формы занятий

Форма обучения – очная

 Формы и методы работы:

  • теоретические занятия (работа с документами, беседы, лекции);
  • практические занятия (сан.подготовка, тур. подготовка,работа в архивах, на ПК, поисковые экспедиции);
  • индивидуальная работа (написание рефератов, курсовых, работа над экскурсиями), групповая работа и т.д.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов Формы итоговой и промежуточной аттестации
Всего теория практика
1 год обучения
1. История Великой Отечественной войны. 18 14 4 Тестирование
2. Основы архивного дела. 8 4 4 Работа на сайтах «ОБД мемориал» и «Память народа»
3. Основы археологии. 4 4 Ведение раскопок, связанных с поисковой деятельностью
4. Основы топографии. 2 1 1 работа с картами, чтение карт
5. Анатомия скелета человека. 2 2 тестирование
6. Основные технические средства при проведении поисковых работ. 6 3 3 работа со специальным поисковым оборудованием
7. Техника безопасности. 2 2
8. Оказание первой медицинской помощи. Аптечка. 2 1 1 оказание первой доврачебной помощи пострадавшим
9.  Устройство лагеря. 7 3 4 работа с туристическим снаряжением
10 Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде. 5 2 3 Вахта Памяти
11 Сбор и анализ информации. Рефераты 4 2 2 Рефераты
12 История поискового движения в Новгородской области и РФ.

Поисковые работы. Сдача нормативов. Научно-исследовательские проекты

58 5 53 Вахта Памяти, проекты
Итого 118 43 75
2 год обучения
1. История Великой Отечественной войны. 18 9 9 Тестирование
2. Основы архивного дела. 8 1 7 Работа на сайтах «ОБД мемориал» и «Память народа», создание архива выпускников школы-участников ВОВ
3. Основы археологии. 4 4 Ведение раскопок, связанных с поисковой деятельностью
4. Основы топографии. 2 2 работа с картами, чтение карт
5. Анатомия скелета человека. 2 2 тестирование
6. Основные технические средства при проведении поисковых работ. 6 1 3 работа со специальным поисковым оборудованием
7. Техника безопасности. 2 2
8. Оказание первой медицинской помощи. Аптечка. 2 2 оказание первой доврачебной помощи пострадавшим
9.  Устройство лагеря. 7 1 6 работа с туристическим снаряжением
10. Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде. 5 1 4 Вахта Памяти
11 Сбор и анализ информации.  Рефераты 4 4 Рефераты
12 История поискового движения в Новгородской области и РФ.

Поисковые работы. Сдача нормативов. Научно-исследовательские проекты

58 4 54 Вахта Памяти, проекты
Итого 118 19 99
Итого за курс  236 62 174

 

Содержание

 РАЗДЕЛ  I.. 

История Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война. Подготовка фашистской Германии к войне. Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 года. Сталинградская битва. Освобождение Великого Новгорода и Новгородской области. Трагедия 2 Ударной Армии. Партизанское движение в Новгородской области. Операция «Искра», «Полярная звезда» в Новгородской области. Отличительные знаки и виды вооружения. Личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА. Виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны. Униформа и знаки отличия германской армии. Изучение документальных видеоматериалов по Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда.

РАЗДЕЛ II.

 Основы архивного дела. Виды архивов. Содержание архивов. Методика поиска. Работа в архивах. Поисковые архивные исследования.

Установление судеб военнослужащих, их отражение в документах. Поиск родственников согласно имеющимся данным.

          РАЗДЕЛ III.

 Основы археологии. Классификация типов захоронения останков.

Поисковые признаки наличия останков.

РАЗДЕЛ IV.

Основы топографии. Основные элементы топографии. Ориентирование на местности.

РАЗДЕЛ V.

Анатомия скелета человека. Осевой скелет. Скелет конечностей

РАЗДЕЛ VI.

Основные технические средства при проведении поисковых работ.

Вводный инструктаж. Нормативно-правовые        и законодательные акты.

Щуп. Правила работы щупом. Металлодетектор. Виды металлодетекторов, правила эксплуатации.

          РАЗДЕЛ VII.

Техника безопасности. Инструкция по технике        безопасности.        Меры безопасности. Меры безопасности при передвижении на транспорте.

Правила техники безопасности в поисковом лагере. Противопожарная безопасность. Личная гигиена.

РАЗДЕЛ VIII.

Оказание первой медицинской помощи. Аптечка. Первая помощь при различных травмах

           РАЗДЕЛ IX.

Устройство лагеря. Разведение костра. Что должен уметь юный турист. Подготовка к походу. Обустройство лагеря. Питание и питьевой режим в экспедиции.

РАЗДЕЛ X.

Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде. Сооружение        временного укрытия        из подручных материалов. Виды и способы изготовления примитивной посуды.

Питание и водообеспечение в условиях автономного выживания

           РАЗДЕЛ XI.

Сбор и анализ информации.  Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами. Создание рефератов, публикаций в СМИ, социальных сетях о героях ВОВ-земляках.

            Раздел XII.

 История поискового движения в Новгородской области и РФ. Поисковые работы. Организация работы. Поисковая разведка. Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по парам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности. Эксгумация останков из окопов, блиндажей, силосных ям. Подготовка к зачету.

Методическое обеспечение

Для организации теоретических занятий необходим кабинет, оборудованный специальной мебелью, специальными стендами, символикой отряда, специальной литературой, компьютером, мультимедийным оборудованием, учебными дисками.

Эффективность усвоения содержания данной программы во многом определяется от имеющихся технических средств обучения и методических пособий. 

Демонстрационный материал

 Наглядные пособия: 

– Комплект плакатов «Дни воинской Славы»;

 – Комплект плакатов « Великая Отечественная война»;

 – Комплект плакатов «Полководцы Победы». 

Материально-техническая база 

Обеспеченность инвентарем и оборудованием: 

1 Палатка 4-х местная 2 шт. 

2 Палатка 2-х местная 2 шт. 

3 Тент-шатер 4х4 м 1 шт. 

4 Рюкзак 10 шт.

 5 Спальный мешок 10 шт.

 6 Коврик туристский 10 шт.

 7 Бензопила 1 шт. 

8 Генератор электрического тока 1 шт.

 9 Лопата штыковая 10 шт.

 10 Лопатка саперная 5 шт.

 11 Металлодетектор 3 шт

 

Кадровое обеспечение: 

Педагог дополнительного образования

Педагоги-инструктора П/О «Долина» г.Великий Новгород , ЦВСП «Русич» г.В.Новгород

Планируемые результаты:

По окончанию первого года обучения обучающиеся должны знать: 

– основные события военной истории; 

– основы военной археологии;

– истрию поискового движения России;

. – виды и содержание архивов; 

– правила реставрации экспонатов и хранение музейных ценностей (бумажные источники, экспонаты из кожи, металла, ткани и стекла); 

– виды боевой техники и вооружения РККА и Вермахта; 

– воинские звания должности, награды и нагрудные знаки, опознавательные медальоны, документы, удостоверяющие личность военнослужащих; 

– меры безопасности при проведении поисковых работ;

 – особенности устройства и принцип работы специального оборудования и снаряжения. 

уметь:

 – последовательно производить эксгумацию останков и личных вещей воинов; 

– реставрировать экспонаты, оформлять экспозиции, стенды, выставки; – оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм (ранениях, кровотечениях, переломах, ушибах, ожогах и т.д.). 

По итогам обучения знания обучающихся пополняются и совершенствуются 

должны уметь: 

– владеть методикой архивно-исследовательской работы: установление судеб и имён военнослужащих, розыск родственников, систематизация имеющихся данных; 

– пользоваться специальным оборудованием и снаряжением при проведении поисковых работ (армейский миноискатель, электронный метало детектор, поисковый щуп); 

– уметь обучить младших товарищей основам полевой, музейной и архивно- исследовательской работы. 

Формы подведения итогов реализации программы 

Сдача нормативов, участие в экспедициях, научно-исследовательской работе.

Формы контроля

Контроль и оценка результатов освоения поисковой деятельности осуществляется педагогом или инструкторами в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Список литературы 

Список литературы для педагога:

Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах/ сост. М.Ю. Дуда. – Минск: Современнная школа: Кузьма, 2010

  1. История в схемах и таблицах/ авт.-сост. Северинов К.М. – Спб.: Тригон, 2009
  2. История в таблицах и схемах. Спб.: Полиграфуслуги, 2005
  3. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах). М.: ЛИСТ, 1999
  4. Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2008
  5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010
  6. Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. 9-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002

Список литературы для обучающихся:

Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах/ сост. М.Ю. Дуда. – Минск: Современнная школа: Кузьма, 2010

  1. История в схемах и таблицах/ авт.-сост. Северинов К.М. – Спб.: Тригон, 2009
  2. Ивашина О.А. В Рамушевском коридоре. Сутоки. Сыктывкар, 2013.
  3. Грибанов С. Жди меня – письма с фронта. Москва, 2001.

Интернет-источники:

  1. www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»;

http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»;

  1. Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru
  2. Аллея славы http://glory.rin.ru
  3. Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев http://www.1941-1945.ru
  4. Герои страны: патриотический интернет-проект http://www.warheroes.ru
  5. Ленинград. Блокада. Подвиг http://blokada.otrok.ru 
  6. Наша Победа. День за днем http://www.9may.ru
  7. Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history
  8. Правители России и Советского Союзаhttp://www.praviteli.org
  9. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» http://www.pobediteli.ru
  10. Оглашению подлежит. СССР – Германия. 1939-1941. Документы и материалы. (2004, 400с.)
  11. 1941. Великая Отечественная катастрофа. Итоги дискуссии. (2009, 768с.)
  12. Калюжный, Д., Валянский, С. Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина. (2006, 352с.)
  13. Герои страны: патриотический интернет-проект http://www.warheroes.ru
  14. РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия http://www.rkka.ru 
  15. Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал http://www.istrodina.com 
  16. Русский биографический словарь http://www.rulex.ru 
  17. Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне http://www.iremember.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест 

Цель: определение уровня знаний по темам: «Великая Отечественная война», «Методика поиска», «Поиск и туризм».

  1. Укажите хронологический рамки Великой Отечественной войны:

А. 22 июня 1942 г. – 2 сентября 1945 г.

Б. 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.

В. 1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г.

  1. По какому принципу образован ряд: 8 сентября 1941 года, 18 января 1943 года, 27 января 1944 года? ______________________________________________________________
  2. План нападения Германии на СССР назывался:

А. «Повелитель»; Б. «Барбаросса»; В. «Тайфун».

  1. Укажите вариант ответа, в котором события расположены в верной хронологической

последовательности:

а. контрнаступление советских войск под Ельней; 

б. Смоленское сражение;

 в. оборона Брестской крепости;

 г. оборона Москвы; 

д. начало Блокады Ленинграда;

 е. контрнаступление советских войск под Москвой.

А. б-д-в-а-е-г

Б. в-б-а-д-г-е

В. В-д-а-е-г-б

  1. Освобождение Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков состоялось в:

А. 1942 г.

Б. 1943 г.

В. 1944 г.

  1. В сталинском приказе № 227 говорилось:

А. об обороне крупных городов;

Б. о запрете самовольного отступления;

В. О наступлении советских войск на основных направлениях.

  1. Летом 1943 года состоялось:

А. битва за Крым;

Б. операция «Багратион»;

В. Курская битва.

  1. Советский военачальник, подписавший акт о капитуляции Германии от имени СССР:

А. И. Конев;

Б. В.М. Мамонтов;

В. Г.К. Жуков.

  1. Написать классификацию захоронений: _______________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Напишите типы костров: ___________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тестирование «Курс молодого поисковика»

Часть 1. «Теоретические основы поисковой работы»

  1. Раскрой понятия:

А. Временные захоронения – места временного погребения останков, эксгумированных при проведении поисковых, эксгумационных работ, строительстве жилых домов, хозяйственных и других объектов, выполняемые с целью временного хранения останков до определения порядка их захоронения на постоянное место.

Б. Санитарные захоронения – погребения останков погибших или умерших от ран воинов, осуществленные в целях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий.

В. Боевые захоронения – погребения останков погибших воинов, произведенные в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, друзьями или товарищами погибших.

Г. Эксгумация – извлечение останков из земли, в поисковой работе проводится для идентификации останков и их перезахоронения на специально отведенных местах.

Д. Установление личности военнослужащего – комплекс мероприятий, позволяющих

установить фамилию, имя, отчество, год рождения и другие данные погибшего с использованием различных методов и источников.

  1. В каком месяце и году вышел Приказ НКО № 376 «О снятии медальонов со снабжения

Красной Армии»?

А. декабрь 1941 г.

Б. март 1942 г.

В. ноябрь 1942 г.

  1. Основным архивом, в котором сконцентрированы документы периода Великой

Отечественной войны, является

А. Центральный архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО РФ);

Б. Центральный военно-морской архив МО РФ (ЦВМА МО РФ);

В. Центральный архив внутренних войск МВД РФ;

  1. Что относится к косвенному источнику информации?

А. комсомольские и партийные билеты;

Б. личные вещи, предметы снаряжения и обмундирования с различными надписями;

В. солдатский медальон;

  1. Напишите Золотое правило поисковика – прежде, чем где бы то ни было развести огонь,

проверьте грунт металлоискателем и обследуйте с помощью щупа.

  1. Укажите наиболее часто встречающиеся советские ручные гранаты – Ф-1 («лимонка»),

РГД-33 и РГ-42.

  1. Напишите полное название гранат:

Ручная граната Дьяконова 33 

Ручная осколочная граната система Ф-1

Ручная противотанковая граната РПГ-40

 Противотанковая граната РПГ-6

Германская наступательная осколочная граната М-39

Ручная осколочная граната М-34

  1. Детонатор – это …

А. часть гранаты;

Б. часть любого взрывного устройства от гранаты до «ядреной» бомбы;

В. часть оружия;

  1. Наиболее благоприятными для полевых поисковых работ являются…

А. апрель – май;

Б. июнь – июль;

В. июль – август.

  1. При аварийной ситуации участник поисковой экспедиции обязан:

 прекратить работу;

 при наличии травмированных устранить воздействие окружающих факторов,

угрожающих здоровью и жизни пострадавших;

 по возможности оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую

медицинскую помощь или врача, либо принять меры для транспортировки

пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;

 сохранить, по возможности, обстановку – на месте происшествия и доложить

руководителю работ.

Часть 2. «Великая Отечественная война»

Выберите правильный ответ

1 . Оборонительные укрепления Карельского перешейка назывались:

1) «линия Мажино» 3) «линия Маннергейма»

2) «восточный вал» 4) «линия Зигфрида»

  1. Уважите хронологические рамки Второй мировой войны:

1) 1 сентября 1939 г. — 9 мая 1945 г.

2) 1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г.

3) 22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.

4) 22 июня 1941 г. — 2 сентября 1945 г.

  1. Орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю

полноту власти:

1)Ставка Верховного главнокомандования

2)Совет народных комиссаров

3)Государственный Комитет Обороны

4)Совет по эвакуации

  1. Сталинград обороняли:

1)62-я армия (командующий В. И. Чуйков)

2)64-я армия (командующий М. С. Шумилов)

3)13-я гвардейская дивизия А. И. Родимцева

4) все указанные выше войска

  1. Судебный процесс над главными нацистскими преступниками проходил в:

1) Москве 2) Берлине 3) Потсдаме 4) Нюрнберге

 По какому принципу образованы ряды?

  1. 8 сентября 1941 г., 18 января 1943 г., 27 января 1944 г. – блокада Ленинграда
  2. В. Соловьев-Седой, М. Блантер, Н. Богословский, К. Листов – авторы

лирических песен времен Великой Отечественной войны

Что является лишним в ряду?

  1. Конференции антигитлеровской коалиции:

1)Московская 3) Крымская

2)Генуэзская 4) Потсдамская

  1. Установите соответствие:

1) геноцид А) насильственное переселение народов

2) депортация Б) вывоз населения, материальных ценностей из местностей,

 находящихся под угрозой

3)эвакуация В) уничтожение определенных групп населения по расовым,

национальным и иным мотивам

4)репатриация Г) систематическое преследование и уничтожение нацистами и

их пособниками в Германии и на захваченных

 ею территориях значительной части еврейского населения Европы

5)холокост

Ответы – 1—В, 2— А, 3—Б, 4—нет, 5—Г

  1. Назовите документ:

«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения… Договор заключается сроком на десять лет… Составлен в двух оригиналах на немецком и русском языках в Москве».

Ответ – Договор о ненападении Германии и СССР 23 августа 1939 г.

1 1 . О чем идет речь?

Один из видов борьбы народных масс за свободу своей Родины, которая ведется на территории, занятой противником; в борьбе участвуют местное население, части регулярных войск, действующие в тылу врага. Проявляется в различных формах: вооруженной борьбе, саботаже, диверсиях, разведке, разоблачениях действий противника, пропаганде и агитации.

Ответ – о партизанском движении.