Проект по развитию речи «Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране Фонетики»

ФИО: Линяева Т.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3217
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект по развитию речи «Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране Фонетики»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Управление образования администрации
Петровского муниципального района
МКУ «Методико –  правовой центр муниципальных образовательных
учреждений Петровского муниципального района»

Проект

по развитию речи

«Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране Фонетики»

Подготовила      воспитатель

Линяева Т.И. МБДОУ д/с №8 «Тополёк»

Г. Петровска 

 

Творческое название проекта: «Хроники удивительных событий, происходящих  в  сказочной  стране Фонетики»

Вид проекта: информационный, творческий, познавательно – игровой.

Сроки реализации: сентябрь  по май 

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Тип проекта: групповой.

Создание проблемы:

   Развито ли у ребенка воображение? Умеет ли выделять и удерживать контекст в общении со взрослым ( что поможет ребенку не только слушать, но и слышать взрослого).  Способен ли управлять своим поведением и регулировать свои эмоции?  Развита  ли  коммуникативность  и стремление к сотрудничеству?  Умеет ли быть активным, инициативным и самостоятельным?

Актуальность проекта

   Термин «Культура речи» относится к сфере языковедению. С позиции современного языковедения включает владениями нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

 Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения. 

 Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное  значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

    Цель проекта:  Организовать учебно – воспитательный процесс как значимую для каждого ребенка деятельность, внутри которой воспитатель по-настоящему играет с детьми, а уже  в процессе игры решает свои педагогические задачи, для развития детской инициативы и самостоятельности. Развитие звуковой культуры речи с учётом требований, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.

Задачи проекта: Обучающие: обеспечить условия для:

-формирования представлений о фонетической составляющей русского языка;

– формирования умения участвовать в совместном обсуждении игровых проблем и приходить к общему мнению, согласовывать свои действия с действиями  партнеров в ситуации совместной продуктивной деятельности;

Подхватить и развивать игровой сюжет, разворачиваемый воспитателем;

– создать образы на основе восприятия различных звуков окружающего мира;

– формировать представления о гласных и согласных звуках их особенностях (звонкость – глухость, мягкость – твердость);

– умения составлять фонетическую схему слова;

– соотносить слоги, объективированные в виде пары согласного и гласного звуковичков, с их изображением при помощи букв;

   Развивающие: Обеспечить условия:

– развития умения слышать определенный звук в слове и находить слова с заданным звуком;

-различать образные модели гласных звуков;

-развивать умения включаться в совместную продуктивную деятельность;

-умение соотносить рисунок и звук, с которого начинается название изображенного на нем предмета;

    Воспитательные: Обеспечить условия для:

-воспитания у детей игрового взаимодействия с партнерами по игре;

-вырабатывать и выражать свое отношение к результату совместной деятельности и к своему эмоциональному состоянию.

Задачи для родителей:

-Активизировать работу по пропаганде освоения детьми ОО «Речевое развитие », «Коммуникативное развитие» и звуковой культуры.

– Содействовать укреплению и развитию детско – родительских отношений через практическую деятельность.

-Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся представлений о фонетической составляюшей русского языка.

Предполагаемый результат:

 Общий культурный уровень человека можно определить по выбору им средств интонаций и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то не имеет трудностей при восприятии и воспроизведении речи. 

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Задачи:

  1. Определить тему, цели, задачи, содержание проекта и прогнозируемые результаты.
  2. Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.

Мероприятия:

-совет родителям  «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» и  «Формирование правильного речевого дыхания»

– опрос родителей о возможности  в помощи создания и пополнения центра дидактических игр по «Коммуникации» и книжного уголка;

– составление плана работы над проектом «Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране «Фонетике»

2 этап – практический

Перспективное планирование по игровым блокам

 

Тема занятия Процессуальное содержание деятельности педагога
Игровой блок 1
  1. Таинственный гость
  1. Спасение звуковичков.
  1. Кафе «Звуковичок»
  1. Новые друзья
  1. Знакомство с гласными звуковичками
Игровая линия.

Обеспечить условия:

– для введения нового игрового сюжета и новых игровых персонажей (гласных и согласных звуковичков, феи Фонетики, Звукомора);

– развития способности детей включаться в воображаемую ситуацию  и создавать образы с опорой на прошлый опыт;

Развивать умения разворачивать сюжетно – ролевую игру в контексте общего игрового действия, например, игра «Кафе», и вступать в межролевое взаимодействие с партнерами по игре;

– развивать умения управлять эмоциями в игре, выделять и удерживать правила и требования, задающие контекст игрового взаимодействия.

Коммуникативная линия.

Обеспечить условия:

-Для формирования умения видеть условность позиции взрослого и удерживать контекст общения с ним;

-развития умения объединяться в группы и взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта;

-развивать умения брать ответственность за часть общей работы.

Предметная линия.

Обеспечить условия:

– для формирования представлений о гласных и согласных звуках и их особенностях ( на основе введения образных моделей – звуковичков);

– развивать умения слышать определенный звук в слове и находить слова с заданным звуком;

– развития умения различать образные модели гласных звуков

 

Игровой блок 2
  1. Звучащая поляна.
  1. Сказочный полет
Игровая линия 

Обеспечить условия для развития умений:

– подхватывать игровой сюжет, разворачиваемый воспитателем;

-создавать образы на основе восприятия различных звуков окружающего мира.

Коммуникативная линия.

Обеспечить условия;

-формирования умения участвовать в совместном обсуждении игровых проблем и приходить к общему мнению, согласовывать свои действия с действиями партнеров в ситуации совместной продуктивной деятельности.

Предметная линия.

Обеспечить условия:

– для продолжения освоения детьми характеристик согласных звуков ( звонкость – глухость, мягкость – твердость);

 -формирование представлений о звуках, относящихся к фонетической составляющей русского языка (на образном уровне)

Игровой блок 3
  1. Разрушительный ураган.

9.Магические знаки.

  1. Подарок для звуковичка
Игровая линия.

Обеспечить условия для развития умений:

– решать игровые проблемы, которые инициирует воспитатель, и перестраивать свои игровые действия в процессе игры;

– создавать образы с опорой на вербальное описание и графическое изображение;

-одушевлять игровые персонажи и выстраивать общение с ними в контексте игровой ситуации.

Коммуникативная линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-включаться в совместную продуктивную деятельность;

– согласовывать свои действия с действиями партнеров в ситуации пользования общими средствами;

-ориентироваться в совместной деятельности на правила и нормы культурного общения.

Предметная линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-для развития умения соотносить рисунок и звук, с которого начинается название изображенного на нем предмета;

-ознакомление детей с условным обозначением звуков;

-введения в контекст игровой ситуации фонематической схемы слова (магические знаки) и организации деятельности детей по освоению фонематического анализа слова;

– формирования умения составлять фонематическую схему слова

Игровой блок 4
  1. Продолжение строительства.

12-22. Цикл игровых занятий. Восстановление страны Фонетики.

     

23. Последний домик.

24. День рождения звуковичка

Игровая линия.

Обеспечить условия для развития умений:

– совместно ставить цели игровой деятельности, искать способы и средства их реализации;

-развивать и обогащать игровой сюжет своими мыслями;

– проявлять в игре самостоятельность и инициативу;

– перестраивать свои игровые действия в зависимости от изменившейся ситуации;

-инициировать в игре проблемы, неожиданные повороты игровых событий;

Коммуникативная линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-Уметь слушать другого, представлять свою точку зрения, приходить к общему решению;

-распределять обязанности, брать на себя ответственность за выполнение части общей работы;

Предметная линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-освоение детьми характеристик гласных и согласных звуков на этапе материализованного действия, например, в процессе наклеивания на карту страны Фонетики деталей разрушенных домиков звуковичков;

-развивать умения проводить фонематический анализ слова и составлять фонематическую схему слова на основе интонационного выделения каждого звука в слове;

Развивать умения определять место заданного звука в слове;

Развивать умения находить слова, содержащие определенный звук в заданной позиции;

-введение йотированных гласных в начале слова

  

Игровой блок 5
25. Лягушка – путешественница.

26.Радостное известие.

27. Театр «Звуковичок»

28.Подготовка к новому концерту.

29. Второй концерт в театре «Звуковичок»

Игровая линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-активного включения детей в сюжетно –ролевую игру и игру по правилам;

– развития собственной смысловой позиции.

Коммуникативная линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-для появления у детей стремления объединяться в пары и группы большей численности (например, при организации концертных дуэтов и коллективном строительстве театра)

-развития умения использовать средства организации взаимодействия в ситуации разногласия («Шляпка справедливости»)

Предметная линия.

Обеспечить условия для развития умений:

-для ознакомления слогослияния( когда гласные и согласные звуковички поют общую песенку);

– развивать умения находить слова, начинающиеся с определенного слога, пропевать слоги на мелодии известных детских песенок ( в концерте  театра «Звуковичок»)

Игровой блок 6
30. Вручение паспортов.

31.Продолжение вручение паспортов.

32-33.Изготовление программок для гастрольных концертов.

34.Успешные гастроли 

Игровая линия.

Обеспечить условия:

для введения в игру новой страны – царства Грамоты и феи Грамоты как прообраза будущего учителя;

-создания во внутреннем плане воображаемых фрагментов игрового сюжета с опорой на особую смысловую позицию (например, представление о воображаемых гастролях театра «Звуковичок»

– освоениея режиссерской игры высокого уровня в контексте игрового сюжета (например, на основе общения двух звуковичков)

 Коммуникативная линия.

Обеспечить условия для развития у детей потребности использовать в своем игровом опыте умения взаимодействовать в парах, распределять общую работу, нести ответственность за свою часть работы.

Предметная линия.

Обеспечить условия:

-для формирования представлений о знаковой системе русского языка( например, на основе введения букв русского алфавита как паспортов звуковичков);

-осознания(в процессе игры), что некоторые из гласных звуков обозначаются двумя буквами( так, у звуковичков а, у, о, э по два паспорта);

-формирования умения соотносить слоги, объективированные в виде пары согласного и гласного звуковичков, с их изображениями при помощи букв.

 

Развитие творческой инициативы:

-Игры с макетами «Город гласных», «Город согласных»;

-Игры с дидактической игрой «Вертолина»;

-Режиссерские игры;

-Дидактические игры: «Найди звук», «Где спрятался звук?», 

-Сюжетно – ролевые игры;

-Придумывание сюжетов;

-Игры с сигнальными карточками

 Развитие коммуникативной инициативы:

-Дидактическое упражнение «Расскажи по фотографии о гласном или согласном друге»;

-Обсуждение ситуаций «Что бы вы сделали?», «Как вы поступите?»

– Игра «Закончи предложение»;

-Использование образных средств организации общения в ситуации разногласия («Шляпка справедливости», «Подносик справедливости», «Карманчик справедливости»);

-Словесные игры: «Читаем загадку – находим отгадку»

Развитие инициативы как целеполагание и волевое усилие:

– Рисование «Домик для звуковичка», фотография  звуковичка;

-Аппликация «Домик Гласного», программка для концерта, карта «Фонетики»;
– Конструирование театра «Звуковичок», кафе «Звуковичок»;

-Изготовление макетов «Город гласных», «Город согласных».

Развитие познавательной инициативы – любознательности:

– Сравнение  гласного звука с согласным ( при произношении звука: наложением ладошки на гортань, прикрытием ушных раковин ладонями);

-Просмотр презентации «Звуки»;

-Рассматривание азбуки.

Работа с родителями:

  Консультации: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Роль семьи в развитии речи ребенка»;

-Изготовление атрибутов к игровым занятиям;

– Помощь в создании альбома «Буква и Звуковичок»

3 этап – заключительный:

Итоговое мероприятие:

Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения познавательно – игрового развлечения « Успешные гастроли».

Итоги проекта:

         В ходе реализации проекта предполагаем:

-построение игрового сюжета даст возможность реализовать определенную последовательность в формировании у детей фонетической стороны речи;

-дети приобретут умения различать гласные и согласные звуки  и давать им характеристику;

-выделять заданный звук в слове (в том числе интонационно), находить слово, содержащее заданный звук (слог);

-определять место звука (слога) в слове;

– проводить фонематический анализ и составлять фонематические схемы слов.

 

Создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста звуковой культуре речи:

-разработать конспекты занятий;

-игрушки и игровое оборудование;

-наглядно –дидактическое пособие;

-картотеку игр на развитие звуковой культуры речи, коммуникативных способностей;

-создать центр «Звуковичок» в группе;

-вызвать интерес у родителей к проблеме формирования правильного речевого развития у детей;

-координировать деятельность по обучению родителями детей правильного речевого развития.

 

Литература:

«Освоение детьми 5-7 лет образовательной области «Речевое развитие» И. А. Модина, Изд. «Учитель»2014

Управление образования администрации 

Петровского муниципального района

МКУ «Методико –  правовой центр муниципальных образовательных

учреждений Петровского муниципального района»

Мероприятие на тему:

«Испорченный праздник. Помощь идет»

для детей старшего возраста

                                                                    воспитателя

МБДОУ д/с №8 «Тополек»

                                                                              Линяевой Татьяны Ивановны

Тема мероприятия: «Испорченный праздник. Помощь идет»

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», 

« Физическое развитие».

Задачи: Обеспечить условия для развития умений-

Развивающие:

1.Создание мотивации помощи и познавательной мотивации

2.Развивать внимание, память и логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

3.Обогащать  игровой сюжет своими смыслами.

  1. Развивать способности  умения услышать в слове определенный звук, развивать связную речь.

 5.Развивать   умение соотносить движения со словами.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью,  формировать осознанную потребность в двигательной активности.
  2. Воспитывать  интерес к развивающим играм.

Обучающие:

1.Совершенствовать способности строить звуковую модель слова

  1. Формировать фонематический слух через игру. 

Предварительная работа: разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.

Форма проведения мероприятия: игровая обучающая ситуация. 

Методы и приемы:

  1. Игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра, развивающие игры);
  2. Наглядно-демонстративные (использование демонстрационного материала:  схема «Фенолета», иллюстрация замка, карточки гласных звуков);

3.Практические (упражнение Допиши буквы», конструирование «Фенолета», д/и «Рассели звуки»);

  1. Словесные (диалог с детьми);
  2. Интегративный (объединение различных областей)

Виды  детской деятельности

  Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, конструктивная.

Оборудование:

Аудиозапись, картинки с изображением замка, гласных букв, схема «фенолета», сигнальные карточки или фишки, развивающие игры: «Геоконт», «Игровизор», мяч, карточки для игры «Допиши букву».

Ход:

    Игровое занятие начинается с телефонного звонка. Это звонит Фея Грамоты. Она говорит, что у нее день рождения, и она пригласила  всех звуковичков в гости. «Но что – то  случилось, не пришли мои друзья», – плачет Фея.

– Ребята, помогите, найдите моих друзей. Мне без них грустно.

-Поможем? (Да)

-Тогда, нам надо добраться до замка Феи и расспросить, где живут звуковички?

-На чем  можно добраться до замка? (На самолете, вертолете, машине, мотоцикле…)

-Как можно назвать перечисленные  предметы (средства)  одним словом? (Транспорт)

-Отлично, но мы отправимся в замок Феи на фенолете. А в этом нам поможет игра «Геоконт»

Конструирование фенолета на «Геоконте»

-Молодцы, с заданием справились. В путь, друзья!

-Я кручусь, верчусь

На фенолете до замка домчусь.

-А вот и ворота замка. Их охраняет эхо. Чтобы  пройти через ворота, эхо просит поиграть.

Игра «Эхо» (Назови и повтори последний слог)

Ребята прилетели, чтобы помочь.

– Ребята, проходите и будьте внимательны,  может найдем какие – нибудь  подсказки.

Посмотрите, письмо. Хотите узнать, что там?

-Магические знаки. Надо дописать элементы букв, а поможет нам игра «Игровизор».

– Прежде, чем  выполнить следующее задание, нужно размять пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику. Согласны?

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

 На поляне дом стоит,               (Пальцы обеих рук соединяют, делают крышу

 Ну, а к дому путь закрыт.         Руки повернуты ладонями к груди, 

Мы ворота открываем,   средние пальцы соприкасаются, большие –      вверх   

                                                                        «ворота»                                                                                                                                                       

В этот домик приглашаем              Ладони разворачиваем)               

(Дети  дописывают элементы гласных букв- А,О,У,Е,И…)

– Какие буквы получились, произнесите звуки.

-Эти звуки гласные или согласные? Докажите.

-Посмотрите, эти звуки ожили, и пытаются от нас убежать. Надо их поймать и объяснить, что мы друзья.

Игра «Поймай звук» (Воспитатель произносит звуки, дети хлопают в ладоши, если услышат гласный звук)

-Ребята, звуковички просят нас поиграть с ними в игру с мячом  «Назови ласково». Только тогда, они поверят, что мы друзья. 

Звуковички очень маленькие, поэтому у них не дом, а домик.

Игра с мячом «Назови ласково»

(Не стол, а ….;не ложка, а….; не тарелка, а …;не рука, а…; не нога, а…)

-Ребята, надо поторопиться. ( Воспитатель позывает карточки «гласных») Когда Звукомор и его брат Звуковред узнали, что фея Грамоты пригласила  нас – звуковичков на День рождения, а их нет, то они нас заколдовали. 

Динамическая пауза

В замок  приглашаю вас пойти

 интересней приключенья нам ребята не найти.

В замок  отправимся играть, 

будем весело шагать

По тропиночке пойдём 

друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

 и к замку  побежали.

-Чтобы расколдовать, надо составить схему слова «Грамота», и тогда чары Звукомора и Звуковреда рухнут.

– Грамота живет в замке. В замке залов столько, сколько слогов в слове «Грамота». (Выставляется иллюстрация замка с тремя залами)

-Сколько залов в замке? (3) Как узнали, докажите.

– Надо первый слог заселить в первый зал, второй – во второй, третий слог – в третий зал.

Игра «Рассели  звуки» (Формирование фонематического слуха через игру)

Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? Какие фишки понадобятся и почему?

-Назовите второй (третий) слог. Из каких звуков он состоит? Какие фишки понадобятся и почему?

-Ребята пришло время возвращаться в детский сад.

Я кручусь, верчусь

На фенолете до детского сада  домчусь.

(Телефонный звонок)

— Фея  Грамоты вас благодарит за помощь. Звуковички все собрались и весело отмечают День рождения. 

 Итог. -Ребята, если вам понравилось спасать звуковичков, возьмите вишневую конфету. А если не очень  возьмите лимонную.

 

Литература:

 Модина И. А. «Освоение детьми 5-7 лет образовательной области «Речевое развитие» Изд. «Учитель»