Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Машенька» г. Пенза
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Кузнечики»
«Нравственные ценности и будущее человечества: Добрым быть совсем не просто …»
Подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Деревянко Анастасия Николаевна
Цель: формирование первичных ценностных представлений.
Задачи:
Обучающие:
— закрепить знание детей о литературной сказке «Цветик-семицветик»;
— продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
— обогащать словарный запас детей;
— развивать речь, память, логическое и творческое мышление;
Развивающие:
— стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
— развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
— развивать двигательную активность;
— способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные:
— воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
— воспитывать стремление совершать добрые дела.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о добрых поступка: Е.Пермяк «Самое страшное»; В.Осеева «Просто старушка», «Синие листья», «Волшебные слова»; В.Катаева «Цветик-семицветик».
Ход:
1 этап – Организационно-мотивационный этап.
— Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте с ними поздороваемся.
— Здравствуйте!
— Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера!
Занимайте свои места на стульчиках (дети садятся на свои места, стулья расставлены полукругом).
2 этап — постановка задачи, подведение к деятельности.
— Нашу беседу хочу начать не с простого вопроса.
Что такое будущее?
— А будущее наше может быть каким?
-Я думаю, что все мы хотим, чтобы наше будущее было хорошим, светлым.
— А что бы наше будущее было хорошим, какими каждому из нас нужно быть? (Честным, добрым, организованным, отзывчивым, смелым …)
— Молодцы, верно, все сказали. А сегодня мы будем говорить об одном нравственном качестве человека, без которого не может быть светлого будущего нашего человечества.
Это доброта.
3 этап — решение задач деятельности.
— Но в начале сюрприз! Отгадайте загадку.
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в … (вазу).
— (Воспитатель показывает вазу.) Какая она?
(Хрупкая, прозрачная, хрустальная, сделана из хрусталя.)
— Как вы думаете, как с ним нужно обращаться?
(Осторожно, бережно, аккуратно, нежно.)
— Давайте передадим ее из рук в руки друг другу.
Дети передают вазу из рук в руки.
— Ребята, сейчас вы бережно и аккуратно отнеслись к вазе, а как выдумаете, кроме предметов, к чему еще человек может относиться трепетно, бережно, боясь это потерять? (К людям, животным, природе…)
— Поставим нашу вазу бережно на полку.
— Скажите, в каком произведении ваза все-таки разбилась? («Цветик-семицветик».)
— Да, верно, эту сказку написал В.Катаев. Как вы помните, в этой сказке главная героиня девочка Женя получила в подарок волшебный цветок цветик-семицветик.
— Какая у него была волшебная сила? (Выполняла любые желания.)
— Какие из желаний, которые загадала Женя, показались пустыми, ненужными? (Игрушки, северный полюс.)
— Почему? (Она думала только о себе.)
— Сама себе призналась: – Вот так штука! Оказывается, шесть лепестков уже потратила – и никакого удовольствия.
— А какой поступок Жени заслуживает внимания, похвалы?
— Скажите, а то бы вы почувствовали, если бы так же помогли мальчику?
(Чувство радости, удовольствия.)
— Какой поступок совершила Женя? (Добрый.)
— Значит Женя добра девочка?
— А если человек добрый, значит он какой? (Заботливый, внимательный, добродушный.)
— А не добрый человек он какой? (Злой, грубый, жестокий.)
— Подумайте и скажите, о ком или, о чем можно сказать «доброе» (утро, море, чувства, слово, дело, мысли).
— Бывает и песня про доброту.
Физкультминутка.
Ритмические движения под песню «Что такое доброта».
— Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту этой песни. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
— А как вы думаете, доброту можно потрогать? (Ответы.) Доброта имеет ли запах, вкус? (Ответы)
— А как можно доброту увидеть? И где? (В поступках, чувствах, действиях, делах.)
Воспитатель:(обращает внимание на поднос с предметами). Ребята, посмотрите на эти предметы: цветок, грязная чашка, сломанная игрушка, зернышки, конфеты.
С помощью этих предметов можно совершить добрый поступок. А какой можно совершить добрый поступок мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Лети лепесток».
«Волшебный лепесток» мы будем передавать по кругу со словами. У кого в руках окажется лепесток, тот должен будет выбрать предмет и рассказать о добром поступке, который можно совершить с этим предметом. (Цветок подарить, грязную чашку вымыть, зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, конфету подарить другу.)
Слова для проговаривания:
Вот лепесток по кругу летит
О добрых делах подумать велит.
Воспитатель:
Молодцы! Доброта — это важное человеческое качество. Даже есть народная мудрость: «Кто добро творит, того Бог благословит». Про доброту есть очень много пословиц и поговорок. Мы сейчас их вспомним вместе.
Воспитатель обращает внимание на стебелек, где прикреплена сердцевина от цветочка со словом «добро».
— А сейчас ребята посмотрите на сердцевину и стебелёк от цветочка, на сердцевине написано слово «доброта», а в руках у меня волшебные лепестки цветика – семицветика, которые растеряла Женя. Я их собрала и обнаружила, что на них написаны известные пословицы и поговорки. Но одно слово потерялось. Его нужно договорить. Я буду читать, а вы будите добавлять недостающее слово. (Воспитатель намеренно пропускает слова в пословицах и предлагает на выбор несколько. Ответ дети фиксируют, взяв лепесток и прикрепляют его на доске.)
1 – Какому человеку бывает стыдно и перед кошкой? (Взрослому, старому, доброму.)
Доброму человеку бывает стыдно и перед кошкой.
2 – Какие дела красят человека? (великие, маленькие, добрые).
Добрые дела красят человека.
3 – Жизнь дана на какие дела?
Жизнь дана на добрые дела.
4 – Какие слова лучше мягкого пирога?
Добрые слова лучше мягкого пирога.
5 – Какому человеку и чужая болезнь к сердцу?
Доброму человеку чужая болезнь к сердцу.
6 – Спешите делать что?
Спешите делать добро.
7 – Про какое дело говори смело?
Про добро дело говори смело.
Вот и мы с вами составим из лепестков «Добрый цветок».
— Мы поставим его в нашу вазу, чтобы он напоминал, что мы должны делать только добрые поступки.
5 этап-рефлексия.
— Мы сегодня много говорили о доброте.
Попробуйте сказать, что такое доброта?
— Доброта — это чуткость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям. Доброта — это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
— Дорогие гости, правильно дети сформулировали понятие «доброта»?
— Ребята, как вы думаете, лучше быть добрым или злым?
Даже А. Барто нам советует
Если добрым вырос ты,
Злыднем — быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
«Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец», так говориться в мудрой пословице! — Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими, и будущее человечества будет в надежных руках и не будет там зла. Всему этому нужно учиться каждый день, всегда прислушиваться к тому что советуют ваши родные и близкие люди и тогда, я уверенна, всё будет хорошо
— А вы знаете, не нужно откладывать Добрые дела на потом. Начинаем творить добро прямо сейчас с самого простого — с добрых пожеланий нашим гостям. Можно я начну?
Я желаю, чтобы на вашем жизненном пути, встречались только добрые, чуткие люди.
